0
2594
Газета Интернет-версия

10.04.2008 00:00:00

Симулякры – это вице-эйдосы

Тэги: великанов, философия, эстетика, природа


великанов, философия, эстетика, природа

В своей книге «Симулякр ли я дрожащий или право имею» Андрей Великанов выдвинул ряд эстетических манифестаций, которые нуждаются в широком философском обсуждении. Возможно, идеи Великанова помогут лучше понять симулятивную природу современной культуры.

– Андрей Григорьевич, предлагая проект новой эстетики, которая базируется на симуляции, вы рассчитываете на то, что именно красота спасет симуляцию. Насколько ваш проект отвечает методологической чистоплотности, то есть в какой степени он сам симулятивен?

– Хорошо, пусть тот, кто уверен в своей методологической чистоплотности, первым бросит в меня камень. Я думаю, что у современной философии вообще серьезные методологические проблемы. Она и сама об этом знает. Не сосчитать, сколько делалось заявлений о кризисе рациональности и разума! Академическая философия со своим мощным интеллектуальным инструментарием адекватна такому миру, которого давно больше нет.

С другой стороны, мой текст не философский, а художественный или, лучше сказать, артистический. Я как был, так и остался художником. Но тот факт, что некоторые философы изволят сердиться по поводу моей книги, говорит о том, что я задел какие-то пружины и рычаги их нелепой машины.

В-третьих, мне близок методологический анархизм Пауля Фейерабенда. Только я бы пошел дальше, не просто считая, что «все сгодится» в определенный момент, а что все теории одновременно истинны и занимают свое необходимое место в «ложной» природе. Теории и позиции вполне мирно уживаются в мире симуляции как взаимосвязанные члены сообщества.

– Схематично вашу онтологию можно представить следующим образом: «мир эйдосов vs. мир симулякров». Готовы ли вы на ревизию мира симулякров? С какими парадоксами можно столкнуться в нем?

– Мне совершенно чужд голливудский образ – хорошие парни против плохих. Поэтому правильное слово здесь не versus, а vice. Симулякры – это вице-эйдосы, то есть заместители, заменители, суррогаты. Модель Платона появилась вполне закономерно в ответ на изменения в мироощущении человека античности. Об этом говорит Лосев: происходит разрушение целокупности мира и слитности с ним человека. Это отражено и в мифологии: появляются герои, бунтующие против богов. Правда, возможна другая интерпретация – бунт философов против целокупности мира послужил причиной изменения мироощущения. Ведь точно так же, как художники научили нас видеть, философы научили нас быть.

Но в конце концов не так уж важно, в чем именно была причина изменений. Принципиально, что появление иерархически упорядоченной системы бытия тесно связано с тем, как ощущал себя человек в мире.

Сегодня мы имеем похожую ситуацию. Мир симуляции, созданный рациональным разумом, представляет собой некое «целокупное» единство. Причем человек потерял контроль над этим миром и полностью от него зависит. Но опять начинается бунт, на этот раз не против богов, а против симуляции. Только если у Платона симулякры были ошибками системы, браком при производстве вещей, то теперь в симулятивной природе они становятся формами, по образу которых творятся вещи. Суррогаты эйдосов производят вещественное и тут же лишают его реальности, присваивая «истинную» реальность себе (это и есть один из парадоксов симуляции).

Я надеюсь, что сегодня причина бунта будет более определенной. Универсум эйдосов сам превратился в симулякр, сам себя вульгаризировал. Наш симулятивный мир нуждается в новом философском структурировании. Именно философия, а не герои новых мифов, может что-то противопоставить симуляции. Хотя, с другой стороны, философия, адекватная тому миру, которого уже нет, сама насквозь симулятивна.

– Вы предлагаете для объяснения культуры постмодерна термин «эпифиты» (вместо термина Делеза и Гваттари «ризома»), а вместо «метафоры» – «эпифору». Эпифиты в отличие от паразитов закрепляются на стволе культуры и нередко скрывают само растение-опору, перерабатывая ее в основу своей симулятивности. Готовы ли вы на более объемное исследование феноменов постмодернистской культуры?

– Так и хочется по-скаутски или пионерски сразу ответить – всегда готов! Но пока как мог, так и исследовал, а что будет дальше – посмотрим. Кроме того, что понимать под объемным? Вглубь или вширь? Развивать и уточнять концепцию или применять ее для новых областей культуры? Насколько я представляю, и то, и другое – задача не для одного человека, а может быть, и не одного поколения.

Что касается эпифитов, то я хотел еще раз отметить опасность любого редукционизма. Да, я использовал биологическую терминологию, но не более того. С другой стороны, в культуре биологические метафоры чрезвычайно популярны. Вспомним классическую модель мирового дерева Arbor Mundi или постмодернистскую ризому. Мне потребовалась иллюстрация – слой симуляции на умершей классической культуре. Я бы даже сказал, что другая биометафора могла бы быть ближе к данной культурной ситуации. Точно так же, как в биологическом смысле можно быть разносчиком бактерий, в культурном – можно не иметь другой роли, как быть носителем и распространителем симуляции.

– Отказываясь от дерридианского деконструктивизма в разоблачении «симулятивных мифов», вы попадаете в перформативно-парадоксальную деконструкцию, согласно которой борьба с симуляциями превращается в императивную игру с прекрасным в качестве «формальной целесообразности без цели как предмет незаинтересованного удовольствия» (Иммануил Кант). Не кажется ли вам, что новая эстетика симуляции является одновременно последней из всех возможных?

