Публикуемые здесь впервые четыре стихотворения Хлебникова входили, вероятно, в цикл "Конь Пржевальского". Они, как и два других стихотворения, ранее опубликованных ("Я не знаю┘" и "Наш кочень очень озабочен┘" - с пометами "Ор. #6", "Ор. #8в"), откололись от основных текстов цикла, который известен под условным заглавием "Конь Пржевальского". Этот цикл, состоящий из десяти стихотворений ("Op.13"-"Op. #20" плюс одно, два из них ошибочно контаминированы под одним номером), был впервые напечатан в скандально знаменитом сборнике футуристов "Пощечина общественному вкусу" (вышел 18 декабря 1912 г.). Название цикла принадлежит Д.Д. Бурлюку. В него вошли тексты, которые стали классикой Хлебникова: "Бобэоби пелись губы┘", "Крылышкуя золотописьмом┘" (впоследствии стало известно под заглавием "Кузнечик"), "Гонимый - кем, почем я знаю?" и др. Вероятно, в этот цикл входили и знаменитое, построенное на корне одного слова, стихотворение "Заклятие смехом", которое в "Студии импрессионистов" (1910) было напечатано с пометой "Op. #2", а также напечатанное в том же сборнике стихотворение "Были наполнены звуком трущобы" (с пометой "Ор. #1"). О небольших стихах из этого цикла Хлебников писал в автобиографии "Свояси" (1919): "В "Кузнечике", в "Бобэоби┘", "О, рассмейтесь ┘" были узлы будущего - малый выход бога огня и его веселый плеск. Когда я замечал, как старые строки вдруг тускнели, когда скрытое в них содержание становилось сегодняшним днем, я понял, что родина творчества - будущее. Оттуда дует ветер богов слова".
Отколовшиеся шесть текстов представляют собой беловые автографы на двух листах, которые находятся в частном собрании. Упоминаемые выше два стихотворения неоднократно печатались, а впервые публикуемые четыре текста имеют соответствующие пометы: "Ор. #5", "Ор. #7", "Ор. #8а", "Ор. #9", причем начало первого стихотворения с пометой "Ор. # 5", вероятно, утрачено. Однако не исключено, что сам Хлебников мог разбить это стихотворение на две части. Его первой частью или началом является, вероятно, отдельное стихотворение, известное под заглавием "Сон - то сосед снега весной┘" (1911-1912) и сходное по структуре и семантике с публикуемым ниже текстом "Проказу раскрывает...". Оно впервые было напечатано в "Изборнике" (1914) и входило в различные издания. Таким образом, цикл "Конь Пржевальского", состоявший ранее из 23 текстов, на сегодняшний день включает (вместе со стихотворениями "Заклятие смехом" и "Были наполнены...") 18 или 17 текстов, которые удалось выявить, а остальные четыре или пять обнаружить не удалось.
Ранние футуристы сопоставляли себя с дикими лошадьми Пржевальского, родиной которых была Центральная Азия, и это сравнение стало футуристическим знаком. Хлебников писал в поэме "Любовь приходит страшным смерчем┘" (1911-1912): "┘Я пел, ударив в струны, / То, как конь Пржевальского, / Дробил песка буруны". А в автобиографии (1913) он с гордостью отмечал, что в его жилах течет "кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо-Маклай и другие искатели земель были потомками птенцов Сечи".
Реконструированный цикл "Конь Пржевальского" вместе с публикуемыми текстами приобретает вполне определенную структуру и вид. В новых изданиях Хлебникова все эти тексты должны печататься как единый цикл. Найденные нами четыре стихотворения Хлебникова построены на омонимах, лексической анафоре и логогрифах и относятся, очевидно, к началу 1910-х годов.
***
┘Проказу раскрывает
то строгий учитель,
то рубища нищего.
Мир дышит то звездами,
то запахом очищенной.
Нос - то синеет от мороза,
то сбрасывает в море труп
царевича.
"Я" - то слышится из уст
немца, то совпадает
с размерами "всего".
Дух - то имеет свирелью
бывающее, то идет
от лепестков черемухи.
Ось - то пахнет горелым
в колесе, то заставляет
кружиться всю громадную Землю.
Писец - то набивает
понюшкой оба носа,
то чувствует себя
"да будет" Бога.
***
Наблюдение ума и сердца
горестная замета.
Нам в непогодах страшны
росы,
Нам в мухах страшны осы,
Нам в девах страшны косы.
***
Ночи,
Очи.
***
О, возраст, когда возникает
нелюдское!
Некто возникший просит
выдела.
В нем око пращура все
испытало и все видело.
Уж скучно стало человеком
быть.
Спор входит в области покоя.
Так некогда в царевиче
шимпанзе
Некто таинственный изрек:
"Я взоры устремил,
как к Новгороду Ганза,
К тому, что позже будет
человек!"
═
Публикация Александра Парниса