0
1196
Газета Интернет-версия

26.01.2012 00:00:00

Невозможность смысла

Тэги: давыдов, стихи


давыдов, стихи

Данила Давыдов. Марш людоедов: Пятая книга стихов/ Предисл. Марианны Гейде.
– М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 160 с. (Новая поэзия).

В своей новой поэтической книге Данила Давыдов трансформирует всевозможные реальности в текст. Отдельные стихотворения – сегменты единой движущейся конструкции, неровной, даже шероховатой, но целостной. Это очень предметный, вещистский мир, где каждая вещь далеко не просто вещь. Под давлением автора она вынуждена множить свои отражения и двигаться, превращаясь в «сплошное То» или в «краденые колесницы огнеглазых» или, скажем, «здесь дело понимаете ли┘ ну, в этакой как вам сказать// в такой особенной если так можно выразиться// ну┘ сами понимаете┘».

Герой стихотворения никогда полностью не уверен в том, что говорит, потому что всякое названное нечто может в одно мгновение обернуться в ничто. И читатель тоже не уверен, он внимательно прислушивается к вибрациям голосовых регистров: «проходит ряд существ сквозь пелену веществ// они не факт что здесь не факт что есть// твое уменье видеть пригодится в этот раз// гляди внимательно на проступающие облики// они клубятся словно облаки// они уже». Метаморфоза одной-единственной буквы подделывает слово; метаморфоза строки подделывает текст (будь то «фрагмент» книги или вся книга). Поэтому уверенность в сказанном становится невозможной – ведь абсолютно все в пространстве поэзии Давыдова сказано сразу на нескольких уровнях, вне какого бы то ни было одного выточенного смысла (отсюда фраза Давыдова из интервью для журнала Textonly – «Для меня важна невозможность окончательного смысла»).

Унаследованный от Обэриутов, лианозовцев, хеленуктов и проч., абсурд учтен автором и оставлен за скобками. Он уже есть и принят как данность; ни героям, ни словам никуда не деться от абсурда, и стихи Давыдова пытаются привыкнуть к нему, научиться его не замечать. Они играют с читателем отчасти злую шутку, a priori отказываясь от логичных размышлений, но в то же время продолжая рассуждать, не давая читателю ни объяснений, ни ответов, ни даже вопросов: «а вот когда уже туда уж// и прочий замуж невтерпеж// тогда действительно мы замуж// но мир хорош».

Понятность и логичность бытовой жизни парадоксально иррациональна. Из стихотворения в стихотворение мы видим, как с этим феноменом сталкивается очищенный детский взгляд. Наивное видение ломается/преломляется и, наконец, искажается, не утратив многих своих признаков. Так, перефразированный, смахивающий на считалку и знакомый с детства «Чижик-пыжик» не только сменяет своего героя, но и «обманывает» читателя отсутствием привычной рифмы во второй строке: «кельвин кельвин где ты был// на солярис я летал». Здесь ребенок – всего лишь сторонний наблюдатель, он незаметен, потому что мал, почти невидим, но присутствует возможность манипуляций/воздействий на его чистое исконно (а не очищенное впоследствии) сознание. Будучи свидетелем происходящего, он знает все обо всем, точно не зная ничего. Автора «Марша людоедов» интересует именно эта грань – знание-не-знание, ударившееся о бутафорские элементы «реальной» жизни: «ребенок разгадал ребус и плачет// такая знаете ли немудреная притча// либо мир который принципиально познаваем// тем самым лишен радости неизвестного// либо завершение дела есть конец всему».

В поэтическом пространстве книги Давыдова предметы меняются местами с людьми. В то время как люди обезличиваются, предметы продолжают жить своей никчемной («хоть о чем// только зачем»), но все же дифференцированной жизнью, в которой они значат куда больше, чем «живые» люди: «вот субъект он такой же как почти все люди// ходит ремешок теребя». А вот на фоне солнечного пейзажа появляется множество таких же людей-предметов: «крыши были залиты светом// окна блестели// по улицам шли и шли и не было им конца». Обезличенные фигуры, действующие по неведомым законам кому-то в угоду. В стихах Давыдова возникает «неведомый бог», и вслед за ним чувствуется присутствие где-то поблизости Андрея Платонова: «в яме да в просторной яме// месили глину сапогами// а отчего ее месили// да потому что некто в силе// некто смотрит вниз// ему нравится процесс».

В книге Давыдова мир представлен как конструкция из фальшивых, поддельных, испорченных предметов, объединенных (вероятно, волей случая, а быть может, волей того же «неведомого») вместе: «давай дерзи, придурок// да будешь вечн// соси фальшивый леденец// попискивая, птенец// пока сияющий венец// гниет, недорог». Вещь сама по себе испорчена, потому что не исконна, а подлинное («сияющий венец») стоит не дорого и гниет за ненадобностью. Копия нужнее и значительней оригинала, о чем бы ни шла речь – о вечности, сокращенной до «вечн», или о леденце.


Проходит ряд существ сквозь пелену веществ.
Рисунок Николая Эстиса

«Призрак состояния испорченной вещи, хлама, постоянно присутствует в текстах, – пишет в предисловии к «Маршу людоедов» Марианна Гейде. – Перед нами возникает мир вещей, изначально поломанных и кое-как приспособленных для того, чтобы выглядеть со стороны каким-то механизмом, целесообразность существования которого поставлена под сомнение даже им самим, но сомнения эти, всегда выраженные в недомолвках, эллипсах и эквивокациях, никогда не проговариваются прямым текстом: это было бы самоубийством и для текста, и для механизма».

Стихотворный текст Давыдова предельно герметичен. Он всегда что-то недоговаривает, ставя под сомнение не только целесообразность существования механизмов, заставляющих конструкцию книги маршировать по страницам, но и целесообразность говорения об этом. Поэтому некоторые рассуждения обрываются на полуслове, а некоторые из них доводятся до мнимого логического конца, так и не ответив ни на один вопрос (если таковые были). Читателю остается только послушно бродить по лабиринтам, пережевывать буквы, слова, строки и неизбежно снова возвращаться к началу книги, с тем чтобы ее перечесть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1184
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3027
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1701

Другие новости