Поиск редкоземельных элементов во всем мире приобретает черты масштабного проекта в связи с растущим спросом. Фото Reuters
Конкуренция между основными центрами силы (США, КНР, Евросоюз) за завоевание командных высот в мировой экономике в последнее десятилетие заметно обострилась. Не последнюю роль в расстановке сил на геополитической арене в среднесрочной перспективе будут играть критические минералы – ключевой ресурс, требуемый для перехода на возобновляемые источники энергии и широкого внедрения цифровых технологий, включая технологии искусственного интеллекта.
Какого-то единого перечня критических минералов не существует. Первый список критических сырьевых минералов был принят Евросоюзом в 2011 году. С тех пор он обновляется каждые три года. Определение ЕС критического сырья сосредоточено на экономическом аспекте: его ценности и важности для современной промышленности. Со временем количество видов сырья в списке увеличивалось. Первый включал 14 видов, в то время как последний – 34. Три из них на самом деле относятся к группам минералов: элементы платиновой группы, легкие редкоземельные металлы (РЗМ) и тяжелые РЗМ. Список от 2023 года является частью Закона о критическом сырье, вступившего в силу в мае 2024 года.
В США реестр критических полезных ископаемых был подготовлен Геологической службой в соответствии с указом американского президента Дональда Трампа от 2017 года. Он был впервые опубликован в 2018 году и обновлен в 2022 году. Сейчас реестр содержит 50 видов минерального сырья. Помимо реестра, составленного Геологической службой, в США были составлены списки критических полезных ископаемых по линии министерств энергетики и обороны.
В российской практике наиболее близким аналогом критических минералов являются редкие и редкоземельные металлы.
Критические минералы имеют ряд особенностей, которые отличают их от большинства традиционных полезных ископаемых. Так, многие критические минералы являются побочными или сопутствующими продуктами добычи других полезных ископаемых. Например, сурьма может быть побочным продуктом добычи золота или свинца; в медных месторождениях часто встречаются кобальт, висмут и олово; и почти весь индий является побочным продуктом добычи цинка. Вследствие этого оценка величины глобальных ресурсов критических минералов является особенно сложной задачей. Кроме того, масштабы рынков критических минералов уступают рынкам других ресурсов. По данным МЭА, в 2023 году величина рынка полезных ископаемых, имеющих ключевое значение для энергетического перехода, составляла 325 млрд долл., что примерно соответствовало объему рынка железной руды и не достигало даже до 5% от рынка нефти и газа. Еще одной отличительной особенностью критических минералов являются значительные колебания цен на этот вид сырья.
Рост потребностей в критических минералах связан с быстрым развитием инфраструктуры возобновляемых источников энергии, особенно ветряных турбин и солнечных фотоэлектрических панелей, что определяет рост спроса на обычные материалы (бетон, сталь и алюминий) и специализированные минералы, такие как кобальт, теллур и редкоземельные металлы. В целом при реализации проектов ветроэнергетики используются 18 критических минералов, в то время как в солнечной энергетике – 15.
Кремний, галлий и германий являются наиболее распространенными полупроводниковыми материалами, используемыми для изготовления компьютерных чипов. В то же время на различных этапах их производства используются и другие критические минералы, в частности палладий, мышьяк, иридий, титан, медь и кобальт.
Однако основной спрос на критические минералы связан с рынком электромобилей, продажи которых в 2024 году достигли 17,1 млн. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на критические полезные ископаемые, связанный с производством электромобилей, в 2020 году составил менее 2 млн т, а к 2030 году, по прогнозам, превысит 30 млн т.
