Анна Маркина любит Заболоцкого и Лукомникова с Иртеньевым и вообще предпочитает игровую и ироническую поэзию. Фото Александра Сизухина
В клубе «Стихотворный бегемот» в подмосковной Малаховке прошел поэтический вечер Анны Маркиной и презентация ее книги «Кисточка из пони». Анна Маркина – поэт, прозаик, автор пьес и поэм. В 2013 году она стала лауреатом премии оптимистической поэзии «Поэтическая аптека». Создатель «оптимистической поэзии», очевидно, сам должен быть оптимистом. А это свойство характера может оказаться особенно ценным для поэта, который узнает о своем предстоящем творческом вечере за пару часов до его начала. Такое резкое изменение в программе часто создает некоторое напряжение у слушателей и порой оказывается неожиданной «проверкой на зрелость» для того, кто выступает. Из этого испытания Анна Маркина вышла с достоинством.
Маркина – поэт «нестандартного мышления», поэт парадоксальный и вместе с тем точный в отражении «современной реальности». Читатель может убедиться в этом, познакомившись хотя бы со стихотворением «Слон», в котором комичность и абсурдность легко узнаваемой бытовой ситуации соединяются с внутренним трагизмом. Действие разворачивается в больнице.
В регистратуре говорят:
такой закон, такой уклон,
мы Вам простили б,
что Вы слон,
но, откровенно говоря,
Вы с середины октября
по нашим записям, увы,
мертвы...
И человек идет домой,
полурябой, полуживой,
идет, идет он дотемна,
несет в себе домой, домой
большого мертвого слона.
В ходе встречи проявились и другие качества стихотворений Маркиной: они сюжетны и хорошо воспринимаются «на слух». Правда, обнаружились и такие слушатели, которые потребовали отыскать в предлагаемых стихах и предъявить читателю некое «откровение». Осталось неясным, какое именно откровение было затребовано – философское, художественное, мистическое или иное. В ответ прозвучали возражения других слушателей, которые с большим энтузиазмом принимали поэзию Анны и неоднократно заполняли паузы между стихотворениями аплодисментами. Было отмечено, что каждое стихотворение или его отдельная строчка сами по себе могут являться определенным «откровением». К сожалению, до настоящей дискуссии, которая могла бы стать интересной, дело не дошло ввиду невнятности позиции искателей «откровений» и своеобразного понимания ими соответствующей терминологии.
Авторское чтение было возобновлено и продолжилось с успехом.
...и адью говорит отлетаю
как стая грачей
только вот он лежит
а ты рядом живой и ничей...
Вечная тема ухода из этого мира, развиваемая на фоне точно изображенных мелких деталей окружающего повседневного бытия, живущих своей равнодушной жизнью, порождает внутри слушателя сложное чувство, которое трудно охарактеризовать, не воспользовавшись цитатой из этого же стихотворения: «и в тебе тишина что давай ты ее закричи».
В том, что поэзия Маркиной современна, не приходится сомневаться; как вследствие присущей ей внутренней свободы, так и по характеру выбираемых языковых средств. Возможно, проявляется воздействие на художественное мышление и первой специальности поэта, связанной с информатикой и программированием.
Влияние на ее творчество поэтов Серебряного века, обэриутов, раннего Заболоцкого, а также Иртеньева, Лукомникова и Гуголева, игровой и иронической поэзии вообще отметила сама Анна, отвечая на вопрос руководителя клуба Николая Милешкина.
В ходе общения автором была представлена книга стихотворений, называющаяся «Кисточка из пони».
Один из разделов книги носит название «Часть первая, в которой спрятали слона в мешке». Таким же спрятанным за тонкой стенкой порой иронических, порой горьковато-грустных слов «слоном» оказалась на вечере Анны Маркиной и настоящая поэзия, наслаждаться которой без труда мог всякий ее ценитель.