0
852
Газета Печатная версия

10.03.2025 17:30:00

Насколько реальны мечты БРИКС об углеродной нейтральности

Внедряя возобновляемые источники энергии, страны не отказываются от ископаемого топлива

Михаил Аким

Ольга Румянцева

Об авторе: Михаил Эдуардович Аким – доктор философии (PhD), профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ; Ольга Александровна Румянцева – независимый эксперт энергетической отрасли.

Тэги: брикс, углеродная нейтральность, виэ, ископаемое топливо, дедолларизация, санкции, торговые войны, энергетическая стратегия россии

Все статьи по теме "Санкционные войны"

брикс, углеродная нейтральность, виэ, ископаемое топливо, дедолларизация, санкции, торговые войны, энергетическая стратегия россии Министры финансов стран БРИКС развивают варианты использования местных валют в торговых отношениях. Фото Пелагии Тихоновой/фотохост-агентство brics-russia2024.ru/РИА Новости

В условиях геополитической турбулентности и ужесточения санкционного давления страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР и др. – активно переводят расчеты за углеводороды на национальные валюты. Этот шаг, по мнению экспертов, может стать переломным моментом в глобальной финансовой системе.

Санкции против России и напряженность в отношениях с США ускорили процесс дедолларизации, выразившийся в участившемся отказе от доллара во внутренних расчетах. Например, более 70% торговли между Россией и Китаем осуществляется в рублях и юанях, часть сделок между Россией и Индией по торговле нефтью и углем осуществляется в рублях и рупиях, а Бразилия и Китай начали осуществлять сделки в реалах и юанях.

Использование национальных валют снижает издержки конвертации и риски валютных колебаний. Например, бразильский реал и южноафриканский ранд все чаще применяются в сделках по СПГ, что упрощает взаимодействие внутри БРИКС. Кроме того, укрепляются внутренние финансовые системы. Расчеты в юанях стимулируют интернационализацию валюты, выводя Китай на новый уровень в мировой торговле, что, очевидно, соответствует интересам второй экономики мира. Однако переход не лишен сложностей. Главная проблема – ликвидность национальных валют и их волатильность. Для решения этого страны БРИКС рассматривали механизмы взаиморасчетов, включая цифровые платформы и общие платежные системы. По сути, формируется альтернативная финансовая экосистема и, если БРИКС создаст эффективный инструмент, это может коренным образом изменить правила игры в международной торговле.

Отказ от доллара в торговле углеводородами не просто жест солидарности, а стратегический ход, укрепляющий позиции БРИКС как центра многополярного мира. Успех этой инициативы может стать сигналом для других стран, уставших от диктата резервной валюты. На недавнем саммите президент Бразилии отметил: «Наша цель – не противостояние, а справедливая конкуренция. Валютный суверенитет – основа для этого».

В то же время многие страны – члены БРИКС обозначили амбициозные цели достижения углеродной нейтральности к 2050–2070 годам. Но наряду с программами декарбонизации и внедрения возобновляемых источников энергии многие члены БРИКС пока не отказываются от ископаемых углеводородов.

Бразилия

Бразилия обладает огромными возможностями для развития низкоуглеродной экономики и способна войти в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода, который входит в список полезных ископаемых, расположенных в недрах страны. В Бразилии развито производство электроэнергии с помощью ветра и солнца, есть необходимые цепочки поставок и кадровые ресурсы. В октябре 2024 года руководством страны одобрена Программа развития низкоуглеродного водорода. Наряду с развитием внутреннего рынка для зеленого водорода программа предусматривает декарбонизацию других секторов промышленности (производство стали, цемента, нефтехимической продукции, удобрений) и возможности использования зеленого водорода на грузовом транспорте, способствуя снижению углеродного следа отрасли. Программа поддерживает укрепление цепочек поставок и предусматривает льготы для компаний, стремящихся снизить свой углеродный след, включая возможности распределения кредитов в размере 18,3 млрд реалов (примерно 3 млрд долл.) в период с 2028 по 2032 год для финансирования перехода на возобновляемую энергетику и использование зеленого водорода.

В августе 2024 года в Бразилии принят закон, регулирующий отрасль низкоуглеродного водорода, а также предусматривающий ряд финансовых и институциональных преференций для его производителей. Кроме того, в стране разрабатываются и другие законы, касающиеся декарбонизации. Проект закона о низкоуглеродной мобильности предусматривает создание Национальной программы устойчивого авиационного топлива, Национальной программы зеленого дизельного топлива и Национальной программы декарбонизации для производителей и импортеров природного газа, а также стимулов для производства биометана. Другим подтверждением приверженности Бразилии повестке декарбонизации является законопроект 182/2024 по созданию углеродного рынка. Он предусматривает создание бразильской системы торговли выбросами парниковых газов, требующей от компаний покупки квот на выбросы углерода для покрытия выбросов.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2023 году крупнейшими внутренними источниками энергии в Бразилии были нефть (50%), а также биотопливо и отходы (29%).

