0
4071
Газета Печатная версия

08.08.2019 00:01:00

«Белые кресты», фон Регенау и другие предатели

Листая темные страницы великой трагедии

Тэги: история, вторая мировая война, нацизм, германия, генерал власов, петр краснов, николай первый, пушкин


история, вторая мировая война, нацизм, германия, генерал власов, петр краснов, николай первый, пушкин Генерал Власов и его армия навсегда остались в истории – истории коллаборации. Фото из Федерального архива Германии

Однажды в разговоре с Пушкиным Николай I заметил, что у бунтовщика не может быть истории. Государь ошибся: время показало, что и у бунтовщиков, и у предателей давно уже существует история, тесно переплетенная с историей их жертв…

Книга московского историка, постоянного автора «НГ‑EL» Андрея Мартынова посвящена как раз такой проблеме – сотрудничеству значительного числа советских граждан и части русского зарубежья с нацистами в годы Второй мировой войны.

Это дополненное и исправленное издание: объем увеличился на печатный лист, появилось два новых приложения, стало на полтора десятка больше архивных ссылок. При этом структура книги осталась прежней, все привнесения касаются уточнений рассматриваемых вопросов и сюжетов, составивших все три части монографии.

В первой из них разбираются устоявшиеся ложные стереотипы о коллаборации, созданные ее участниками и призванные обелить их перед мировой общественностью.

Как и в случае с мифом о «чистом» вермахте (опровергнутом в историографии и общественном сознании немцев в 1990–2000 годы), он строился на неучастии предателей в нарушениях обычаев войны и дистанцировании от партийного руководства нацистской Германии. В реальности именно сотрудничество с СС (преступной организацией, согласно постановлению Нюрнбергского трибунала) способствовало росту их численности, разрешало, пусть и не в полном объеме, вопросы со снабжением.

Вторая часть восстанавливает историю батальона «Белые кресты», сражавшегося в 9‑й армии вермахта. Батальон интересен с точки зрения психологии: его основу составили эмигранты, ветераны Гражданской войны. Но постепенно, по мере рекрутирования военнопленных, перебежчиков и жителей оккупированных территорий, в нем возобладали советские граждане. Аналогичные процессы происходили и в 1‑й Русской национальной армии – проекте Абвера, направленного на разведывательно‑диверсионную деятельность и борьбу с партизанами, которую возглавлял бывший деникинский офицер Борис Смысловский (псевдонимы фон Регенау, Хольмстон).

27-15-12_t.jpg
Андрей Мартынов.
По обе стороны правды.
Власовское движение и
отечественная
коллаборация.–
М.: Вече, 2019. – 416 с.
А вот Русская освободительная народная армия (РОНА; ее история завершает вторую часть), наоборот, создавалась исключительно советскими гражданами, и процент эмигрантов в ней был минимален. В отличие от «Белых крестов» и 1‑й РНА она в итоге вошла в состав Ваффен‑СС в качестве 29‑й дивизии.

Исследователь в числе прочего обращает внимание на злодеяния, которые совершали чины рассматриваемых формирований (например, РОНА в ходе подавления Варшавского восстания).

Третья часть посвящена власовской армии и касается двух сюжетов: крайне сложных отношений генерала‑предателя с одним из лидеров казачьей эмиграции атаманом Петром Красновым, а также боевого применения 1‑й дивизии Вооруженных сил Комитета освобождения народов России против Красной армии. В случае конфликта с Власовым, вероятно, играли роль личные амбиции Краснова и его изначальное предубеждение к бывшему советскому генералу. В итоге спор разрешился в лучших традициях тоталитаризма – курировавшее власовцев руководство СС подчинило им казаков.

Участие власовцев в операции «Апрельская погода», целью которой являлась ликвидация предмостного плацдарма Красной армии на Одере, показала неудовлетворительную оперативную подготовку и крайне низкую дисциплину предателей. Что, впрочем, неудивительно: одно дело – борьба с безоружными польскими повстанцами или партизанами (остатки РОНА были влиты в армию Власова), а другое – с регулярной армией.

Впрочем, даже если бы там, на Одере, коллаборанты и достигли временного тактического успеха, славы им это не прибавило бы. Прав был Виктор Гюго, когда говорил: «Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны». Но в историю они, увы, вошли. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
975
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
336
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
465
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
305

Другие новости