Текущая расстановка сил
В настоящее время ведущие позиции на рынках многих критических минералов занимает КНР. На Китай приходится около 60% мирового экспорта лития, более 60% графита, переработка до 90% РЗМ и от 50 до 70% лития и кобальта. Кроме того, КНР стала своеобразным хабом для финансирования, добычи и переработки критических полезных ископаемых в других развивающихся странах. Важную роль здесь играют проекты, реализуемые в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Особенностью китайской модели является наличие полного цикла производства большинства критических минералов: от разработки месторождений до выпуска конечной продукции. В Китае примерно в девять раз больше инженеров, чем в США, и почти в 15 раз больше выпускников научных и технических вузов. Так что его позиции будет крайне сложно пошатнуть. Да и новые мировые проекты по добыче и переработке критических полезных ископаемых будут реализованы не скоро.
Благодаря своему доминирующему положению в отрасли Китай имеет значительные возможности контроля над ценами. Страна периодически вводит ограничения на доступ к ресурсам для конкурентов и в случае необходимости использует полезные ископаемые в качестве инструмента политического давления, как это имело место в ходе спора с Японией в 2010 году и во время торговой войны 2019 года с США.
На долю Китая приходится около 94% мировых запасов галлия и 83% германия. В июле 2023 года КНР ввела ограничения на выдачу разрешений на экспорт галлия и германия – ключевых элементов производства микросхем, используемых в ракетных системах и военной технике. По оценкам Геологической службы США, снижение в страну поставок галлия на 30% может привести к снижению производства в стране на 602 млрд долл. и сокращению ВВП на 2,1%.
С 1 декабря 2023 года Китай ограничил экспорт графита (его доля в мировом производстве – 79,1%, запасах – 22%), используемого в аккумуляторах, топливных элементах и ядерных реакторах. С 15 сентября 2024 года КНР ввела лицензирование экспортных поставок сурьмы (доля страны в ее мировых поставках – 48%), используемой в оборонной промышленности, при производстве аккумуляторов и солнечных батарей.
Китай – не единственное государство, жестко регулирующее экспорт критических полезных ископаемых. Многие страны, располагающие богатыми запасами сырья, стремятся использовать свое положение в важнейших мировых цепочках поставок для привлечения инвестиций, создания рабочих мест, удержания прибыли, продвижения вверх по цепочке создания стоимости и получения рычагов влияния на внешнюю политику.
Так Индонезия с 1 января 2020 года ввела запрет на экспорт никелевой руды, вывозить разрешено только уже переработанное сырье. Ограничения на экспорт никеля могут быть распространены и на другие металлы, такие как медь. Такие же ограничительные меры планируют принять Филиппины.
Танзания и Зимбабве ввели запрет на экспорт необработанного лития. Нигерия остановила экспорт минеральных руд, в свою очередь, Демократическая Республика Конго, Гана, Малайзия и Намибия недавно ввели аналогичные запреты на экспорт нескольких критических полезных ископаемых.
Некоторые из богатых ресурсами стран серьезно задумываются о создании картелей. Аргентина, Чили и Боливия, входящие в «литиевый треугольник», обсуждают эту идею с июля 2022 года.
Ряд стран усиливают контроль со стороны государства над ресурсами критических природных ископаемых. Боливия включила литий в Конституцию в качестве стратегического ресурса, в Мексике президент (на тот момент) Лопес Обрадор в 2022 году объявил мексиканские месторождения лития национальной собственностью. В Чили рассматривается вопрос о национализации литиевой промышленности и создании государственной литиевой компании, по аналогии с уже существующей в медной отрасли.
Защита внутренних рынков
Западные страны стремятся минимизировать свою зависимость от Китая как в добыче, так и в переработке этих важнейших полезных ископаемых. Активизируется разработка и реализация мер, направленных на защиту собственной промышленности, создание стратегических альянсов с новыми партнерами, диверсификацию источников поставок и поиск новых источников добычи.
В целях защиты от китайских инвестиций стратегических отраслей в США были приняты в 2007 году Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности США и в 2018 году Закон о модернизации системы оценки рисков иностранных инвестиций.