В начале 2024 года правительство Бразилии объявило о плане действий, направленном на развитие промышленности с потенциалом для реализации инициатив по декарбонизации в рамках ранее объявленной политики неоиндустриализации. Согласно данному плану, предполагается выделить 12 млрд долл. до 2026 года, в том числе на стимулирование инноваций и декарбонизации.

По некоторым оценкам, в стране ожидается рост потребления электричества на 67% к 2050 году, в первую очередь за счет стремительного роста производства из возобновляемых источников. При этом предполагается сокращение доли ископаемых топлив в первичном энергопотреблении примерно до 35%.

Россия

В конце ноября 2024 года в рамках подготовки новой энергетической стратегии России до 2050 года стало известно, что предполагаемые инвестиции в добычу нефти вырастут к 2050 году почти вдвое относительно уровня 2023 года и достигнут 4,5 трлн руб. Предполагается также увеличить долю угольной генерации в российском энергобалансе до 15% с существующих 13%.

По подсчетам Минэнерго, потребление электроэнергии к 2050 году увеличится не менее чем на 35%. Основными факторами роста считаются увеличение промышленного производства, рост объема использования транспорта, развитие субъектов РФ, инфраструктуры и экспортных поставок, которые сейчас активно реализуются в восточном направлении.

В основе новой Энергетической стратегии России лежит принцип использования всех видов энергии. По данным Минэнерго России, добыча жидких углеводородов к 2050 году планируется на уровне 540 млн т (по итогам 2024 года, как отметил заместитель председателя правительства Александр Новак, добыча нефти в России составила 516 млн т). Добыча газа предполагается на уровне примерно 900 млрд куб. м, а добыча угля превысит 600 млн т. В рамках достижения Россией ранее поставленных целей углеродной нейтральности стратегия предусматривает реализацию ряда мер, которые позволят обеспечить достижение ключевых показателей в области экологии, климата, снижения выбросов, энергоэффективности и новой энергетики.

Реализация Энергетической стратегии потребует масштабных инвестиций во все сектора экономики. «Объем накопленных инвестиций в ТЭК к 2050 году в целевом сценарии составит 395 трлн руб., при этом около 80% придется на нефтегазовую отрасль. Прямой эффект на экономику от топливно-энергетического комплекса составит около 17 трлн руб. в год с учетом совокупного эффекта на смежные отрасли», – заявил заместитель министра энергетики Эдуард Шереметцев.

Стоит отметить, что в июле 2024 года председатель правительства Михаил Мишустин утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Данная стратегия синхронизирована с ключевыми отраслевыми стратегиями, в том числе с существующей Энергетической стратегией РФ на период до 2035 года, Стратегией социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и др.

Широкое применение водорода было определено одним из эффективных путей достижения углеродной нейтральности. Утвержденные в 2021–2023 годах стратегические документы, определяющие развитие водородной индустрии в России, подразумевают создание необходимых технологий производства, хранения, транспортировки и потребления водорода.

С учетом общемировых тенденций развития данного направления в контексте энергетического перехода они приобрели особую актуальность, однако, согласно Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации, утвержденной в 2021 году, в период до 2035 года в качестве приоритетных направлений рассматривается производство низкоуглеродного водорода из ископаемого сырья, в том числе с применением технологий улавливания углекислого газа. При этом необходимо заметить, что инициативы по производству водорода из ископаемого сырья несколько расходятся с программами получения зеленого водорода при использовании возобновляемых источников энергии, на которых фокусируются Бразилия, Индия и Китай.

Индия

В настоящее время Индия является одним из крупнейших в мире источников выбросов СО₂, с предполагаемыми годовыми выбросами около 2,6 Гт в год. Примерно 60% производят энергетический и промышленный сектора Индии, остальные 40% выбросов приходятся на распределенные точечные источники.

Правительство Индии взяло на себя обязательство сократить выбросы на 50% к 2050 году и достичь нулевого уровня выбросов к 2070 году. Рост мощностей возобновляемых источников энергии стал одной из ключевых историй успеха перехода к чистой энергии в Индии. Хотя Индия постепенно отказывается от использования угля, она еще долго будет зависеть от него и других ископаемых источников энергии, так как необходимо поддерживать развитие промышленности и удовлетворять потребности в доступной и надежной энергии.