– Я считаю, что пока нет рационального способа взаимодействовать с симуляцией. С одной стороны, это мир, отвергаемый и считающийся порочным, но с другой – полностью господствующий над культурой. Эстетическое отношение к симуляции – пока единственный способ отстраненного взаимодействия с ней. Здесь уместно вспомнить уже не античного, а первобытного человека, который испытывал ужас перед дикой и непонятной природой, но создавал на стенах пещеры рисунки удивительной красоты. Таким образом человек определял свое отношение к природе, соотносил себя с ней и именно в этом действии становился человеком.

Если мы найдем свое эстетическое отношение к симулятивной природе, то будет ли такая эстетика последней? Я с этим не согласен. Это было бы справедливо, если бы эстетическое являлось исключительно рациональным и логическим. Тогда, если такая эстетика последняя из всех возможных, значит, она истинна. В определенной степени эстетика (в ее классическом развитии – Баумгартен–Кант–Гегель) действительно рациональна. Даже в отрицании предыдущего она делала вполне логические шаги. Например, эстетика «Черного квадрата» вполне рационально обоснована Малевичем как состояние начала нового мира, новой точки отсчета времени.

Но я как раз настаиваю на внерациональном отношении к симуляции. Предлагается не последняя эстетика, а первый шаг во взаимодействии с симуляцией. На стенах нашей пещеры уже что-то нарисовано. Например, художник Джеф Кунс фиксирует стереотипы массовой культуры в объектах и скульптурах. Однако, на мой взгляд, для эстетического отношения к симуляции должна быть найдена совершенно другая форма, отличная от известных инструментов традиционного или актуального искусства. Пока мое высказывание заключается в следующем: симулятивный мир прекрасен, поскольку мы в нем живем и другого у нас нет.

Почему древние не спорили о вкусах? Потому что у них был единый критерий Красоты, Добра и Истины – Бог. Когда же стало ясно, что рациональному разуму спорить все-таки позволено, то Кант заявил, что человек, выносящий суждение вкуса, ожидает аналогичного суждения от других, и у него создается впечатление, что это логическое действие, посредством которого он (и другие) познает предмет. Кант имел в виду, что прекрасное субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако суждение вкуса высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела общее для всех и необходимое значение. Отсюда его определение прекрасного как «субъективной всеобщности» или «всеобщего благорасположения». Эти понятия в наши дни вполне адекватны такому явлению, как гламур, которое хорошо символизирует зависимость человека от симуляции. Поэтому мое представление о первом эстетическом шаге подразумевает построение индивидуальной системы оценок, для которой нет необходимости искать подтверждение во «всеобщем благорасположении». Остается отметить, что задача эта необычайно сложная, потому что всегда есть опасность в логическом рассуждении повторить рациональный ход предыдущей эпохи, а в суждении вкуса – стереотип массовой культуры.

– Как вы оцениваете современную философию искусства? Имеет ли право художник на теоретическое недеяние?

– Есть стереотипическое представление о взаимодействии художника и философа. Художник якобы умеет что-то интуитивно почувствовать и выразить, а философ – осмыслить. В наши дни и искусство, и философия претендуют на территорию друг друга. Искусство пытается присвоить себе когнитивно-методологическую функцию. Философ делает высказывание перформативным и придает ему эстетическое качество. Все окончательно смешалось в башне из слоновой кости. Да и сама башня из метафоры превратилась в предмет махинаций с недвижимостью.

В классическом искусстве была установившаяся система отношений между художником, искусствоведом и философом. Искусствовед выполнял важную функцию. Он классифицировал и интерпретировал произведения искусства, а результат его труда поступал для дальнейшего осмысления философу. В качестве примера назовем такие имена, как Вельфлин и Панофский. С современной точки зрения такая схема тоже выглядит как биологическая метафора: трофическая пирамида – цепочка, в которой одни поедают других, а других – третьи. Философ был вершиной пирамиды – суперхищником.

Искусствоведу сегодня вообще нет места. Философу вполне доступно интуитивное познание, результаты которого он сам осмыслит, тем более что в философии есть давняя традиция эмпиризма и столь же давнее противопоставление чувственного и рационального познания. Художник может сам теоретически обобщить результаты своей практической деятельности. Хотя и тот и другой занимаются вполне рациональной деятельностью. А их чувственное восприятие вполне симулятивно. Красота, Добро и Истина давным-давно разделились, а истина, став исключительно рациональной, получила полный контроль над двумя другими составляющими, превратив их в рациональные науки – этику и эстетику. Этим парадоксом и воспользовался Джозеф Кошут, когда соединил наследников трех античных идеалов в один конгломерат концептуального искусства. «Возможна ли сегодня красота, неподконтрольная рациональному разуму?» – чрезвычайно актуальный вопрос.

С другой стороны, в искусстве все непрерывно меняется, и для того, чтобы быть компетентным, нужно так же непрерывно следить за этими изменениями. Здесь опять можно вспомнить Платона, который восторгался абсолютной регламентацией каждого художественного приема у египтян и со вздохом зависти констатировал, что у них вот уже 10 000 лет произведения живописи и ваяния совершенно не меняются в своем художественном стиле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1146
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1118
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
904
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости