0
2258
Газета Интернет-версия

27.09.2012 00:00:00

Три грани лирики

Тэги: козлов, кузнецова, маркова


козлов, кузнецова, маркова

Владимир Козлов. Самостояние.
– М.: Воймега, 2012. – 76 с.

Инга Кузнецова. Воздухоплавания.
– М.: Воймега, 2012. – 84 с.

Мария Маркова. Соломинка.
– М.: Воймега, 2012. – 64 с.

Писать о книгах издательства «Воймега» легко и приятно.

Во-первых, потому, что издательство чрезвычайно внимательно к меняющейся панораме текущей поэзии и неуклонно ее восполняет, транслирует, с равной заинтересованностью обращаясь как к творчеству признанных мэтров, так и к опытам более младшего поколения – к тому же еще и делая все для того, чтобы сборники этого самого «младшего поколения» не затерялись в разноголосице современной поэзии.

Во-вторых, потому, что каждая изданная «Воймегой» книга – событие, итог, долгожданная публикация либо выстроенного умудренного «избранного», либо лирического дневника, тонко и вдумчиво откликающегося на текущую современность. Так было с книгами Михаила Свищева «Последний экземпляр», Ивана Волкова «Стихи для бедных», с «трилогией» Андрея Василевского и другими воймеговскими сборниками, то попадавшими в эпицентры литературных скандалов, то собиравшими многочисленные престижные премии.

Так и теперь. Фактически в преддверии нового литературного сезона: в конце лета – начале осени 2012-го – в издательстве «Воймега» появились три книги с исчерпывающими, хотя и уложившимися в одно слово, названиями: «Воздухоплавания» Инги Кузнецовой, «Самостояние» Владимира Козлова и «Соломинка» Марии Марковой. Какой же условный «молодой» поэтический срез, какие грани современной поэзии представляют они?

Во вступительном слове, предваряющем авторское «Самостояние», Владимир Козлов говорит: поэзия – «это не «красный уголок», в котором жизнь состоит из восхищения, настолько сконцентрированная жизнь, что вопросы о ее смысле уже не кажутся обыденно неуместными. Поэзия создает мир, в котором эти вопросы естественны…»

С мужской (и критической) четкостью сформулированная позиция Козлова оказывается подсознательно близкой и двум другим авторам – именно «концентрация жизни», предельное сгущение впечатлений, образов и «проклятых вопросов» и привлекает нас к этим трем книгам, заставляя задуматься – что это все же за мир разворачивается вокруг нас?

Небо такое блестящее,

что кажется, будто летит

группа стеклянных

предметов.

Пока парашютов петит

прочтешь, думаешь:

это небесных существ

запасные

крылья,

а может быть, наши сны.

Сверкают, колеблются.

Или так выглядит время?

Хотя

есть ли у времени форма?

Едва ли. Дитя

смотрит на солнце.

Слеза, омывающая роговицу,

длится и длится.

Мир Инги Кузнецовой – это мир, увиденный сквозь призму «омывающей роговицу» слезы, мир сквозистый, переливающийся, разноцветный и хрупкий. Прежде отличавшаяся остротой и блеском «внутреннего зрения», в новой книге Кузнецова обращает взгляд поверх обыденности, человеческих голов – туда, где «в горячем небе, в голубом стекле,/ парит душа – крылатая без перьев». Воздух становится для Кузнецовой опорой, в воздухе «длится» то, что утрачивается на земле: и чувство невесомости, и тайная «музыка языка», напоминающая о себе в момент «непредвиденного» духовного взлета, и любовь, прорастающая изнутри, как зерно, чтобы, если получится, зацепиться корнями за воздух: «Никогда не узнаешь, что тщательно, наверняка/ было так испорчено нами,/ что теперь и слова, и деревья, и облака/ прорастают корнями…»


Вольные потоки современной литературы.
Василий Поленов. Мельница у истока реки Вель, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, 1874

