0
2734
Газета Интернет-версия

15.08.2002 00:00:00

"Логос" и его культурная экономика

Тэги: анашвили, логос


- Вы продолжаете возглавлять "Дом интеллектуальной книги"?

- Издательство "Дом интеллектуальной книги" постепенно сворачивает свою деятельность. Я немножко устал от философской литературы. Все-таки это продолжалось почти десять лет. И в данный момент я представляю издательский отдел фонда "Прагматика культуры".

- И этот отдел будет издавать нефилософскую литературы? Вы же говорите, что устали от нее┘

- Это будет шире чем философская литература - гуманитарные и экономические дисциплины, изучающие рынки культуры.

- И все-таки вы издавали интеллектуальную литературу на протяжении десяти лет. На ваш взгляд, как менялись гуманитарные интересы общества за этот период? Он была актуальной и в какой-то момент перестала быть актуальной?

- Я не скажу тут ничего нового. Есть уже устойчивое мнение насчет того, какова была динамика издания философской литературы у нас в стране. В первой половине 90-х ориентация в основном была на переводы. Со второй половины 90-х поток переводов постепенно уменьшался, появлялось все больше оригинальных текстов наших авторов. К сожалению, ни переводы, ни эти "оригинальные" книги не изменили ситуации в современной российской философии к лучшему. То есть иллюзия начала 90-х - что мы издадим, все что было хорошего на Западе, и у нас философия расцветет - себя не оправдала. Можно очень долго анализировать и пытаться понять, почему так произошло. То ли наше общество не было подготовлено, то ли не было достаточного количества талантливых людей, чтобы заниматься философией, то ли переводы выходили слишком фрагментарно и наше сообщество не получило целостной картины о западноевропейской философии ХХ века. В общем, причин было много, но факт остается фактом. Довольно скучно сейчас в философии. Те яркие люди, которые активно проявили себя в 90-е годы, постепенно отошли в тень, новых почти нет.

В основном это либо эпигоны, неумело воспроизводящие "птичий" язык фаворитов 90-х, либо приспособленцы, достойные лучших - советских - времен.

Сейчас, как мне кажется, такая замершая ситуация.

- Вы считаете, что бесполезно ориентироваться на переводы современной актуальной западной философии?

- Абсолютно бесполезно. Потому что они не приращивают совокупного знания, не приращивают интереса. Наверное, просто неясна роль философии сейчас - то есть зачем здесь, у нас, философствовать. Когда возникают какие-либо оригинальные философские тексты в Германии, Франции, США, то там понятно, зачем они пишутся: есть контекст, есть ярко выраженная дисциплинарность и реактивность. Когда они приходят на нашу почву, то контекст исчезает, они становятся просто текстами, которые содержат определенное знание. Для нас это знание, может, и любопытно, но вот что с ним делать? У нас нет дискуссионной среды. Где десятки философских журналов? Где сотни конференций? Некуда и негде развиваться.

- За те десять лет, пока вы издавали философскую литературу, вы следовали за тем читательским интересом, который уже был в обществе, или пытались сами его создавать?

- Мы пытались создавать. Мы издавали то, что было интересно нам.

- Но общество не поддержало┘

- Нет, общество поддержало. Наши книжки раскупались. Но оказалось, что мы их издавали, продавали, но при этом феноменология, к примеру, в стране не развивалась. У нас как были Молчанов, Калиниченко и пара-тройка молодых, так они и остались. Только теперь эти молодые неумолимо лысеют и толстеют.

- А вам не кажется, что если ваш энтузиазм окончательно угаснет, то ситуация станет совсем бесперспективной?

- Не только мой. Я смотрю, что Саша Иванов тоже постепенно сворачивает интеллектуальную программу. И это печально, что "Ad Marginem" перестает играть роль флагмана актуальной философии. И я пока не вижу издателей, которые могли бы стать таким флагманом вместо "Ad Marginem". Но тем не менее сейчас есть несколько издательств, которые мне крайне интересны, например, "Праксис", "Логос" Никифорова и Чубарова. Я думаю, еще некоторое время они поборются за существование.

- Расскажите о фонде "Прагматика культуры", что отличает этот проект от того, что вы делали раньше?

- Принципиально отличает следующее: если раньше у меня было свое издательство, то сейчас я сотрудник фонда и выполняю ту программу, которая так или иначе связана с деятельностью фонда в целом. Фонд "Прагматика культуры" существует около года. У фонда несколько направлений. Есть образовательные программы, в частности, мы окрыли кафедру под одноименным названием "Прагматика культуры" в Высшей школе экономики, на данный момент, наверное, одном из самых интересных вузов Москвы, и с октября начинаем там работу. На этой кафедре мы попытались собрать наиболее интересных представителей гуманитарной науки.

- Кого именно?

- Сложно быть здесь оригинальным. Ну, например, Доброхотова, Подорогу, Ионина, Филиппова, Куренного, всего в этом семестре у нас 11 курсов.

- Как будут называться курсы?

- Курсы будут называться так, как их назовут их авторы, но в той или иной степени они будут связаны с различными культурными практиками. Например, "Универсальные механизмы культуры" Доброхотова, "Феноменология времени и история субъективности" Молчанова, "Социология и психология денег" Ионина, "Экономика символического обмена" Долгина, "Наука как феномен культуры" Куренного, "Либидозная экономика" Зимовца и т.д. Фонд вообще занимается анализом рынка культурных продуктов, начиная от произведений искусства и предметов роскоши и кончая тем, что рубрицируется понятием "социология знания".

