0
1647
Газета Интернет-версия

06.11.2008 00:00:00

Вопли о слове

Тэги: журнал, вопросы, литература


журнал, вопросы, литература Когда люди читают, они думают. И задаются вопросами.
Владимир Маковский. Литературное чтение. 1866. ГТГ.

Вопросы литературы, № 5, 2008.

«Вопросы литературы» – журнал критики и литературоведения. Для кого-то такая расшифровка может стать непроходимым барьером, отодвигающим «ВопЛи» на задний план обывательских интересов, в поле нон-фикшн и науки. Однако подразумеваемый узкий профиль журнала, отметившего в прошлом году полувековой юбилей, достаточно условен – его читают не только филологи, но и (простите за этимологическую тавтологию) ее любители. Те, кого интересуют не только положение дел в современном литпроцессе, не только история литературы, но и ее теория. Концепция «Вопросов литературы» – в тонком балансе между академизмом и художественностью: критика журнала теоретична, литературоведение – динамично. По крайней мере таков стилевой эталон.

Пятый номер текущего года (журнал выходит раз в два месяца) поделен на одиннадцать традиционных разделов. В рубрике «История идей» – статья культуролога и литературоведа Игоря Кондакова «По ту сторону слова». Кондаков утверждает, что Россия испытывает сейчас четвертый кризис литературоцентризма, переживающего острую борьбу с медиацентризмом. «Постлитература скорее сама становится продуктом современных медиа», и трудно сказать, удастся ли ей подчинить себе медиакультуру. Впрочем, Кондаков надеется и верит, что литературоцентризм вернется. Дай бог, чтобы не ценой социальной нестабильности┘

Эссеист Владимир Ермаков из Орла говорит о том, «о чем невозможно говорить» (так называется его статья), – о метафизике и смысле смерти. О смертельных рисках литературы. И о других онтологических проблемах. В рубрике «Полемика» – естественно, полемизируют. О положении в архивах – насколько они закрыты или приоткрыты. Прохорова и Шамина, доценты Казанского университета, размышляют о феномене коллекционирования в постмодернистской литературе, сравнивая романы Акунина с текстами Фаулза, Зюскинда, Акройда и других зарубежных классиков последних лет.

В номере можно также прочитать о газетном фоне стихов Мандельштама 1935 года, о Чаадаеве и прекрасной католичке, графине Ржевусской, и еще много о чем. Заметки, реплики, обзоры и рецензии. Структурный стержень сентябрьско-октябрьской книжки «ВопЛей» – блок критических статей о современной поэзии, родившихся на базе прошлогодних дискуссий молодых критиков и публицистов на форуме молодых писателей России в Липках. Спорили жарко. Благо многие участники-критики к тому же еще и поэты. Вообще, поэт-критик – это своеобразный метафизический кентавр. Что у него зад, а что перед – вопрос второй. В любом случае, явление – прекрасное.

Игорь Шайтанов, заместитель главного редактора «Вопросов», предварил дискуссию (на примере стихов Елены Погорелой) развернутым риторическим вопросом: как отличить эрзац от подлинности, традицию от вторичности? Ведь зачастую субъективность восприятия поэзии превращается в непроходимую заросль человеческих пристрастий и предрассудков. Не случайно недавняя книга Шайтанова о современной поэзии озаглавлена так – «Дело вкуса».

Александр Житенев из Воронежа не поленился и перечитал все стихи всех участников писательского форума, после чего в статье «Период ремиссии» изобразил упадочность современной молодой поэзии, ее катастрофизм, мировоззренческую зыбкость и т.д. Поэт Дмитрий Румянцев отреагировал на это вполне предсказуемо и сделал ровно противоположенный жест. Его статья «В контакте с мирозданием», опираясь на совершенно иной иллюстративный материал, выявляет в той же молодой поэзии жизнелюбивые тенденции: любовь, ответственность, радость существования. Разойдясь по разным полюсам, оппоненты так и не пришли к сознанию биполярности и релятивизма поэзии. Андрей Рудалев из Северодвинска («Что нам стоит дом построить») дискутирует со всеми понемногу. Елена Погорелая («Голоса утопии») анализирует творчество трех молодых поэтов: Евгения Никитина, Алексея Бокарева и Ербола Жумагулова на радость не только этим трем поэтам, но и заинтересованным читателям. Умный Артем Скворцов всех осуждает. Так что критика молодой поэзии приобретает у него узкий смысл. Походя, авторы ссылаются друг на друга: то цитируют стихи, то отсылают к статьям. Весь блок «Литературное сегодня» оказывается прорезан межтекстовыми связями.

Но самую замысловатую эквилибристику проделывает Владимир Козлов из Ростова-на-Дону. Он пишет, сами посудите, о жанровом мышлении современной поэзии. В статье очень много вопросов, на которые Козлов отвечает теоретически обоснованно и насколько можно полно. К примеру, сополагает внутреннюю жанровую направленность стихотворения (если она есть), его завершенность – с качеством.

Закрыть проблему жанров, конечно, невозможно – слишком уж это тонкий и расплывчатый вопрос.

А в следующих номерах «Вопросов литературы» нам обещают материалы на завлекательные темы. О жанре писательской биографии (книги серии ЖЗЛ) или о переводе Библии как факте языковой культуры, например. Да много о чем. Так что читайте толстые журналы, господа. В том числе те, что на первый взгляд кажутся узкопрофильными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
874
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
758
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1241
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
626

Другие новости