0
2045
Газета Печатная версия

19.04.2018 00:01:00

Хватит калякать-малякать!

Поэты соревновались в сочинении силлаботоники

Тэги: поэзия, конкурс, стихосложение, моцарт, сальери


поэзия, конкурс, стихосложение, моцарт, сальери Поэт Максим Амелин высказывает свое мнение о конкурсе. Фото автора

В Музее Серебряного века в рамках Всемирного дня поэзии прошло интересное поэтическое состязание «Этюдник: голова Аполлона». Собравшимся поэтам – в основном молодым – было предложено за 45 минут написать стихотворение в рамках силлаботонической системы стихосложения, любым размером, с любой рифмовкой, но на заданные темы. Темы в соответствии с названием и посылом мероприятия были заданы в основном классические – «Война от Гомера до третьей мировой», Exegi monumentum, «Незнакомка», «Рассвет и закат», «Натюрморт», «Роботы и люди». Из приглашенных организаторами Данилом Файзовым, Юрием Цветковым поэтов поучаствовали пятеро человек – Ростислав Амелин, Вадим Банников, Эдуард Лукоянов, Леонид Фокин и спонтанно присоединившиеся к конкурсу Марина Мельникова, Елена Рылеева и ваша покорная слуга. Работы по анонимному принципу оценивало профессиональное жюри – поэт, переводчик, критик Максим Амелин, поэт и прозаик Марина Галина, поэт Алексей Кубрик, критик Александр Мурашов, стиховед Олег Федотов.

У первого опыта, конечно, выявились недостатки. Пришли не все поэты, которых ожидали (может быть, испугались?), не совсем четко выдержали время для сочинения; кто-то из участников по-своему воспринял тему «Роботы и люди», прочитав ее как «Работы и люди»; поскольку в школах ныне не преподают чистописания, жюри с трудом разбирало почерки, и процесс оценки тоже занял больше времени. Тем не менее все когда-то происходит в первый раз; возможно, потом все эти моменты будут отлажены. Когда наконец все были готовы, ведущие пригласили конкурсантов зачитать свои творения. Читали Вадим Банников (тема «Восход и заход солнца»), Андроник Романов («Кому на Руси жить хорошо»), Леонид Фокин («Работы и люди»), Ростислав Амелин («Натюрморт»), Марина Мельникова («Поэт и царь»), Елена Рылеева («Незнакомка»). Стихотворение Эдуарда Лукоянова («Война от Гомера до третьей мировой»), который не дождался судилища, озвучил Максим Амелин. На слух были ощутимы игра и ирония у Лукоянова, интересный поворот темы у Амелина, реализм и ироничность Елены Рылеевой. Я представила четыре катрена на тему Exegi monumentum.

Жюри описало свои ощущения неоднозначно. Марина Галина сказала, что, на ее взгляд, это был опыт, когда людям было предложено осуществить оригинальное решение темы либо написать «как положено, как носят в XX веке», и что, увы, жюри увидело венцы, которые клали предки, а неожиданных подходов было мало. Александр Мурашов заявил, что силлабо-тоническое ядро предлагает ограниченный набор вариантов, что это репрессивная модель, которую преодолевают лишь некоторые, и поэтому тут важно было увидеть – владеют ли участники «вторым поэтическим языком». По его мнению, узнаваемые размеры и рифмовки влекли за собой узнаваемый синтаксис, лексемы, фонемы и т.д. и выхода на разговор между первым и вторым поэтическими языками не получилось. Александр проговорился, что дал первое место Вадиму Банникову.

Алексей Кубрик зашел с другой стороны, поведав, что сама система оценки неверна: черт с ней, силлаботоникой, нужно искать живые, не вторичные, строки, что он, собственно, и делал. С рифмами, по его словам, не справился никто. Олег Федотов сделал экскурс в историю литературы, вспомнив черновики Пушкина, где было все исчеркано-перечеркано, и это показывало, как работал гений, что он был одновременно и Моцартом, и Сальери. Но с другой стороны, в конкурсных упражнениях тоже всегда видна авторская индивидуальность. На его взгляд, среди представленных работ не было выдающихся, но не было и слабых. Максим Амелин подытожил, что такой конкурс полезен вне зависимости от итогов, так как в последнее время заметно, что молодые авторы теряют навыки классического письма: могут калякать-малякать, но видно, что «рука не поставлена», нет школы. Наконец были объявлены результаты второе место разделили Лукоянов и ваша покорная слуга, а первое – призовое – занял Андроник Романов, получив в награду бутылку дагестанского коньяка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
5496
Простой смертный, владеющий словом

Простой смертный, владеющий словом

Виктор Леонидов

Бунинские корреспонденции без подписи и переводы с французского

0
459
Певец несовершенства

Певец несовершенства

Два взгляда на одну биографию, может быть, самого трагического поэта своей эпохи

0
3126
Знакомьтесь – Е.Ф.К.

Знакомьтесь – Е.Ф.К.

Александр Хорт

Женщина, которую любил Александр Блок

0
2720

Другие новости