0
4984
Газета Интернет-версия

04.07.2002 00:00:00

Это сладкое слово "нация"

Тэги: Окороков, фашизм, русская эмиграция


Окороков А.В. Фашизм и русская эмиграция. (1920-1945 гг.) - М.: Русаки, 2002, 593 с.

Фашизм привлекателен. Черное пальто, атака каппелевцев, самурайские доблести - мы же действительно любим Японию, мы очарованы Японией, как же нам без самурайских доблестей. Скажете - черное пальто, причем здесь фашизм? Атака каппелевцев - из советского фильма. Однажды я присутствовала при страстном обсуждении русско-японской войны - суть спора заключалась в том, какой солдат лучше, русский или японский. Причем все его участники славословили одновременно русских, как того требовала национальная гордость, и японцев - как некий фашистский идеал. Некоторое время спустя я обнаружила споривших сидящими на полу, поющими вполне романтические песни с патриотическим оттенком (про войну) и дружно выкрикивающими: "Хайль Гитлер!" Потом мне говорили: ну чего ты хочешь, это же "Поиск". "Поиск" - это, кажется, люди, которые хотели похоронить павших в Великой Отечественной советских солдат? Все смешалось в доме Облонских.

Японцы появляются в этой истории с завидной регулярностью. Был у польского писателя Яна Парандовского такой замечательный роман, "Расколотое небо" - о мальчике, живущем в начале ХХ века в католическом Львове, польском городе, принадлежавшем Австро-Венгрии. Так как большая часть территории Польши входила тогда в состав Российской империи, австрийские поляки Россию дружно ненавидели и потому бурно обрадовались русско-японской войне. Возник только один вопрос - можно ли молиться за победу языческого оружия? Решили, что если против России - то можно. Так и тут, в случае с фашистами и белой эмиграцией - если против большевиков, то хоть с чертом. Тем более что рога и хвост черта не проявились тогда еще так отчетливо. Да и вообще - черт ли это?

В 2000 году Военный университет опубликовал монографию кандидата исторических наук А.В. Окорокова "Антисоветские военные формирования в годы Второй мировой войны". Книга была издана "для внутриведомственной продажи", имела трех рецензентов - полковников и докторов исторических наук, ссылки на источники, историографический очерк и никаких вопросов не вызывала. Была она несколько суховата и напоминала справочник - но в случае с коллаборационизмом, который до сих пор остается белым пятном, и такой справочник - дело хорошее. Нынешняя книга Окорокова обладает в принципе теми же достоинствами и недостатками. Ссылки на архивы, подробные справки обо всех деятелях эмигрантских организаций, огромные приложения, делающие легкодоступными идеологические документы русских фашистских партий, обработка чудовищной по объему информации - где, когда, кто и даже на какой улице. Нет сомнения, что фактологию Окороков знает великолепно. Минусом, как и в предыдущей книге, является преобладание сухих фактов, отсутствие "картинки", живого рассказа - причем в данном случае это уже вряд ли происходит от отсутствия информации, информации у автора предостаточно, но он то ли не может подать ее по-иному, то ли не считает это необходимым. Факты выложены валом, в количестве - для осмысления, а тем более для запоминания - просто невообразимом. Опять же - справочник. Но это не означает, что в справочнике нет лирических отступлений. И как бы мало их ни было, возникает ощущение, что лозунги вроде "За Веру, Царя и Отечество!" и принцип "против большевиков хоть с чертом" автору не так уж чужды. Не столько в тексте, как между строк.

Строить предположения о специальности автора я не могу. Ясно, что если его издает Военный университет, то скорее всего он служит в армии. Ясно, что разведчики и историки занимаются в принципе одним и тем же - если сначала разведчики обращаются за справками к историкам и к ученым вообще, то потом по прошествии определенного времени наработанное разведчиками становится ценнейшим источником для ученых. (Вспомним Пржевальского, вспомним Блаватскую - сначала краснели и отказывались верить, теперь воспринимаем это как само собой разумеющееся. Кстати, те самые подробные биографические справки ссылками на источники не обременены. А информации в них море. Откуда? Жаль, что в книге нет именного указателя.) В любом случае Окорокову - низкий поклон: кто еще обеспечит нас фактами? А факты - дороже всего. И будь книга издана "Наукой" или хотя бы военными, не будь в ней трогательных уточнений типа "по ордеру, подписанному заместителем Председателя ОГПУ Г.Ягодой (Иегудой)", и фраз "обращаясь к многострадальному русскому народу - крестьянам, рабочим, казакам", встречающихся впрочем не так уж и часто и легко объяснимых тем, что автор просто зарапортовался, находясь под постоянным стилистическим давлением источника (перлы из источника можно цитировать километрами, изумление и омерзение здесь соседствуют почти с восторгом и перемежаются периодически печальной констатацией того, что с некоторыми утверждениями не поспоришь - крыть нечем), будь в ней заявлена хоть какая-то попытка аналитики, которая могла бы дать представление и о процессе в целом и о действительном отношении автора к этому процессу, каким бы оно ни было┘ Пока же присутствует огромная гора материала и смутные догадки, хотя и понятно, что в современном мире постоянно приходится напоминать себе, что точек зрения много и твоя не единственная. И кто знает, выскажи автор свое отношение, книгу, может быть, в руках было бы нельзя держать, а так - это прекрасный материал для дальнейших исследований. Дай бог, чтобы я ошибалась.

Дай бог, потому что с детства воспринятое представление, что фашисты - это всегда "они", что национализм и фашизм - суть одно и то же и гаже ничего быть не может, что наплевательское, барское отношение к своему народу, а значит и к его выбору непростительно (и это отношение важнее для меня, чем сам выбор - помню, с каким смутным изумление восприняла я знаменитую книгу Виктора Клемперера "Язык Третьего рейха" - но это слишком большая тема), словом, весь этот сплав детских представлений - он никуда не желает уходить. И если уж слом нашего времени порождает такую сумятицу, какова же была сумятица в головах монархистов, прошедших через Гражданскую войну, оказавшихся в Харбине, Техасе, Париже, и создавших Российскую фашистскую партию, Всероссийскую фашистскую организацию, Российское национал-социалистическое движение, Русский национальный союз участников войны, Российское народно-имперское (штабс-капитанское) движение, Союз русской национальной молодежи - несть им числа. Новое искали, примирить хотели, встроить в систему рабочих, о которых преступно не думали до революции (блок иллюстраций у Окорокова начинается даже с фотографии начальника московской охранки Сергея Зубатова, названного "одним из родоначальников русского фашизма" - но, как оказалось, никаких глубинных выводов по этому поводу автор не делает, открытий нет, хотя правда действительно в том, что в созданном Зубатовым идеологическом вакууме народной монархии национализм сам собою полез из всех щелей). Национальная идея - благородная вещь, кабы не ненависть, смердящий антисемитизм, поиски врага, без которого не стоит земля русская, немецкая, американская, израильская, да приторная, сладковатым запахом падали отдающая ложь.

Разбираться со всем этим еще и разбираться - в частности, с солидаристскими началами фашизма, которым Окороков уделяет много внимания и которые представляют наибольший интерес. И ждать того несбыточного момента, когда поляки, русские, японцы и евреи сольются в экстазе - только бы не на почве нового фашизма, какой-нибудь "войны миров".

Вечер, описанный в начале этого текста, закончился безобразной дракой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2153
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1237
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3528
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4382

Другие новости