0
1397
Газета Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Полутона "Сопромата"

Тэги: сопромат, поколение, поэзия, сборник


Презентация вышедшей в издательстве "ОГИ" "серии книг новейшей русской поэзии" под названием "Сопромат" почти совпала с презентацией второго выпуска издаваемой клубом "Дебют" и издательством "АРГО-РИСК" серии поэтических книг "Поколение" (9 и 8 июня, клубы "Проект ОГИ" и "Билингва" соответственно). Разница между проектами - в отчетливости основополагающего концепта. Серия "Поколение" представляет "самых ярких" авторов нового поколения, которое "вошло в поэзию в начале XXI века". Фактически же речь идет об авторах, прошедших суровую профессиональную селекцию в рамках премии "Дебют", во многом наследовавшей Союзу молодых литераторов "Вавилон", детищем которого является издательство "АРГО-РИСК". Здесь давно занимаются новым поколением авторов, которое условно можно назвать "поствавилонским", - их появление, собственно, и привело к естественному завершению проекта "Вавилон". Тогда как серия "Сопромат" - один из проектов "литературно-виртуального сообщества "Полутона" (сайт www.polutona.ru), насчитывающего 27 авторов весьма солидного возрастного разброса. Восемь из них являются авторами презентуемых книг, среди которых и координатор серии "Сопромат" Олег Шатыбелко.

Пространство действия обеих серий практически совпадает. Как в отношении авторов (для иллюстрации: презентуемая в "Поколении" Юлия Идлис является автором "Полутонов", а презентуемая в "Сопромате" Марианна Гейде - лауреат премии "Дебют" 2003 года), так и в отношении "судий": выбранные Олегом Шатыбелко в качестве авторов предисловий, а фактически - в качестве оценщиков своих подопечных в большинстве своем принадлежат к тому же поколению "вавилонцев", что и кураторы "Поколения" Виталий Пуханов и Дмитрий Кузьмин. Правда, "благословляющие" авторы предисловий книг "Сопромата" по возрасту соответствуют части авторов этой серии.

Сам по себе этот факт, естественно, не криминален. Но даже если оставить в стороне отдающие схоластикой подсчеты годов рождения, ну не получается заявленной в серии "Сопромат" "констатации поэтического единства пространства и времени"! О чем убедительно свидетельствуют книги этой серии.

Тут следует оговорить важную вещь. С появлением интернета и активным использованием его возможностей для надобностей литературного процесса стали возникать теории о неком качественном изменении этого самого литпроцесса, более того - о появлении особой, рожденной в недрах сети литературы. Отсюда эта разница в оценках авторов в проектах "Поколение" и "Сопромат": в первом говорится о "новой" литературе, во втором - о "новейшей", то есть как бы новой по отношению к уже заявившей себя как "новая". Но при чтении текстов авторов "Сопромата" несостоятельность такой постановки вопроса становится очевидной, чему способствуют и замечательные в большинстве своем предисловия.

Илья Кукулин, Вадим Калинин, Дмитрий Воденников, Станислав Львовский, Ольга Зондберг в своих предисловиях пишут о признаках новой поэзии, возникшей с приходом XXI века, о ее преемственности и отличии по отношению к предшествующей, но ни слова - о глобальной роли интернета, который, понятно же, в данном случае является пусть важным, но лишь инструментом. С наибольшей убедительностью рассказ о новой поэзии звучит в контексте творчества действительно младшего поколения - Марианны Гейде, Юлии Тишковской, Евгении Риц, Екатерины Боярских. Главное у них - стремление с помощью поэзии ощутить и осмыслить наш мир, который для них - в силу принадлежности этому времени - является наиболее своим и естественным. Думается, сказанное Вадимом Калининым о героине Марианны Гейде можно распространить на всех авторов новой поэзии: это "существо весьма рефлексивное, часто желчное, склонное к недовольству собой, окружающим миром и, как следствие, к духовным исканиям", в ходе которых происходит принципиальное "помещение героя в страдательную позицию по отношению к среде обитания". Невозможно не согласиться и со словами Ильи Кукулина, сказанными в адрес Екатерины Боярских: "Самое удивительное, что этот раздробленный и потерянный персонаж - любящий, влюбленный, просящий прощения".

Иными словами, поводов для оптимизма достаточно. Возникают и развиваются как виртуальные, так и "материальные" сообщества, формируются новые авторы, находятся адекватно понимающие их критики, и выходят серии книг, пусть даже в них случаются поэтические преувеличения оценки собственного контекста и контента. Как пишет одна из ярких звезд нового поколения Марианна Гейде, героиня вечера в "Проекте ОГИ", читавшая не только свои тексты, но и отсутствующих авторов: "Может быть, это боги надо мною смеются - а и пускай смеются".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1052
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
523
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
461
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
588

Другие новости