0
3013
Газета Печатная версия

14.02.2019 00:01:00

Верлибаба пошла на охоту!

Сказки про синего волка, голого рыцаря и лилипута Малькова

Тэги: детская литература, сказки, мифологические герои, бабаяга, змей горыныч, волшебство, мультфильмы, тайна третьей планеты, юмор, ирония, танго


5-14-1_t.jpg
Очень вредная болотная ведьма Верлибаба. Иллюстрация
из книги

Синий волк ест снег и спит в берлоге летом, случайно разбуженный начинает голодать и худеть, а маленькая девочка спасает его, накормив мороженым. Горлопан Витя с воплями бродит по лесу и теряет свой голос – оказывается, его поймал и заключил в пузырек загадочный седой бородатый старичок. Благородный рыцарь Майкл, после битв и побед стремящийся к своей леди Джулии, вдруг попадает в гости к отшельнику, теряет все и остается жить в лесу голым – навсегда. Кукушку, которой надоело сидеть на пружине в часах и куковать, в обеденный час заменяет домовой – правда, никак не может запомнить, что нужно кричать «ку-ку!», вместо этого кричит «гав-гав!» или «хрю-хрю!». Лягушка, которой было одиноко в болоте, отправляется в нелегкий путь – в гости к белке в дупло – и в итоге превращается в древесную лягушку, которая лазает по деревьям. Лилипут Мальков спешит в гости к Великану с подарком в виде банки гуталина, но попадает в дебри... щетки. Это лишь малая часть сказочных сюжетов, от которых буквально лопается новая книжка детского писателя, поэта Игоря Жукова, на счету у которого уже 30 книг стихов и сказок и немало премий, среди которых Всероссийская литературная премия им. Петра Ершова, Всероссийский конкурс «Книга года. Выбирают дети (10 лучших книг для детей)» и Всероссийская премия им. Корнея Чуковского.

Сказки Игоря Жукова замечательны тем, что волшебство не приходится долго искать, вызывать. Оно является, что называется, с полпинка. Или нет, даже не так: автор, похоже, вообще не проводит границы между обыденным и чудесным, фактически ставя между ними знак равенства. Буквально с первой строчки читателя затягивает водоворот неожиданных, часто смешных, иногда ироничных и порой как бы «в проброс» поучительных событий. Ну, вот, скажем, так: «Каждый день очень вредная болотная ведьма Верлибаба уходила на Большую Охоту. Так и говорила: «Пошла на Большую Охоту!» Она пряталась в камышах на болоте и поджидала кого-нибудь из зверей и птиц, чтобы схватить и утащить в самую топь», «Однажды на кухню вошел кот Сеня. – Что тебе угодно, Сеня? – спросила Золушка. Она варила гороховый суп. На часах было десять», «Однажды, когда Миша шел по улице, ему прокусил ботинок Комар», «Однажды Стиральный Таз, который всегда молчал, произнес: «Пожалуй, я двоюродный брат морского корабля».

5-14-11_t.jpg
Игорь Жуков. Да
здравствуют бабочки!
36 сказок/ Иллюстрации
Виктора Чугуевского.
– М.: Октопус, 2019.
– 160 с. 
Сказочка про Стиральный Таз как раз очень иронична: когда Таз убеждают, что он не может быть кораблем, поскольку вода-то у него внутри, а не снаружи, то по размышлении он решает, что он ни много ни мало – племянник Средиземного моря. Не делая различия между реальным и волшебным, Игорь Жуков в своих сказках также не делает скидку на времена и эпохи. Он транслирует некое общее сказочное время, в котором в единой сумасшедшей круговерти двигаются волки, петухи, коты и обезьяны, помидоры и огурцы, люди, мифологические персонажи вроде Лешего, Бабы-яги и Змея Горыныча, всяческие разбойники, цари, короли и принцессы, изобретенные автором персонажи вроде Лесной Замарашки, Серой Луковки, Ёлочки-Юлечки и т.д. Этот сказочный космос динамичен, забавен, ярок и убедителен.

Замечаешь, что сказочник тоже как бы «в проброс» порой оперирует совсем не детскими рефлексивными ремарками. А заключительный цикл в книге «Сказки о танго» – это вообще, пожалуй, сказки для взрослых. Влюбленный царевич Алексей добивается взаимности девицы Ефросиньи. А Ефросинья глядеть на него не хочет, любит только танец танго, и Алексею не остается ничего другого, как научиться его танцевать. А чтобы ощутить ритм и характер танго, нужно положить в карман некий важный предмет. Какой? Почитайте и узнаете. В этих историях, кстати, ощутим дух и витиеватый церемонный стиль московской мистико-романтической повести XIX века. И, конечно, нельзя умолчать о том, что книга оформлена чудесными иллюстрациями Виктора Чугуевского, который создавал рисунки для мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Королевский бутерброд» и «Медвежуть». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По жизни хвост нести трубою

По жизни хвост нести трубою

Максим Валюх

Стихи про снежный апрель, разовые розы и ожидание мая

0
792
"Не обижать – это большое действие"

"Не обижать – это большое действие"

Наталия Звенигородская

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

0
2412
Сказки из кармашка

Сказки из кармашка

Елена Константинова

Зуля Стадник о том, почему сократила имя, о спрятанной навсегда первой повести и Стальной Шпильке

0
3868
В пророки я не рвусь

В пророки я не рвусь

Людмила Саницкая

К 90-летию поэта и пародиста Зиновия Вальшонка

0
1613

Другие новости