0
2285
Газета Печатная версия

20.09.2018 00:01:00

Их могло быть намного больше

Русские страдания по Нобелевской премии

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард.

Тэги: солженицын, нобелевская премия, эмиграция, бунин, толстой, горький, набоков, шолохов, история, политика, ссср


солженицын, нобелевская премия, эмиграция, бунин, толстой, горький, набоков, шолохов, история, политика, ссср Сидит, небось, и не просто пишет, а презирает европейскую цивилизацию в целом. Как такому премию давать? Илья Репин. Л.Н. Толстой за работой у круглого стола. 1891. СПб., Государственный Русский музей

Я никогда не забуду, как судьба подарила мне разговор с Александром Исаевичем Солженицыным на открытии тогда еще библиотеки-фонда «Русское зарубежье» в Москве. О многом, естественно, хотелось его спросить, но мне не давал покоя один вопрос: почему он в Швейцарии, где оказался сразу после насильственной высылки из СССР, не встретился с Владимиром Набоковым. К слову, в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын назвал Набокова «небывалым писателем». Из ответа Александра Исаевича понял, что Набоков сам, причем дважды, уклонился от встречи. «Я ведь выдвигал его на Нобелевскую премию. А почему ему не дали – не знаю», – добавил Солженицын. Вот этот факт, как мне кажется, мало кому известен. Как и масса других сюжетов, связанных с получением и неполучением русскими писателями и поэтами Нобелевской премии по литературе.

Конечно, имена Бунина, Шолохова, Солженицына и Бродского у всех на слуху. Равно как и горестная история с присуждением премии Борису Пастернаку, раньше времени сведшая поэта в могилу. Однако сюжетов с «неприсуждением» Нобелевской премии литераторам из России намного больше, что показала в своей книге Татьяна Марченко.

Главное достоинство этого исследования – большой архивный материал. Марченко долгое время работала с фондами Шведской академии в Стокгольме и просмотрела сотни обращений в Нобелевский комитет с предложениями о присуждении награды, ежегодные списки номинаций и протоколы финальных заседаний Нобелевского комитета. Интерес также представляют отзывы экспертов с оценками того или иного претендента.

И выясняются интересные факты. Льву Толстому в премии было отказано. Кроме тех, кто получил премию или от нее отказался, среди номинантов были имена «первого ряда» – Максим Горький, философ Николай Бердяев и, как уже говорилось, Владимир Набоков.

34-15-11_a.jpg
Татьяна Марченко. Русская литература в
зеркале Нобелевской премии. –
М.: Азбуковник, 2017. – 658 с.

Существовала и целая плеяда писателей-эмигрантов, чей талант блистал в зарубежье, кандидатуры которых также рассматривал Нобелевский комитет. К примеру, автор больших романов по истории Марк Алданов. А с другой стороны – его полная противоположность, также создатель эпопей по русской истории атаман Петр Краснов, завершивший свою жизнь на виселице за сотрудничество с гитлеровцами. Оказывается, были предложения по выдвижению на Нобелевскую премию певца патриархальной России Ивана Шмелева, изысканного поэтического путешественника по загадочным восточным мирам Константина Бальмонта и мистика, также исторического романиста Дмитрия Мережковского. А еще другого певца старой России – Бориса Зайцева.

Кроме того, на эту премию выдвигались Константин Паустовский, Леонид Леонов, Анна Ахматова и Евгений Евтушенко.

И Татьяна Марченко погружается в отзывы экспертов и стенограммы обсуждений. Перед нами проходит большое полотно восприятия России и русской литературы западными интеллектуалами в ХХ веке. Так, в оценке творчества Толстого ныне всеми забытый путешественник и автор книг по истории славян Альфред Йенсен разглядел: «…презрение восточно-русского славянофильства к европейской цивилизации в целом». А лингвист и журналист Антон Карлгрен назвал творчество Максима Горького изготовленной по заказу «большевистской кашкой» и сравнил с «пустой граммофонной трубой».

Бальмонт, выдвинутый Роменом Ролланом на премию еще в 1923 году, по мнению Карлгрена, наряду с освобождением от догм предшествующей реалистической литературы был неправ в другом: «Он собирает гимны, оды, баллады и афоризмы из младенчества всех мыслимых народов, древних богов из Египта, Ассирии, Китая, Перу, Мексики…»

Но вот для Бунина, к примеру, нашлись совсем другие слова: «Он является бесспорным представителем носителей тех художественных традиций русской литературы, которые не жертвовали искусством для тенденции и свое художественное служение не подчиняли преходящим настроениям политической обстановки. Бунин и сейчас, в эмиграции, в момент обострения политической и партийной озлобленности остался художником».

В рамках газетной рецензии невозможно описать весь объем мнений, который приводится в книге. Но и так, навскидку, все-таки можно получить представление о какой-то общей тенденции оценок русской литературы на Западе.

История присуждения Нобелевской премии Шолохову вообще напоминает детектив. Она началась еще в 1933 году, когда посол СССР в Швеции Александра Коллонтай начала «наш ответ» на присуждение эмигранту Бунину Нобелевской премии, и продолжалась 30 лет. Стоит отметить объективность шведских экспертов, которые, полностью не принимая взгляды Шолохова, отмечали огромное значение «Тихого Дона».

И конечно, остается только пожалеть, что ни Паустовский, ни Ахматова не получили эту, вне сомнения, заслуженную ими награду.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1670
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
588
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
809
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
541

Другие новости