0
772
Газета Интернет-версия

11.12.2003 00:00:00

Метод "скрытого человека"

Тэги: мамлеев, роман, презентация


- Юрий Витальевич, "Мир и хохот" - это уже второй ваш роман за последнее время (предыдущий - "Блуждающее время"), где обсуждается, в частности, такая тема, как перемещение во времени. В "Блуждающем времени" ваш герой попадает на несколько десятилетий назад, здесь же полунамеком речь идет об изменении привычного хода вещей, последовательности событий...

- Корректировке прошлого.

- Да! И это было бы понятно для научно-фантастического произведения. Но вы же таковыми, насколько я понимаю, свои не считаете?

- Мой метод, как вы знаете, метафизический реализм. Это означает, что реализм является сном. Метафизическая составляющая подразумевает проникновение в другие миры, в другую реальность, но на основе традиционных духовных прозрений. А что касается времени, то в первом романе, "Блуждающее время", я описал случай попадания в другое время именно как реальное событие. Психологическая реакция героя и его окружения описаны реально. То есть это не литературный и не фантастический прием. Я основывал эту историю на том, что сейчас в новой физике, физике ХХI века показывается теоретическая возможность проникновения во времени назад и вперед. А что касается практического воплощения этих идей, то целый ряд институтов, на Западе в основном, ведут записи случаев, когда человек действительно попадал в другое время. И, кстати, оттуда возвращался. По своей структуре (но не по сути) описанный мною случай совпадает с описанными на Западе, во Франции в частности, - там они были даже засекречены. Там, во Франции, описаны случаи попадания людей из ХVIII века в ХХ. Простых людей, которые в результате попадали в сумасшедший дом...

В "Блуждающем времени" я говорю о столкновении человека с новой реальностью, которая открывается, с одной стороны, по мере развития науки в глубь Вселенной, а с другой стороны, это определенное возвращение к традиции. Той, что описана еще в индийских эпосах. Потом, это путешествие во времени было нужно для такой авантюрной сюжетной линии. Что касается "Мира и хохота" - там совсем другое. Там человек в измененном состоянии сознания уходит из дома. Состояние это вызвано разными причинами (наркотиков, кстати, он не принимал!). За ним начинают следить, с ним случаются какие-то истории. Одна из которых - исчезновение в морге якобы его трупа. И появляется человек, который объясняет жене пропавшего эту развилку. Что есть люди, которые могут возвращать время. Что человек, например, вышел из офиса и попал под троллейбус. Если бы он на минуту задержался, отвлекся чем-то - ничего бы не случилось. Можно, словом, его возвратить к исходному пункту, и эта задержка дает другую развилку событий. Это дается в романе не как факт, а как одно из возможных объяснений приключений героя. И далеко не все персонажи романа верят такому объяснению. Но у нас, в Москве, есть человек, который занимается такого рода исследованиями. Им интересовались ученые-физики. И якобы он может делать такие вещи.

- То есть возвращать ситуацию назад?

- Да, и тем самым спасти человека от катастрофы. Вообще в науке есть много скрытого. Того, что существует как факт, но не обнародуется. Поскольку такой факт может разрушать позитивистское мировоззрение, на котором зиждется современная наука - по крайней мере в глазах обывателя. А фактически современная наука ушла уже далеко вперед.

- А вообще насколько, вы считаете, правильно использовать некоторые допущения, пусть и основанные на каких-то научных фактах, в художественной литературе, претендующей на "серьезность". Вот у вас, к примеру, обсуждают, как можно взять голову человека и пришить к другому телу. Не отдает ли это какой-то бульварщиной?

- Нет, я не использую такого рода газетные сообщения. Для сдвига во времени я использую вещи, о которых хорошо знаю. Мой друг, например, непосредственно сталкивался с такими событиями. То есть это я рассматриваю уже как реальность. А что касается пришивания головы - с одной стороны, это нужно для сюжета, а с другой - к этому ведь тоже движется наука. Сейчас известно, что в Японии проводятся такие работы, и пересадка головы станет через несколько лет возможна практически.

Когда-то ведь фантастикой казалась пересадка сердца. Но голову пересадить - это уже на грани, если не за гранью...

- Чего? Добра и зла?

- Нет, скорее науки и магии. Об этой границе и говорится в "Мире и хохоте", о вещах, которые делают мир совершенно иным. Если будут осуществлены прорывы с клонами, генетические опыты, и, в частности, пересадка таких существенных вещей, как головной мозг, возникнет масса проблем.

- Я думаю, это будут проблемы прежде всего не научно-медицинские (тем более, вы говорите, все это уже и сейчас возможно), но скорее социальные, юридические...

- Конечно! У меня вот в романе этот ученый Лютов говорит герою: вообще-то лучше всего было бы пересадить вам голову вашей матушки - и ей будет лучше, и вам. Но этого в книжке нет - почему-то, по какому-то странному совпадению, эта фраза - единственная - в книге случайно пропущена. В компьютерном варианте это есть.

- Ну, это мы могли бы в заголовок вынести: "Мамлеев обнародовал фразу, не пропущенную цензурой"!

- Точно!.. Но почему он говорит: "и ей будет хорошо, и вам"? Непонятно ведь, кто в результате вообще получается, какая личность, какое "я". Мозг все-таки считается, центр человека... Так что я не обращаюсь к каким-то глупым или непроверенным моментам. Хотя бы потому, что сама наука сейчас подошла к таким вещам, которые, может быть, за гранью понимания обывателя, как говорят (хотя обывателей обижать не стоит, мы сами в некотором смысле обыватели). Кстати, о временной развилке я говорю только в качестве гипотезы.

