0
1988
Газета Печатная версия

11.07.2019 00:01:00

В доспехах рабочих одежд

Богатство внутреннего мира, населенного образами, безошибочно извлеченными из окружения

Тэги: поэзия, деревня, софия, франциск скорина, волки, татаромонголы


14-2-1-t.jpg
Юрий Иванов‑Скобарь.
Годовые кольца: Стихи.
– [б.м.]: Издательские
решения, 2019. – 46 с.
Привычно считать, что поэты концентрируются в городах, где для литературной деятельности доступны все интеллектуальные блага цивилизации – библиотеки, архивы, музеи, где сложились различные литературные сообщества, проводятся встречи и вечера. Мы стремимся к центрам культуры и образования, справедливо надеясь на их поддержку в своем творчестве, но забываем, что пути искусства так же неисповедимы, как и пути Господа. Поэтическое чувство вспыхивает независимо от обстоятельств жизни, изысканности среды. Удивительной и романтичной представляется история поэта, живущего в глухой деревне, занятого своим хозяйством, наблюдающего за пробуждением мира в те ранние утренние часы, когда города со всеми их поэтами еще спят:

…Я редко влюблялся 

и честно любил,

разлука – крушенье надежд…

Но каждое лето я в сад 

выходил

в доспехах рабочих одежд.

Отсюда и название нового сборника стихов Юрия Иванова‑Скобаря имеет естественно‑природный характер – «Годовые кольца». Стихи нарастают от года к году, вбирая в себя впечатления, переживания, картины сельской жизни, храня внутри своих колец основу характера и устойчивость мировоззрения поэта, который за повседневными трудами привычно вслушивается в тишину:

нежданный стук в дверь

любовь?

судьба?

смерть?

угадай с одного раза

другого может и не быть.

Нельзя сказать, что погружение в российскую глубинку вовсе отрывает человека от общения с собратьями по перу. Наше время дает возможность диалога в безграничной атмосфере Интернета, но все же книга – объект материальный, и слово материализуется в ней. Не все подвластно Интернету, оперирующему лишь виртуальными образами и понятиями. И единственным реальным контактом для отшельника является феерия литературных фестивалей, которые проходят в летнее время в России и сопредельных ей дружественных странах, создавая краткосрочные, но ценные творческие связи, позволяя обменяться новыми книгами, заявить о себе, читая стихи перед реальными слушателями, – блеснуть новыми годовыми кольцами, отозваться впечатлениями в новых стихах:

Святая София парит 

над рекой

Франциска Скорины 

вальяжен бульвар

студент на скамейке уткнулся

в смартфон

скучает без дела вождя 

монумент

под солнцем проста 

перекличка эпох.

Книга имеет три раздела: «Вечер», «Гравюры», «Багажная полка», в каждом из которых свое настроение. И если в первых двух собраны новые стихи, то на «Багажной полке» хранится избранное из ранее изданной книги «Хронология обстоятельств» (2010). Такое соединение при сопоставлении дает неожиданный автобиографический эффект, показывает, как за истекшие 10 лет изменилось авторское лицо поэта – его голос, взгляд, слог. Кроме того, изменился и состав объектов его поэтического отклика. Если в ранней книге преобладали рифмованные стихи, то в новой книге приоритет дан стиху свободному. Если в первой книге внимание сосредоточено на социальной стороне жизни, отражено в портретах и характерах людей, то в новой оно все более сосредотачивается на природной составляющей – пейзажах и событиях неторопливого сельского бытия.

зима

темнота

постоянство Полярной звезды

путь далек

только три фонаря на пути

тишина

словно времени не существует

то мерещится что вот сейчас

лавой татаро‑монголы 

ворвутся в село

или выскочат волки навстречу

сволочи воют в окрестных 

лесах.

Раздел, соединивший в себе пейзажные зарисовки, отражающие смену времен года, а с ними смену поэтического настроения, назван «Гравюры». Отчетливость. Точность линий. Прозрачность красок. Чувствуются философская наблюдательность, созерцательность, свойственная японской поэзии. Недаром в этом разделе размещены и три классические танка.

черны полыньи

плещутся кряквы в воде

таится лиса

раскинула сеть следов

от берега к берегу.

Десятилетие отделяет нынешнюю книгу от предыдущей. Для кого‑то 10 лет могут пройти незаметно, не отразившись на творчестве, не внеся изменений в единожды сложившиеся представления о правильности и выразительности, а для кого‑то, наоборот, 10 лет созерцания оборачиваются открытиями, озарениями, даже просветлениями, обнаруживают художественную глубину в привычном и обыденном. Именно такое преображение показывают годовые кольца небольшой, но весомой поэтической книги поэта Юрия Иванова‑Скобаря.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
234
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

0
97
Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
101
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
104

Другие новости