Виталий Кропотов. Черемуховая река. Очерки истории деревни Лонганер (XIX–XX вв.) – М.: Русский мир, 2009. – 360 с.
Эта книга удивительна и уникальна во многих отношениях. В ней детально, тщательно (как под микроскопом) изучена капля океана народной жизни России – деревня Лонганер (Республика Марий Эл) и ее жители.
Автор книги – Виталий Спиридонович Кропотов, лонганерец не в первом колене, человек зрелого возраста (ему уже за 80), перенес со своей страной и своей малой родиной все испытания, выпавшие на их долю в XX веке, сохранив живой и деятельный интерес к людям. Он – непосредственный свидетель людской драмы, гибели почти всех деревень округи, запустения когда-то освоенной земли.
Книга – дело его жизни, дань памяти предкам. Она представляет собой фундаментальное исследование. Многие годы он по крупицам собирал, дотошно проверял и перепроверял сведения самых разных источников, работал в архивах, перелопатил практически всю литературу, собрал воспоминания старожилов и вот, наконец, сложил из этих кирпичиков крепкий дом. Благодаря его подвижническому труду не канут в Лету события, волновавшие тамошних крестьян, их образ жизни, родственные, культурные и иные связи друг с другом и со всем народом, а мы, наверное, лучше поймем глубинные основы народной (крестьянской) жизни.
Существенным для понимания книги является следующий момент: взгляд автора на историю родной деревни – взгляд крестьянский, понимание жизни – крестьянское, ментальность – крестьянская. В этом, на мой взгляд, особая ценность книги.
Жители исчезнувшей деревни Нижний Лонганер (Пироговы и Вязковы). Иллюстрация из книги |
В ней воссозданы основные вехи истории лонганерцев (в первой половине XIX века государственных крестьян, после реформы 1864-го ставших вольными, а после революций 1917 года – колхозниками) и показана драма распада деревни. Подробно и очень конкретно проанализированы экономическое развитие, институционально-организационные преобразования, взаимоотношения крестьян-колхозников и руководившей и направлявшей в советский период силы – коммунистов (в большинстве своем тоже выходцев из местных крестьян).
Интересна глава о земском училище, а потом школе (ступени образования лонганерцев). Живым и ярким получился рассказ об истории местной культуры повседневности (о том, как пахали и собирали урожай, косили сено; о том, какой была женская доля; о том, как были устроены крестьянское подворье и колхозные службы – конный двор и прочее), об образе жизни. В главе, посвященной исторической памяти и родословиям местных крестьян, автор собрал сведения об именах, отчествах и фамилиях местных жителей, о долонганерских предках; особую ценность представляют составленные им родословные древа основных лонганерских родов.
О высоком профессионализме автора – непрофессионального историка свидетельствуют список литературы и источников, а также приложения: перечень деревень Лонганерского сельсовета, план деревни Лонганер с пояснениями к нему, словарь речи лонганерцев (2500 слов и выражений!), протоколы партсобраний и заседаний парткомов (они точнее сочинений многих специалистов рассказывают об эпохе).
В предисловии автор пишет: «Деревни Лонганер больше нет (несколько старых домов, ставших дачными, не в счет)». Будем надеяться, что книга не только сохранит память о ней, но и поспособствует ее возрождению.