0
2429
Газета Печатная версия

14.02.2019 00:01:00

Настроение – это простор

Может ли поэт сам размышлять о собственных стихах

Тэги: поэзия, эссеистика, анализ, комментарий, державин, простор


5-15-3_t.jpg
Широки природные просторы, но поэтические 
  – еще шире. Фото Андрея Щербака-Жукова

«Возникновение стихотворения из случайных слов, строк, совпадений – чудо. Очень трудно объяснить чудо. Но можно проследить хронологию событий, мыслей, действий, которые к чуду привели», – говорит поэт, прозаик и эссеист Галина Щербова. Она раскрывает перед нами механизмы своей поэтической работы: пути возникновения замысла и воплощения его в законченное стихотворение. Автором книги проанализировано около ста собственных стихотворений, каждое из которых имеет свою историю.

Есть устойчивое мнение, что хорошие стихи не нуждаются в комментариях. Однако это мнение распространяется только на автора стихов и никоим образом не ограничивает читателей и критиков в обсуждении, толковании, собственном прочтении и оглашении мнения по поводу стихов, представленных поэтом. То есть автору не полагается, а литературоведу разрешено и всячески поощряется.

Всегда интересно знать: что имел в виду поэт, когда написал так-то и то-то, почему не иначе, какие события или впечатления отражены в стихотворении, каким путем шло поэтическое мышление, которое привело к открытиям, прозрениям? Что было причиной, что следствием? И литературоведение активно занимается разбором стихотворений, их комментированием. Но обычно такие исследования проводятся в отношении ушедших авторов, которые уже не могут дать комментарий, и он создается постфактум на основании имеющихся сведений, зачастую очень скромных.

В истории литературы, однако, имеются и примеры обратные, когда поэты сами создавали комментарии к своим сочинениям. По этому поводу исчерпывающими являются слова Державина: «Все примечатели и разбиратели моей поэзии, без особых замечаниев, оставленных мною на случай смерти моей, будут судить невпопад». Первый краткий комментарий он создал в Званке в 1805 году, более подробные объяснения к стихам, раскрывая их природу, продиктовал в 1808-м.

Щербова так объясняет причины, подтолкнувшие ее к публикации комментариев к своим стихам: «Только поэт в полной мере понимает свои стихи. Ему известно, какая многоярусная конструкция из душевных порывов, путаных мыслей, сонного безделья и бессонных трудов, направленных поисков и ослепительных случайностей является корнем аленького цветочка – стихотворения». Автор рассказывает в книге, что желание фиксировать этапы поэтического труда возникло постепенно из понимания поэзии, способности оценить чужие и свои стихи, видеть их конструкцию – существенные и вспомогательные элементы, осмысленно работать над их усовершенствованием. Идея собрать такую книгу возникла в 2010 году.

5-15-13_t.jpg
Галина Щербова.
Система случайностей
(Этюды о стихосложении).
– М.: Кругъ. 2018. – 256 с.

«Написав новое стихотворение, поэт помнит процесс его создания до мельчайших подробностей, – говорит Щербова в предисловии. – Но вот оно начинает существовать в законченной форме, и из сознания немедленно удаляются этапы извлечения итога. Всегда помнится исходное художественное впечатление, от каких строк, как от трамплина, оттолкнулся замысел. Но как одно слово заменялось другим, как подбирались рифмы, – вся эта суетливая и нервозная кухня компоновки и перестановки забывается. Если зафиксировать ход работы сразу, сохранится много нюансов и тонкостей, которые уже не восстановить даже через месяц… Записи о рождении стихотворения представляют собой лот, показывающий реальные глубины, из которых оно выужено».

Комментарии к стихотворениям имеют дневниковый характер, выстроены хронологически. Это искренний, интересный и серьезный рассказ о творчестве, не лишенный самоиронии: «…записи о работе над стихами включают много нелепого, смешного, даже смехотворного, – что неизбежно возникает при лихорадочном поиске версий. Иногда рифма берется, какая попало, лишь бы удержать ритм и перепрыгнуть через досадное препятствие к брезжущим впереди строкам. Потом она заменяется достойной, но память о первом варианте остается, вызывая улыбку, иногда веселую, иногда скептическую».

Книга свободна от сухих литературоведческих постулатов, от всего, что можно почерпнуть в учебниках, она едва ли может быть руководством к действию для других поэтов как совершенно личный подход к поэтическому искусству. Однако несомненным ее достоинством являются глубокие рассуждения о поэзии, выношенные автором в процессе осмысления работы над стихами: «Главное преимущество поэтического высказывания перед всеми прочими, его высшая ступень – несказанное. Оно таится в том настроении, которое невольно охватывает при чтении стихотворения. Настроение не описывается, а вызывается… Настроение – открывающийся простор, а точные слова лишь фиксируют его вершины и дали. Поэтическое волшебство именно здесь». 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
3292
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
3300
У нас

У нас

Всеволод Федотов

0
1068
У гениев нет передышки

У гениев нет передышки

Николай Фонарев

В Малом зале ЦДЛ вручили премию «Писатель ХХI века»

0
381

Другие новости