Весьма значимую роль в декарбонизации промышленных секторов Индии, которые трудно электрифицировать и в которых трудно сократить выбросы, играет внедрение технологий улавливания, использования и хранения углерода (CCUS).

Кроме того, в январе 2023 года правительство одобрило Национальную миссию по зеленому водороду, целью которой является превращение Индии в один из глобальных центров производства, использования и экспорта зеленого водорода и его производных к 2030 году. Документ предусматривает комплекс мероприятий и программ, направленных на поддержку декарбонизации индийской промышленности, развитие соответствующих пилотных проектов и стимулирование производства зеленого водорода, которое предполагается на уровне 5 млн т в год к 2030 году.

Китай

В сентябре 2020 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай «будет стремиться пройти пик выбросов СО₂ до 2030 года и достичь углеродной нейтральности до 2060 года».

В последние годы Китай внес наибольший вклад в формирование мировых энергетических рынков, чем любая другая страна. На Китай приходится более двух третей роста мирового спроса на нефть в течение прошедшего десятилетия и одна треть роста мирового спроса на природный газ. За счет Китая глобальные выбросы CO₂ в этот период выросли почти на 80%. Будучи крупнейшим источником выбросов в мире, Китай одновременно является локомотивом чистой энергетики. На долю Китая приходится более 40% мировых установленных мощностей для ветровой и солнечной фотоэлектрической энергии, а также более половины электромобилей в мире на сегодняшний день. В 2023 году в Китае появилось почти 50 ГВт новых угольных электростанций, а также рекордные 260 ГВт солнечных фотоэлектрических и более 75 ГВт ветровых. Данные за 2024 год демонстрируют значительное замедление роста спроса на нефть в Китае. По сценарию МЭА STEPS, спрос достигнет пика до 2030 года, что будет обусловлено растущей электрификацией сектора автомобильных перевозок. Прогнозируется, что к 2030 году почти треть автомобилей на дорогах будут электрическими. При этом, согласно STEPS, Китай к 2030 году станет крупнейшим в мире рынком нефти, опередив США. Достигнув пика, спрос начнет снижаться, но будет еще близок к уровню 2023 года в 2035 году. По сценарию APS, к 2035 году спрос на нефть будет примерно на 15% ниже, чем в 2023 году. Во многом благодаря мощной цементной и сталелитейной промышленности Китая на сектора конечного потребления энергии приходится почти треть спроса на уголь. И все же, согласно оценкам, пик потребления угля был пройден в 2014 году и по мере реструктуризации промышленного сектора потребление постепенно снижается. Сценарий STEPS прогнозирует рост спроса на уголь для производства электроэнергии, достижение пиковых показателей ожидается в ближайшие несколько лет.

В начале 2022 года в Китае был принят Средне- и долгосрочный план развития водородной энергетики на 2021–2035 годы, согласно которому к 2035 году предполагается сформировать систему водородной энергетики и построить диверсифицированную экосистему ее применения, охватывающую транспорт, хранение энергии, промышленность и другие сферы. В январе 2025 года вступил в силу Закон об энергетике КНР, где обозначено развитие и использование водородной энергетики в стране.

ЮАР

Среди стран Африканского континента Южно-Африканская Республика лидирует по количеству выбросов парниковых газов, входя в мировую двадцатку по данному показателю, в частности из-за широкомасштабного использования ископаемых видов топлива для производства энергии. Согласно источникам, ежегодный объем выбросов ЮАР составляет около 500 млн т СО₂ во многом благодаря сжиганию угля.

Страна предпринимает шаги для стимулирования сокращения промышленных выбросов. В июне 2019 года в ЮАР введен налог на выбросы углерода. Данный налог применяется к различным секторам, включая энергетику, промышленность и транспорт, с целью поощрения предприятий к сокращению выбросов углерода. Для облегчения нагрузки на отрасли и обеспечения конкурентоспособности были введены меры по освобождению от налогов и налоговым льготам, в результате чего эффективная ставка налога значительно ниже, поскольку она основана на фактически полученных доходах.

