Александр Бруньковский. Подсказки.
Роман изображений. – М.: Галарт, 2016. – 168 с. |
В литературоведении широко известно такое понятие, как проза поэта. Реже говорят о прозе художника. Между тем книга Александра Бруньковского – типичная проза художника. Прежде всего по языку: действие романа не столько развивается в динамике, сколько проступает лирическими, чуть смазанными умелой рукой пейзажами и зарисовками. Не то чтобы картинка важнее рассказываемой истории – она и есть главная история романа, его оправдание и цель. «За лесом – миллионы огоньков. Это жилые дома. Много домов. Даль скрепила их в белого крокодила… Он лежит за лесом и переливается изморосью мерцающих ламп».
Даже если перед нами быстро совершающееся действие, оно описывается по законам комикса, с помощью чередующихся картинок: «Ведро с бронзовой краской уже падало, ударяясь о трубы лесов, разбрызгивая золотистые гребешки во все стороны. Рабочие и отбежать не успели, как их идеально белые комбинезоны были уже в золотистых каплях и потеках, а у одного краска откровенно расплылась золотым погоном на плече. После маленькой паузы обрушилась непереводимая игра слов, которую стоящим и глазеющим на это иностранцам из туристической группы экскурсовод с поднятым сложенным зонтиком могла бы перевести приблизительно так: «Что ж ты, Василий, так неаккуратен? Ты запачкал нам костюмы, будь повнимательней в следующий раз».
Главный герой романа – художник Митя. Он выпадает из современного социума: не стремится построить карьеру, не гонится за успехом. Да и национальность героя – полукореец-полуказах – дополнительно подчеркивает нездешность Мити, усиливая дистанцию между ним и другими действующими в романе москвичами.
Что она выберет: неустроенную жизнь с
любимым или благополучие? Иллюстрация из книги |
В начале повествования герой встречает девушку Соню – приезжую, но куда глубже и органичней Мити вписанную в столичный пейзаж. Она успешный менеджер по продажам, в нее влюблен миллионер – будущий депутат. Вокруг этого любовного треугольника и выстроен сюжет «Подсказок». До последних страниц неясно, что выберет Соня: неустроенную жизнь с любимым и интересным человеком или благополучие и стабильность для себя и своего сына-аутиста.
Название романа не случайно. Помимо присутствующего в книге пассажа о подсказках, всегда сопутствующих человеку по ходу жизни, они разбросаны прямо на полях книги, едва ли не на каждой странице – в виде знаков, рисунков, написанных «от руки» сентенций и реплик, взятых не из текста романа («Проявитель прикидывается простой водой», «Добрый – это дедушка злого?», «Помни, ты забываешь»). Они не помогают угадать сюжет – зато привносят в него дополнительное измерение. (Так же как и предшествующие роману авторские комиксы на вклейке, где реплики героев не вполне совпадают с их же репликами в аналогичных сценах романа.) Подобным образом оформлен текст и в трех рассказах Бруньковского, завершающих книгу.
Думается, в случае с «Подсказками» автор – художник и кинематографист – и издательство, специализирующееся на выпуске художественных альбомов и книг об искусстве, что называется, нашли друг друга. Форма вполне соответствует содержанию и, более того, может послужить началом нового книгоиздательского формата, где текст и визуальный ряд будут выступать как взаимодополняющие элементы, балансируя на грани художественной литературы и комикса.