- Можно привести более конкретные примеры исследований?

- Можно. Вот темы уже утвержденных грантов: Илья Калинин "История культурного потребления", Тимофей Дмитриев "Современная американская социология культуры и британские "Cultural Studies", Юрий Автономов "Экономика переходных рынков", Екатерина Жорняк "Психология детства", Аркадий Блинов "Модели рациональности", Виктор Молчанов "Время субъективности и мир значений", Михаил Маяцкий "Аргументация и множественность", Ирина Великодная "Редкая книга. Рынок антиквариата".

- Каков практический выход этих исследований - это теоретическое знание или вы хотите влиять на ситуацию?

- Двоякая задача, безусловно. С одной стороны, надо ввести в оборот целый спектр научных текстов и методологий, которые не были (или были недостаточно) известны в нашей стране. Вообще вы понимаете, что исследования, связанные с потреблением, - это крайне актуальная, правильная, нужная задача на данной стадии развития общества. В последнее время нам были доступны лишь работы на эту тему некоторых западных мыслителей, скажем, Бодрийара или Джеймисона. Это были не научные исследования в собственном смысле слова, а скорее нонконсюмеристские заклинания, впрочем, крайне полезные и бодрящие. Мы же пытаемся работать с научными программами, изучающими рынок культурного потребления, - с фактами, со статистикой, с историческими анализами и социологическими данными.

- А как влиять?

- Это сложный вопрос. По крайней мере, если мы поймем, как функционируют эти рынки, то это уже хорошо.

- Скажите, вы считаете, что произведение искусства является только предметом потребления в современном обществе или же оно играет и какую-то другую роль? Или вас оно интересует только с точки зрения потребления?

- Это вопрос мировоззренческий, а вы его задаете директору издательских программ. Я не являюсь автором идеологии фонда (это задача руководителя фонда Александра Долгина, экспертного и научного советов). Как предмет исследования он интересует только с точки зрения его движения на рынке.

- Вы изучаете только отечественный культурный рынок или также европейский, американский?

- Пока мы заняты тем, что собираем, реферируем, анализируем, делаем обзоры западной литературы. На следующем этапе мы, получив представление о том, что сделано на Западе, будем проводить самостоятельные исследования.

- Как изменился культурный рынок в нашей стране за последнее время? И изменились ли ценности?

- Вы смешиваете два понятия - жизненную ценность и рыночную ценность. Конечно, культурный рынок расширился, мы стали получать больше, чем, скажем, в советские времена, сейчас нам есть из чего выбирать. О мировоззренческих же ценностях говорить сейчас я не готов. Нас интересует ценность во втором смысле, ценности немировоззренческие, но имеющие в себе символическую компоненту.

- Потом все исследования фонда будут издаваться?

- Структура деятельности фонда такая: мы выдаем стипендии и гранты на самостоятельные исследования. К слову сказать, эти стипендии позволяют ученому спокойно существовать, занимаясь только исследовательской работой, не прибегая больше к бессмысленной трате сил на подработки. Тексты, возникающие в процессе работы стипендиатов, будем издавать.

- Вы считаете, что такого рода исследования будут интересны обществу, которое проявляет небольшой интерес к философии как таковой?

- Я думаю, что попыткой сформировать новую исследовательскую область мы привлечем достаточно большое количество исследователей и просто заинтересованных читателей. Ведь, находясь в окружении культурного предложения, мы должны знать, что означает наш выбор, как именно делать этот выбор, что последует за нашим выбором.

- Вы не планируете создания какого-нибудь периодического издания, связанного с этими исследованиями?

- Зачем? "Логос" продолжает существовать.

- Он будет связан с фондом?

- Да, его финансирование будет осуществляться в значительной степени фондом, кроме этого его финансируют ВШЭ и частный меценат Андрей Хазин. И тематика в той или иной степени будет пересекаться с деятельностью фонда.

- Значит, концепция "Логоса" изменится?

- Начиная с этого года "Логос" увеличится в объеме. На треть он будет оставаться прежним классическим философским журналом. На две трети это будет издание, пытающееся работать с междисциплинарной проблематикой. Четыре ближайших номера "Логоса" на две трети будут посвящены темам "Город", "Деньги", "Потребление культуры" и "Кино".

- Какие книги в рамках программы фонда выйдут в ближайшее время?

- Первая книга, которая у нас вышла, это Вирилио, "Информационная бомба", совместно с издательством "Гнозис". Готовится ряд фундаментальных антологий. До конца года выйдет около 15 монографий и сборников статей. Среди прочего Бурдье, Жижек, Маяцкий, Аронсон, Кобрин, Шимов, Ремизов. Готовятся переводы Зомбарта, "Философии денег" Зиммеля. Наконец реализуется моя давнишняя мечта - начата серия "Интеллектуальные биографии", в сентябре выйдет книга Руднева о Витгенштейне, в ноябре Рудинеско о Лакане и т.д. Будет серия тематических рефератов западных авторов и, собственно, серия "Исследования по прагматике культуры". Плановые возможности фонда без привлечения дополнительного финансирования - 20-30 книг в год.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
830
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
517
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1019
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1003

Другие новости