0
2048
Газета Интернет-версия

15.04.2004 00:00:00

Обломовка: мечта о России

Тэги: обломов, обломовка


В тот день, когда я дал согласие Льву Пирогову написать об "Обломове", вечером, с кружкой горячего чая (пришел с работы, поужинал) в одной руке и пультом в другой, я сидел перед телевизором и блуждал по ТВ-каналам. Напишу "случайно" - вы все равно не поверите, поэтому совершенно специально наткнулся я на передачу Авдотьи Смирновой и Татьяны Толстой, которых мы тут все вместе нежно и заботливо ненавидим. И вот, значит, сидит в гостях у Дуни и Тани всенародный Михалков, Никита Сергеевич. И пока я ждал, когда на соседнем канале закончится реклама и начнут показывать матч английского чемпионата "Челси" - "Вулверхемптон" (матч закончился со счетом 5:2, "аристократы" победили, а "волки" скорее всего покинут в этом году элиту), - так вот, пока я ждал окончания рекламы, Дуня Смирнова спрашивает у Михалкова: "А кто вам больше нравится, Обломов или Штольц?" - "Конечно, Обломов, - ответил главный режиссер страны". Обоснования услышать не довелось - начался футбол.

К чему я это? А к тому, что каждый человек, читавший "Обломова", должен - пусть неосознанно, неявно - ответить на вопрос: за кого он "болеет" - за Обломова или за Штольца? Вопрос этот - принципиальный. Романное пространство, если можно так выразиться, никому не "подсуживает" - в равной степени можно "болеть" и за того, и за другого. Ставя перед читателями вопрос - чья жизненная позиция ему ближе, Обломова или Штольца, - роман Гончарова решает куда более серьезную задачу, чем это может показаться на первый взгляд. Ответ на этот вопрос - попытка самоидентификации современного "русскоязычного" человека. А самоидентификация - это всегда не просто, даже наоборот - трудное это дело, серьезное.

Здесь самое время обратиться к хрестоматийной статье Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?". Пересказывать ее не буду, в школе ее, как видится мне сейчас, преподают правильно. На что хочется обратить внимание - для Добролюбова Штольц предстает персонажем, хоть и жизненным, но не договоренным до конца. На "пустяках", буквально из воздуха, он "делает" триста тысяч капиталу. Любую проблемную ситуацию Обломова Штольц "разруливает" очень легко и непринужденно. "Он мигом устроил Обломовку для Ильи Ильича; - как? этого мы не знаем. Он мигом уничтожил фальшивый вексель Ильи Ильича; - как? этого мы не знаем". КАК, какими методами? Почему Гончаров не раскрывает нам этого, сокрушается Добролюбов и добавляет пророчески: "┘Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. Да и нельзя еще: рано". Действительно рано, раз такие вопросы мучают.

По-настоящему время Штольца пришло только сейчас. Сегодня "идеал общественного русского деятеля" тоже зарабатывает капиталы. Но никто уже не задается вопросом "как?", и так понятно - "на пустяках". Сегодня Штольц тоже разъезжает по заграницам, покупает футбольные клубы. И тоже задаваться вопросом "как?" вроде даже неприлично - взял да купил, чего тут такого? Про то, чтобы "устроить Обломовку", - так теперь это на совсем ином уровне происходит. Тут главное не переборщить Штольцу, не зарываться-то сильно, а то ведь можно и прямиком на нары отправиться и слать потом "прелестные письма" на волю, кричать о кризисе либерализма.