- Вы кого-то из знакомых вывели в романе?

- И да и нет. В "Шатунах" вот (особенно) были прототипы. Сейчас же я использовал метод "скрытого человека". То есть я вижу в том или ином человеке, или в самом себе, или вообще в душе человеческой (мы ведь построены по одному и тому же архетипу) какие-то тайники, которые можно вытянуть до проявленного состояния, до состояния человеческого характера. И до уровня осязаемого характера я творю их из ночной, скрытой стороны души. Но прототипы, конечно, тоже бывают, поскольку Россия вообще полна удивительных людей. Тут можно встретить таких людей, которые и во сне не приснятся.

- Недавний сборник ваших статей назывался "Россия вечная". Есть ли у вас вообще идеальный образ России (ну, вроде некоего "Небесного Иерусалима")?

- Вопрос, конечно, непростой. Для целой статьи или книги. Хочу только сказать, что в русской литературе и философии все время пытались определить какие-то глубины русской души - и находили безумные противоречия, антиномии, бездны, знаменитую загадочность, и, по-моему, все это существует и сейчас. И чем более углубляешься, тем все загадочнее! Но, обратите внимание, в этой книге - "Мир и хохот" - выведен уже в самом конце образ такой православной девушки Оли Поляновой. Ее особенность в том (православных девушек, в конце концов, много), что она изливает какой-то необыкновенный свет любви. На всех окружающих, на всех людей - причем вне зависимости от того, плохой это человек или хороший. Такое впечатление, что (как герои говорят) она спустившаяся из рая жительница. Так что некоторых это приводит даже в бешенство.

- То есть это и есть для вас образ России?

- По крайней мере одна из сторон. Какая-то совершенно ангелическая любовь ко всему. Но все многогранно... Россия находится в душевном отношении сейчас в кризисном состоянии. Не значит, что это будет всегда так. Но как я ее вижу дальше - тема для отдельного размышления.

- А почему почти все ваши герои говорят в романе на повышенных тонах? То есть я имею в виду саму интонацию - иначе как истерической ее не назвать.

- Да, в "Блуждающем времени" они на более спокойных позициях стоят. Каждый из них на своем месте. Здесь - по-другому, такая текучесть. Сама пропажа человека в самом начале сюжета вводит некий истерический элемент. Много, конечно, людей исчезает: пошел пивка попить или за хлебом - и исчез. Но здесь это связано и с тем, что он то возникает, то пропадает, появляется в разных местах, за ним пытаются следить экстрасенсы и прочие, и сама нервозность поисков придает истеричности поведению героев. И кроме того, здесь есть момент небольшого заглядывания в будущее - и человека, и человечества вообще. Постоянно ведь появляются люди, дети, обладающие какими-то сверхординарными, экстрасенсорными способностями. То есть границы реальности все время расширяются. Хорошо это или плохо с точки зрения государства или, скажем, религии - другой вопрос. Я просто описываю тенденции настоящего, которые, безусловно, проявятся в будущем. Не случайно поэтому у меня появляется образ Мирового Города, Города Скверны. Это немножко связано с теми идеями, о которых впервые говорил Даниил Андреев. И, видимо, раньше этого феномена не было. Один из персонажей пытается это объяснить. Он говорит о том, что начиная с эпохи Возрождения происходит такая сильная материализация мира, что очень много людей (в отличие от людей традиционных обществ) не могут себе представить внематериальной жизни вне телесного круга. И это привело к тому, что после того, как люди умирают, их души с энергетическими оболочками настолько тянутся к материальному миру, что стараются максимально к нему приблизиться. Так что образуется некая полуматериальная реальность, у которой в разных традициях разные названия.

- Мы с вами как-то говорили, и я спросил - было ли у вас в жизни нечто, что можно назвать чудесным? Вы, помню, отнекивались. Что сегодня скажете?

- Вы знаете, я никогда не занимался оккультизмом или магией тем более. Считаю это с религиозной точки зрения опасным. Но определенные вещи глубинные со мной случались. Но говорить об этом я не могу - это очень личное. И это может происходить с каждым. Особенно часто это в детстве бывает. А потом забывается.

- Мы с вами встречаемся сразу после выборов в Госдуму. Не буду, конечно, спрашивать, как голосовали. Но есть ли у вас какие-то политические пристрастия?

- Я все-таки придерживаюсь мнения, что политика - это искусство возможного. Невозможное происходит в науке, в искусстве, в сознании людей. Поэтому я считаю, что эти выборы - факт движения к стабилизации. И воспринимаю их результат позитивно.

- Как вы вообще относитесь к тому, что ваши хорошие знакомые, младшие, так сказать, товарищи по подпольной Москве 1960-х годов, по Южинскому переулку, занялись сейчас активно политикой?

- Ну, это, пожалуй, только два человека - Александр Дугин и Гейдар Джемаль. Я думаю, это их личное дело, их личный выбор. И они на него имеют право. Но я лично считаю (и для себя, и теоретически), что писатель или философ не должен входить в сферу политики.

- Но он так или иначе входит в эту сферу своими идеями (если они у него есть).

- Он не должен быть или стать функционером. Иначе неминуемо нанесет себе вред как творческой личности. Это слишком разные вещи. Правда, упомянутые нами люди являют собой скорее исключение из правила: никакого вреда своей творческой личности они не причинили!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1466
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1189
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1170
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1413

Другие новости