В ноябре 2022 года был опубликован инвестиционный план «Справедливый энергетический переход» на период 2023–2027 годов, в котором представлены направления и инвестиции, необходимые для выполнения обязательств по декарбонизации в определяемом на национальном уровне вкладе ЮАР в достижение целей Парижского соглашения, обозначены планируемые темпы сокращения выбросов парниковых газов. Реализация плана предполагает создание рабочих мест в новых секторах (таких как электромобили, зеленый водород и т.д.); укрепление национальной энергетической безопасности, в том числе путем широкого внедрения возобновляемых источников энергии; устранение рисков, связанных с изменением климата, и позиционирование Южной Африки в качестве важного глобального игрока в зеленой экономике будущего. Согласно плану, объем новых инвестиций в экономику страны для стимулирования экономического роста составит более 1 трлн рандов (более 55 млрд долл.). План определяет три приоритетные области для поддержки экономики будущего: электроэнергетический сектор, транспортные средства на новых источниках энергии (NEV) и зеленый водород. Согласно данному плану, ЮАР стремится к мировому лидерству в области экспорта зеленого водорода. Развитие этого направления представляет новую возможность для развития страны, в том числе и в национальном масштабе: к 2050 году рост ВВП на 3,7%, создание около 1,8 млн рабочих мест в данной и других отраслях, достижение углеродной нейтральности к 2050 году.

В 2023 году южноафриканское правительство утвердило Стратегию коммерциализации зеленого водорода, согласно которой планирует ежегодно производить 1 млн т зеленого водорода к 2030 году, и 7 млн т – к 2050-му. Кроме того, программа закупок независимых производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии (REIPPPP) стимулирует развитие инфраструктуры возобновляемых источников энергии в ЮАР, включая инфраструктуру, связанную с водородом и зеленым водородом.

Стоимость производства зеленого водорода в ЮАР к 2030 году может составлять 1,6 долл. за 1 кг и, соответственно, способствовать стране в двукратном увеличении своей доли в мировом производстве зеленого» водорода до 4% к 2050 году.

Сегодня более 80% электроэнергии ЮАР вырабатывается на угольных электростанциях. Несмотря на экологические проблемы, ожидается, что уголь продолжит обеспечивать большую часть производства электроэнергии в стране в течение следующего десятилетия, хотя доля возобновляемых источников энергии будет быстро расти.

Правительство попыталось отреагировать на проблему постоянной нехватки электроэнергии в стране, объявив о новом этапе поддержки производства электроэнергии в общей сложности 11 813 МВт. Основная часть новых мощностей будет представлена ВИЭ 6800 МВт, на газ приходится 3000 МВт, а на уголь – 1500 МВт. Заслуживает внимания строительство 513 МВт гидроаккумулирующих мощностей.

В то время как большая часть запланированной генерации базируется на возобновляемых источниках энергии, ключевой проблемой является переход к природному газу в качестве топливного ресурса. В настоящее время ведутся работы по освоению газа на западном побережье ЮАР и разведка запасов сланцевого газа. Несмотря на то что страна обладает огромными неиспользованными сланцевыми ресурсами, из которых, по оценкам Национальной комиссии по планированию ЮАР, возможно произвести до 130 тыс. ГВт-ч электроэнергии в год, эксплуатация месторождений сланцевого газа в стране по-прежнему потребует разработки соответствующей политики и нормативной базы наряду с созданием необходимой инфраструктуры. К 2030 году сочетание сланцевого газа и импортируемого СПГ может стать растущей частью структуры производства электроэнергии. Однако изучение потенциала сланцевого газа в бассейне Кару также показывает, что его общий потенциал может быть в 30 раз меньше, чем первоначально предполагалось, что, несмотря на значительные запасы, может ослабить инвестиционную привлекательность внутренней добычи газа. К тому же экологические последствия, связанные с будущей добычей газа в бассейне Кару, вызывают споры, что может повлечь сопротивление со стороны экологических групп.

И все же в целях обеспечения энергетической безопасности снабжения потребителей подразделение по работе с независимыми производителями энергии Министерства энергетики ЮАР инициировало программу по газу для независимых производителей. В настоящее время основное внимание ведомства уделяется программе «СПГ в энергию». Ожидается, что спрос на природный газ будет расти в среднем на 5,2% в год до 2030 года, чему будут способствовать усилия правительства по стимулированию его использования и снижению зависимости от угля. n

 


Читайте также


Китай стабилизирует, а Соединенные Штаты раскачивают мировую экономику

Китай стабилизирует, а Соединенные Штаты раскачивают мировую экономику

Владимир Скосырев

Пекин заявил о провале торговых войн Вашингтона

0
1443
Сделать Америку снова здоровой

Сделать Америку снова здоровой

Михаил Аким

Администрация Дональда Трампа выступает за устойчивое питание

0
1553
Конкуренция за критические минералы вошла в острую фазу

Конкуренция за критические минералы вошла в острую фазу

Николай Миронов

Развитие возобновляемой энергетики требует больше редкоземельных металлов

0
1412
В России нарастают бюджетные проблемы...

В России нарастают бюджетные проблемы...

Михаил Сергеев

В реальном секторе начался спад

0
2424

Другие новости