0
3360
Газета Печатная версия

07.02.2019 00:01:00

Змей Горыныч стал раним

О неловкости при столкновении со своей чувствительностью

Тэги: лирика, ирония, черный юмор, змей горыныч, фантазия, детские стихи, ундина, животные, романтизм, пессимизм, рефлексия


лирика, ирония, черный юмор, змей горыныч, фантазия, детские стихи, ундина, животные, романтизм, пессимизм, рефлексия Животные у автора наделяются человеческими качествами. Фото Ильи Плохих

Сначала два стихотворения из книги:

Вот едет фура с арбузами.

Навстречу ей – фура

со шкурами.

Фуры меняются грузами.

Грузы меняются фурами.

Их перевозчик – меняется.

Их дальнобойщик – меняется.

Адрес доставки – меняется.

И ничего не меняется.

Или:

Женщины тоже люди,

хоть и имеют груди

и всякие прочие ноги.

Врут, что женщины

– боги.

Первый, кто вспомнился при прочтении: Николай Глазков с его иронией, черным юмором, установкой на простоту, если не на примитив, парадоксально сочетающуюся с «небывализмом». Так и у Ильи Плохих: самоирония, черный юмор. И внезапно – доброе-вечное. Нет (точнее, она очень сглажена) парадоксальности, абсурдистских инсайтов Глазкова, нет его экспрессивного богатства: основная эмоция книги ближе к ровной антипафосности Евгения Бунимовича с его же уклоном в отрицание ценности своего «я», что можно расценить как обратную сторону поэтического нарциссизма, а можно увидеть в этом сомнение в экзистенциальной ценности человека вообще.

И, конечно, у Плохих очень сильно лирическое начало. Но быть чистым лириком, не прикрывшись защитной иронией, сейчас, после прохождения поэзии через тоннель постмодернизма, опасно: или отнесут к архаистам, или мощная лирическая волна сметет личный быт. И такое балансирование между лирикой и иронией, черным и светлым, обыденным нарративом и фантазийным остранением, наверное, лучший вариант самосохранения для многих авторов.

Лирический герой Ильи Плохих, несмотря на все вышесказанное, человек эмоционально теплый, но отгораживающийся от своих теплых чувств к миру, не веря ему, поскольку мир человеческий конечен, а мистического мироощущения герой лишен. Его порывы к небесному и запредельному возвращаются на тот же иронический круг: «Ангелок сидит на небе/ и не думает о хлебе./ И на облачных ухабах/ он не думает о бабах./ Будь то утро или ночка,/ о душе всегда/ – и точка./ Жаль, при этом пьет безбожно:/ о душе – всегда тревожно». Он – очень земной, и философская основа его стихов, вырастая из постулата о бессмысленности жизни, порождает пессимистический рефлексивный импульс, который удерживает его в пустоте лишь благодаря простой человечности: любви к близким, природе, заботе о коте, печали об умершей морской свинке.

4-13-11_b2.jpg

Илья Плохих. Чёрная с серебром. 

– СПб.: Алетейя, 2018. – 180 с.

Животные у Ильи Плохих абсолютно все наделяются человеческими качествами. Фактически это не старинное олицетворение, а взгляд современного интеллектуального человека, без всякой мистики и лирики жалеющего животных, распространяя на них свою способность испытывать боль, страдать, любить. Но Илья Плохих подвергает свою жалость и сочувствие самоиронии, поскольку активность и здесь ему несвойственна: он пассивный сострадатель, ощущающий себя неловко, столкнувшись со своей чувствительностью, и потому лишь иногда высказывающийся определенно: «Если вы не в мусор кость выносите,/ а тому, кто в ней всегда нуждается,/ то и вам однажды все, что просите,/ прямо в руки, прямо с неба свалится». Это о собаках. Впрочем, можно предположить, что животные и птицы в его стихах пришли из мира детства: в аннотации сказано, что в книге есть и «улыбчивые» детские стихи. Причем граница между стихами детскими и «взрослыми» весьма размыта: «Змей Горыныч стал раним,/ всё ему в обиду./ Оттого при встрече с ним/ подрожи для виду». Очень симпатичные: «Расплескался возле ног/ одуванчиков желток», «Собаки и кошки не дружат друг с другом», «Про Рыжовых и рыжих». Вспомнился Роман Сеф – поэт, близкий Илье Плохих.

В аннотации Илья Плохих назван «чутким лириком». Определение «чуткий», на мой взгляд, очень точное, но все-таки к чистым лирикам я бы автора, конечно, не отнесла: лирическое настроение чаще пробирается в его поэзию черным ходом. Оно отчетливо лишь в некоторых стихах. Доминирует ирония и гасит лирико-романтические порывы. Обычно считается, что ирония противостоит романтизму. Но это не так. Юмор, сатира – активные свойства ума, они срывают искусственный романтический флер с реальности, обнажая ее «низменное», но одновременно бросают по-настоящему романтический вызов своим смехом конечности материального мира. Но ирония, даже приближаясь к ним, затрагивая «низменное», все же в основе своей – защитная реакция чувствительной души, некий компромисс между чувствами и рацио. Порой ирония в «Чёрной с серебром» – следствие отрицания почти стершегося от стихотворного употребления того же романтизма. «Опять припомнились мечты./ За стенкой муж храпел на ложе./ Из крана капало. И ты/ печальная сидела тоже». Но чаще в стихах Ильи Плохих иронией прикрывается лишь сентиментальность – не романтизм. Делает его стихи подлинными наделение их не одноразовым и однолинейным смысловым сообщением, а семантическая и эмоциональная многослойность, проступающая в подтексте трагедийность: «Когда вода соседнего пруда/ однажды вдруг становится тверда,/ там ночью можно видеть господина,/ что грудью ударяется об лёд/ и, телом вжавшись, жалобно зовёт/ кого-то странным именем Ундина». Читатель может предположить, что «жалобно зовёт» Ундину поэт. Возможно, сам Илья Плохих. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По жизни хвост нести трубою

По жизни хвост нести трубою

Максим Валюх

Стихи про снежный апрель, разовые розы и ожидание мая

0
856
В пророки я не рвусь

В пророки я не рвусь

Людмила Саницкая

К 90-летию поэта и пародиста Зиновия Вальшонка

0
1636
Отбился от рук

Отбился от рук

Сергей Белорусец

Стихотворные игры со скрипками, дудками и рыбками

0
2848
Возвращение королей плейстоцена

Возвращение королей плейстоцена

Андрей Морозов

Через два года генетики готовы воскресить шерстистых мамонтов, на очереди – маврикийский дронт и неандертальцы

0
12044

Другие новости