Администрация Джозефа Байдена выделяла значительные финансовые средства на укрепление минерально-сырьевой базы в рамках нескольких крупномасштабных инициатив, включая гранты, налоговые льготы для отраслей промышленности и поддержку соответствующих научных исследований. Так, Закон об инвестициях в инфраструктуру и создании рабочих мест 2021 года включал выделение более 75 млрд долл. на программы, связанные с энергетикой и полезными ископаемыми. Закон о технологиях и науке 2022 года предусматривает финансирование 280 млрд долл. на исследования и разработки для важнейших секторов, в которых критические полезные ископаемые являются ключевыми компонентами. В целях развития внутренней добычи критических полезных ископаемых были предприняты шаги по упорядочению правил, касающихся выделения под проекты государственных земель.
Закон о полномочиях в сфере национальной обороны 2024 года предоставил крупнейшее за последние 30 лет финансовое разрешение на приобретение стратегических и критически важных материалов, необходимых для удовлетворения оборонных, промышленных и основных гражданских потребностей США, и предписание придерживаться стратегии независимости от критических полезных ископаемых, поступающих от предполагаемых противников, включая Китай и Россию.
Формирование альянсов с богатыми ресурсами странами
В марте 2023 года США подписали соглашение о свободной торговле с Японией, включающее вопросы создания цепочек поставок критических полезных ископаемых. Также были подписаны двусторонние соглашения с Австралией и Канадой, двумя крупнейшими производителями полезных ископаемых. Другие инициативы включают Партнерство по безопасности полезных ископаемых – платформу, объединяющую ведущих мировых производителей критических полезных ископаемых.
ЕС также имеет двусторонние соглашения, связанные с критическими минералами, в том числе с Канадой, Норвегией, Аргентиной, Демократической Республикой Конго, Намибией и Казахстаном. В конце 2024 года подписан меморандум о взаимопонимании с Австралией с целью создания безопасных, стабильных, этичных и устойчивых цепочек поставок критических и стратегических полезных ископаемых.
В рамках Стратегии ЕС в области минерального сырья приоритетное внимание уделяется дипломатии, установлению стратегических партнерств и политического диалога с третьими странами для обеспечения доступа к сырью на мировых рынках. И США, и ЕС предпринимают дипломатические инициативы по созданию более эффективных стратегических партнерств в Африке для укрепления своих цепочек поставок. В целях ослабления позиций Китая США и ЕС пытаются предлагать более привлекательные модели партнерства, направленные на стимулирование экономического развития богатых полезными ископаемыми стран Африки. Таким образом, Африка становится важнейшим партнером США и ЕС в геополитической конфигурации ХХI века.
Соединенные Штаты и Евросоюз также вступили в борьбу за критические полезные ископаемые Центральной Азии, что знаменует собой изменение их стратегии в регионе. В США и ЕС растут опасения, что их взаимодействие с Центральной Азией может оказаться слишком слабым и запоздалым. И это не позволит пошатнуть прочные позиции, которые уже имеют в регионе Россия и Китай.
Повышенный интерес у США вызывают минеральные ресурсы Украины. Компания «Велта» (Украина/США) с 2006 года разрабатывает Бирзуловское месторождение, а также получила лицензию на добычу титана на Ликаровском месторождении. Компания также управляет крупнейшим предприятием по переработке титана на Украине. BGV Group (Украина/США) контролирует ряд месторождений критических минералов на территории Украины, в частности крупных залежей графита на Балаховском месторождении, циркония и РЗМ на Яструбецком месторождении и бериллия на Пержанском месторождении.
Особенности сырьевой политики Трампа
47-й президент США Дональд Трамп резко поменял цели сырьевой политики страны в пользу приоритетного обеспечения национальной безопасности. Всего через несколько часов после приведения к присяге он подписал указ, в котором подчеркивалась необходимость активизации внутренней добычи и переработки критических полезных ископаемых. Государственным ведомствам было дано поручение проанализировать зависимость от иностранных компаний в области добычи и переработки критических полезных ископаемых для национальной безопасности.