Ладно, иронию в сторону. В конце концов Штольц далеко не самый отрицательный герой романа. А что Обломов? Для понимания Обломова нужно помнить, как мне кажется, следующее. Обломов не был эскапистом от рождения. Он родился в "Азии", в патриархальной семье. Гончаров, напомним, тоже был родом из Симбирска. А что такое Симбирск для дворянской ойкумены? Та же самая Азия, потому что дальше - Урал, за Уралом - Сибирь, и нету там ни имений, ни крепостных, которые есть суть дворянского мира. А как воспитывают наследников рода в обнищавших дворянских имениях да еще и в "Азии"? Верно, в духе благочестивого патриотизма. Обломов-Гончаров приехал в столицу "послужить Отечеству" и рьяно взялся за работу, поступив на службу в департамент. Только пыл молодости быстро проходит, и выясняется, что служащие департамента - это не семья, где все друг за дружку горой, а начальник департамента - отец родной своим подчиненным. Реальный департамент - это волчье логово, директор которого - вор, скотина и пьяница. Ему ли служить хотел молодой провинциал? Тут уж при первой возможности скроешься с глаз долой - отправишься, например, в долгое морское путешествие. А если некуда бежать - так и проваляешься на диване до конца жизни.

А теперь раскрою карты. Обломов, ради которого я тут распинаюсь, мне не интересен совсем. То, что он есть "подлинно русская натура", - хорошо. Я за такую натуру "болею". Но обычно, чтобы "болеть", я футбол смотрю. С Добролюбовым-то все понятно, тогда футбола еще не было. Но сейчас-то - сейчас зачем "решать" роман Гончарова на этом спортивном уровне? Так ли уж важно - кто из героев романа есть настоящий "идеал русского общественного деятеля"? И дальше пойду - так ли важно наличие этого "деятеля" в обществе? Ну, представим, чисто гипотетически, вот появляется в романе Гончарова (и в современном российском обществе) новое действующее лицо - Штольцеломов. Целеустремлен, настойчив, деятелен, как Штольц, и при этом чист, доверчив, открыт и вообще "добрая душа", как Обломов. Капиталец не на пустяках зарабатывает, а настоящим делом занят, поэтому тратит его не на футбольные клубы, а зарплату рабочим платит, школы строит, дороги ремонтирует. Ну отчего бы не сделать такого героя вместо этих двух? Тогда и прогресс страну с мертвой точки сдвинет. А там, глядишь, и Добролюбову легче жить станет.

Только нет никакого прогресса. Дело в том, что вопросы - КАК живет Штольц? и ПОЧЕМУ так не живет Обломов? - не верны. Даже если ответить на них, все равно останется нерешенной проблема - во имя чегодержаве, все? Если человек работает, чтобы жить, а живет, чтобы работать, то какой во всем этом смысл? Роман Гончарова "Обломов" - не о путях развития страны, не о вечном противопоставлении западников и славянофилов и тем более не о любви, чести и долге. Это мечта о несбыточной России, которая есть не Великая и Сильная держава, а лапотная и пряная Обломовка, где живут честные и добрые люди, не мучающие себя вопросами КАК и ПОЧЕМУ, ибо труд для них и есть смысл жизни. Почему люди в Обломовке не мучаются, как мучается Илья Ильич, Штольц, Добролюбов да и я сам грешным делом? Потому что они "┘жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех. Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как-нибудь иначе пашут, сеют, жнут, продают. Какие же страсти и волнения могли быть у них?".

Мир, где вместо "работы" - труд, уже никогда не настанет. И поэтому, когда я перечитываю "Обломова", мне вспоминается вовсе не статья Добролюбова, а место из "Комментариев" Адамовича. Помните? "Иногда думаешь: неужели это совершенно невозможно? Неужели все то исчезло навсегда и нельзя никак все вернуть в России?.. Чтобы опять зазвенел валдайский колокольчик над тройкой в темном вековом лесу и ямщик насвистывал песню. Чтобы мужики в холщовых рубахах кланялись в пояс редким проезжим. Чтоб свободно и спокойно текли реки, чтоб утопали в прохладных рощах синеглавые в звездах монастыри┘" И дальше: "Надо было бы сжечь все книги, консервативные или революционные - все равно, закрыть почти все школы, разрушить все "стройки" и "строи" и ждать, пока не умрет последний, кто видел иное".

Тогда "иное" только начиналось, сегодня "иное" правит бал. Ждать более - невозможно. Пора жечь книги. И последняя, которую я сожгу, будет "Обломов". Но прежде я вырву из нее девятую главу, чтобы читать ее своим детям - при свете восковой свечи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
988
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
524
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
528
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
476