Исторический анекдот о Капнисте и Павле I стал бардовской песней, а затем – спектаклем. Фото Виктора Сенцова с сайта www.ermistage.ru
Если бы литературные произведения причислялись к классическим не только за художественные достоинства, а за вечную актуальность и злободневность, то Василий Васильевич Капнист (1758–1823) наверняка оказался бы в первых рядах классиков. Его 260-летие отмечается завтра, в День защитника Отечества. Хотя на самом деле вряд ли оно будет так уж широко отмечаться, едва ли многие читатели, кроме филологов и литературоведов, вспомнят об этом поэте и драматурге. И защитнике Отечества, кстати, тоже: Капнист, пусть и недолго, был кадровым военным…
Василий Васильевич родился в селе Великая Обуховка (сейчас это Полтавская область Украины). Его отец Василий Петрович был полковником Войска Запорожского, бригадиром, в ходе Русско-турецкой войны 1735–1739 годов отличился при взятии Очакова (за что и получил полковничье звание и поместье Обуховку). Василий Капнист-старший погиб во время битвы в Восточной Пруссии в 1757-м, в начале Семилетней войны, и последнего сына, Василия-младшего, так и не увидел. Однако мать будущего поэта позаботилась об образовании своих детей, и Василий Васильевич окончил один из лучших петербургских пансионов, а затем отправился в школу при лейб-гвардии Измайловском полку. Военная карьера продлилась всего несколько лет, но за это время в жизни Капниста появились Гавриил Державин и Николай Львов, ставшие его друзьями, коллегами по перу, а потом и свояками: все трое были женаты на сестрах Дьяковых.
В 1775-м Капнист ушел в отставку и занялся литературой. Его дебютом стала опубликованная в том же году ода на французском языке по случаю победы над Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора (впоследствии сам автор назвал ее «преглупой»). Спустя пять лет пришла первая слава благодаря остросоциальной «Сатире первой», напечатанной в «Санкт-Петербургском вестнике»:
<…> Когда ж духовные
и светские законы
Не могут правами власть
глупости унять,
Так что ж осталося? – ей
зеркало казать,
Лирик, сатирик, одописец Василий Капнист. Владимир Боровиковский. Портрет В.В. Капниста. Начало 1790-х. Русский музей |
В которое взглянув, себя бы
устыдилась.
Сатира, кажется, на то лишь
и родилась,
Чтоб в лицах с глупостью
порок изображать
И корень их и власть во нравах
истреблять,
Колючей шуткой ум и сердце
исправляя.
Итак, когда глупцы, стихи сии
читая,
Похожими себя в иных местах
найдут,
Да не винят меня
за беспристрастный суд:
Я, правдою внушен, пишу
ее уставы.
Глупцы, бездельники, свои
испортя нравы,
Не должны на меня за то одно
восстать,
Что я пороки их старался
исправлять;
<...> За наглую их брань
не стану я сердиться:
Я не с людьми хочу –
с пороками браниться.
Предвосхищая написанное сто лет спустя некрасовское стихотворение «Поэт и гражданин», Василий Васильевич бранился с пороками не только словами, но и общественными делами: после переезда в середине 1780-х в родную Обуховку был избран предводителем уездного, а потом и губернского дворянства; стал членом Российской академии. Хотя главным делом для него оставалась литература. И не только сатира и ода – поэту была не чужда любовная и природная лирика: «Ах! пойду рассею скуку/ По лесочкам, по лугам,/ Тайную, сердечну муку/ Эхам томным передам.// Томны эхи! Повторите/ Скромну жалобу мою;/ Другу милому скажите,/ Что по нем здесь слезы лью…» И даже самоирония: первое собрание своих стихотворений Василий Васильевич предварил таким двустишием:
Капниста я прочел
и сердцем сокрушился:
Зачем читать учился.
Вершиной (выражаясь чеканным слогом советского литературоведения) его творчества стала сатирическая комедия «Ябеда» (1798), обличающая судейский произвол, взяточничество (выражаясь языком нынешним – коррупцию). В духе классицизма персонажи пьесы (ее название «Ябеда» следует понимать в значении «мздоимец») наделены говорящими фамилиями – председатель гражданской палаты Кривосудов, прокурор Хватайко, подполковник Прямиков, повытчик (делопроизводитель в суде) Добров… Да, форма (лексика, слог) пьесы сегодня кажется тяжеловесной, устаревшей, но отнюдь не содержание:
Он ябедник: вот все уж этим
вам сказали.
Но чтоб его, сударь, получше
вы узнали,
То я здесь коротко его вам
очерчу:
В делах, сударь, ему сам чорт
не по плечу.
В гражданской уж давно веду я
протоколы;
Так видны все его тут шашни
и крамолы,
Которы, зеркалу судебной
правоты
Представ, невинности явили
в нем черты.
А сверх того еще, глас божий –
глас народа,
Подлоги, грабежи, разбои разна
рода,
Фальшивы рядные, уступки,
векселя.
Там отмежевана вдруг выросла
земля;
Тут верхни мельницы все
нижни потопили;
Там двести десятин два борова
изрыли;
Здесь выморочных сел
наследничек воскрес;
Там, на гумне, его дремучий
срублен лес;
На брата иск за брань
и за бесчестье взносит,
А пожилых с того
и за умерших просит;
Там люди пойманы его
на воровстве
Окраденным купцам сыскалися
в родстве
И брали то, что им лишь
по наследству должно:
Но всех его проказ пересказать
не можно…
Хотя куплеты, исполняемые прокурором Хватайко при участии судейского хора, выглядят вполне современно:
Бери, большой тут нет науки;
Бери, что только можно
взять,
На что ж привешены
нам руки,
Как не на то, чтоб брать!
«Ябеда» была поставлена в театре (премьера состоялась в августе 1798-го в Петербурге) с разрешения Павла I, но вскоре исчезла со сцены. В связи с чем возникла версия: якобы Капнист за эту пьесу был арестован и сослан в Сибирь, но туда не доехал, так как Павел посмотрел комедию в Эрмитажном театре и велел вернуть автора. История о внезапной смене царского гнева на милость, пусть и не подтвержденная фактами, показалась настолько красивой поэту и барду Юлию Киму, что в 1984-м он написал песню «Волшебная сила искусства (История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом)»:
Капнист пиесу накропал,
громадного размеру.
И вот он спит, в то время как
царь-батюшка не спит:
Он ночь-полночь пришел
в театр и требует премьеру.
Не знаем, кто его толкнул.
История молчит.
Партер и ложи – пусто все.
Ни блеску, ни кипенья.
Актеры молятся тайком,
вслух роли говоря.
Там, где-то в смутной глубине,
маячит жуткой тенью
Курносый царь. И с ним еще,
кажись, фельдъегеря.
Вот отмахали первый акт. Все тихо, как в могиле.
Но тянет, тянет холодком
оттуда (тьфу-тьфу-тьфу!)
«Играть второй!» – пришел
приказ, и с Богом приступили,
В то время, как фельдъегерь:
«Есть!» – и кинулся во тьму...
А песня Кима, в свою очередь, вдохновила режиссера, худрука Московского театра «Эрмитаж» Михаила Левитина на спектакль «Капнист туда и обратно». Яркий, как говорят, и веселый мюзикл. Правда, в завтрашний юбилей Капниста его не покажут, но в репертуаре театра он есть. Следите за афишей.
комментарии(0)