Книга Инги Кузнецовой – искусная, пряная, пронизанная тонкими ритмическими сбоями, изысканными метафорами – очень женская, ищущая – и утверждающая – вероятность воздушного, одухотворенного женского счастья. В противоположность подобной воздушной, трепещущей, музыкальной эстетике «Самостояние» Козлова исполнено грубовато, «ремесленно», окружающая реальность в его книге – иная. Его мир «выкопчен, кремнист и нем», поэтому дело поэта – не столько «подслушать» тайные созвучия, аккорды мировой гармонии, (якобы) разлитые в воздухе, сколько озвучить этот мир самому, привнося в свою жизнь ту гармонию, которой она, неорганизованная, лишена изначально: «Пробравшись на стройку, мальчик кричит в трубу,/лежащую рядом с другими около котлована, на щебне./ Он голову сунул по плечи и видит свою судьбу,/ хотя ради эха он тут выгибал так шею.// Кричит он отрывисто, делает паузы, ухает, как сова,/ то грозно, то радостно, шепчет и слушает голос,/ а тот, опираясь на эхо, гудит, как товарный состав,/ летящий в туннеле на свет, где мерещится образ…»

Книга Владимира Козлова производит странное впечатление даже на подготовленного читателя – слишком уж откровенно выбрасывается из котлованов и карьеров вся эта «словесная руда», из которой – после долгой работы прочтения и привыкания – вдруг сверкает граненое слово. Отчего это, неужели нельзя было «извести» тысячи поэтических «тонн» не на наших глазах? И только вчитываясь – страница за страницей – в неровные, скрежещущие и тяжеловесные строфы, сопоставляя судьбы и сюжеты офисного клерка, причитающего над уродством действительности, молчаливого и «слепого как крот» земледельца, наемника, варвара, понимаешь: нельзя. Неупорядоченность, хаотичность реальности с трудом поддается процессу гармонизации, однако автор не обещает читателю скорого результата, а предлагает ему поучаствовать в этом процессе, понять самому, из какого сырья создается в конце-то концов поэтический мир.

Не то в случае «Соломинки» Марии Марковой. Это книга вдохновения, а не ремесла, книга не испытания, а ласки и тихой (женской? человеческой? христианской?) любви, которая единственная помогает бороться со смертью – или, если точнее, с ее ожиданием и неизбежностью. Впрочем, приняв свою поэтическую «Соломинку» из рук Мандельштама, Маркова впустила в сборник не одно только изумленное вопрошание: «Неужели я настоящий, и действительно смерть придет?» – но и хрупкие радости мира, поворачивающегося к поэту своими забытыми гранями («Это память не плачет, не просит,/ только узкую ленточку вьет,/ только детские платьица носит,/ только детские песни поет»), и зачаровывающие символы-имена («Спит Елена – тоненькие косы./ Вызревает черный виноград»), и жалящую, звенящую «пчелу Паганини»…

Мандельштамовская акмеистическая нота уравновешивается в «Соломинке» музыкальностью, песенностью, дневниковостью то удлиненных, то укороченных строчек, частностью и «незначительностью» сюжетов, которые спустя годы приходят на память и заставляют нас вздрогнуть и замереть от внезапного острого осознания одновременно и полноты, и подчеркнутой непоправимости бытия. Так происходит, к примеру, в стихотворении про двадцатисемилетнего «мальчика» Колю – пациента больницы, вдруг обращающегося к своему логопеду:

Поговори за ночь и немоту.

Моя прекрасна речь –

не оторваться.

Изык мой детский

прячется во рту –

до носа дотянусь и проведу –

айда смеяться...

На каждый бытовой и трагический «тезис», который у большинства людей способен вызвать оторопь или брезгливость, в «Соломинке» Марковой есть «антитезис». Это «тайна существительного «любовь», которое в разных своих обличиях и вариациях появляется в сборнике и звучит в каждом марковском тексте, как будто подсказывая, в каком направлении развивается поэтическая философия и этих трех авторов, и издательства «Воймега» в целом. Такая простая, бесхитростная философия, лучше всех сформулированная поэтом Уистаном Оденом еще в 1939 году: «We must love one another or die».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Екатерина Трифонова

Госказну защитят от претензий отдельных граждан в интересах всей страны

0
796
Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Дарья Гармоненко

Попытка использовать госТВ для пропаганды уличных акций вызывает реакцию властей

0
799
Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

0
631
Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Андрей Мельников

В Северной столице Ураза-байрам собрал большее число прихожан

0
839

Другие новости