Также были активизированы усилия, направленные на установление контроля над критическими полезными ископаемыми по всему миру, с особым акцентом на Украине, Гренландии и Канаде. Фактически США начали реализацию ресурсоцентричной внешней политики. Украине было предложено подписать кабальное инвестиционное соглашение с целью возврата понесенных США затрат на проведение военных операций.
4 марта этого года США приступили к введению значительных тарифов на канадский импорт, что способно спровоцировать торговую войну между странами. С целью установления контроля над ресурсами Гренландии большое давление оказывается на Данию. Эти достаточно жесткие односторонние действия США могут привести к изменению конфигурации глобальных альянсов и подтолкнуть американских союзников к поиску новых торговых партнеров по критическим минералам.
Как обстоят дела в России
Россия является ключевым мировым поставщиком ряда металлов и минеральных сырьевых товаров, таких как палладий, платина, скандий, титан, алюминий, никель, сурьма и неон. При этом примерно треть стратегических полезных ископаемых в Россию импортируется, причем марганец, хром и литий практически полностью поставляются из-за рубежа.
В Стратегии национальной безопасности 2015 года создание запасов стратегических полезных ископаемых, достаточных для обеспечения мобилизационных потребностей, было названо императивом национальной безопасности. Этот тезис был вновь отражен в более поздней версии Стратегии национальной безопасности 2021 года.
В 2022 году правительство России обновило перечень стратегических полезных ископаемых, значительно расширив предыдущий список, опубликованный в 1996 году. В дальнейшем список будет обновляться каждые три года.
В Стратегии развития минерально-сырьевой базы, впервые опубликованной в 2018 году (с перспективой до 2035 года) и обновленной и расширенной в 2024 году (до 2050 года), полезные ископаемые классифицируются на основе показателей дефицита – в частности, считаются ли внутренние запасы достаточными или же ожидается их дефицит.
В российских программных документах, связанных с разработкой полезных ископаемых, в качестве ключевого приоритета названо стимулирование инвестиций, как иностранных, так и внутренних. Это предполагает упрощенные процедуры, но в основном обеспечивается за счет налоговых льгот при добыче полезных ископаемых и снижения единовременных платежей, выплачиваемых государству. Кроме того, в фокусе внимания находится разработка и внедрение рентабельных и конкурентоспособных технологий добычи и переработки ряда металлов.
Однако главная проблема связана с формированием внутреннего спроса на стратегические полезные ископаемые, который в России пока невелик. Для исправления ситуации необходимо ускорить структурные преобразования отечественной экономики в пользу передовых отраслей промышленности и технологий. В российских программных документах эта задача ясно осознается: важно не только добывать критические полезные ископаемые, но и обеспечить на их основе производство высокотехнологичной продукции.
Данная проблематика обсуждалась на совещании по вопросам развития отрасли редких и редкоземельных металлов, которое прошло под председательством президента России Владимира Путина 24 февраля 2025 года. Была отмечена востребованность редких металлов «практически во всех отраслях нового технологического уклада, который задает динамику общемирового прогресса». Отвечая на вопросы журналистов по итогам встречи, Владимир Путин заявил, что Россия была бы готова предложить США возможность совместной работы в области редкоземельных металлов, в том числе на новых российских территориях. В свою очередь, президент США Дональд Трамп открыто выразил интерес к этой теме.
Выводы
Очевидно, что первоочередное значение для нашей страны имеет совершенствование технологического потенциала, развитие инновационных экосистем, создание мощностей по переработке критических минералов и развитие высокотехнологичных отраслей. Важным в связи с этим представляется укрепление международного сотрудничества по вопросам обмена технической экспертизой и технологиями в целях модернизации национальной промышленности.
Интересам России также отвечает расширение партнерских отношений в области критических минералов с государствами, богатыми природными ресурсами.
Наконец, Россия могла бы активизировать создание стратегических резервов критических минералов, как это сделали Япония и Южная Корея. Усилия по созданию запасов можно было бы осуществлять в координации со странами ЕАЭС, а в перспективе и с БРИКС.