0
413
Газета Печатная версия

10.03.2025 17:24:00

Мировой газовый пузырь

К 2028 году количество морских судов, работающих на СПГ, может удвоиться

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов – генеральный директор Института национальной энергетики.

Тэги: мэа, мировой сспрос на газ, морские суда, спг, добыча газа, импорт, страны, статистика


мэа, мировой сспрос на газ, морские суда, спг, добыча газа, импорт, страны, статистика Россия активизирует поставки СПГ в Европу. Фото Reuters

Международное энергетическое агентство (МЭА) в отчете по рынку газа сообщило об увеличении мирового спроса на газ в 2024 году на 2,8%, до рекордных 4,212 трлн куб. м. «Спрос на природный газ возобновил структурный рост и достиг нового рекордно высокого уровня в 2024 году, поскольку рынки постепенно восстанавливали равновесие после кризиса с поставками газа в 2022–2023 годах», – сказано в отчете. При этом более 40% увеличения спроса на газ пришлось на страны Азии, в основном Китай и Индию. В Европе потребление газа незначительно выросло по сравнению с 2023 годом.

В 2025 году мировой спрос на газ вновь обновит рекорд и достигнет 4,292 трлн куб. м, но темпы роста замедлятся и составят 1,9% (или почти 80 млрд куб. м), прогнозирует МЭА. Рост в значительной степени также будет обеспечен за счет азиатских стран, на долю которых будет приходиться более 45% этого увеличения.

Добыча природного газа в России в 2024 году выросла на 7,6%, сообщил вице-премьер Александр Новак. «В газовой отрасли наблюдается восстановление добычи после снижения прошлых лет, что связано с растущим спросом на внутреннем рынке, развитием нефтегазохимии, увеличением экспортных поставок газа. По итогам 2024 года добыча газа достигла приблизительно 685 млрд куб. м (+7,6% к 2023 году). Экспорт трубопроводного газа прибавил 15,6% и составил более 119 млрд куб. м, экспорт СПГ вырос на 4% – примерно до 47,2 млрд куб. м», – отметил он.

Китай

В январе текущего года Государственное статистическое управление КНР сообщило, что в декабре 2024 года добыча газа в Китае составила 21,8 млрд куб. м, на 3,6% выше, чем в аналогичный период 2023 года. По итогам 2024 года в Китае было добыто 246,4 млрд куб. м природного газа, на 6,2% больше, чем в 2023-м.

Одновременно Главное таможенное управление КНР сообщило, что в декабре 2024 года Китай импортировал 15,92 млрд куб. м газа, на 7,9% меньше, чем по итогам аналогичного месяца 2023 года, в том числе по трубопроводам – 6,08 млрд куб. м (+3,9% г/г), в виде СПГ – 9,84 млрд куб. м (7,14 млн т, –13,9%). По итогам 2024 года импорт природного газа в Китай составил 181,46 млрд куб. м (+9,9% г/г), в том числе по трубопроводам – 75,84 млрд куб. м (+13,1%), в виде СПГ – 105,62 млрд куб. м (76,65 млн т, +7,7%). Крупнейшим иностранным поставщиком природного газа стала Россия: 29,6 млрд куб. м по «Силе Сибири» и 11,5 млрд куб. м газа в виде СПГ (суммарно 41,1 млрд куб. м, рост на 10 млрд куб. м, или на 32%). На втором месте оказалась Австралия (36,3 млрд куб. м в виде СПГ), на третьем месте Туркменистан – 34,6 млрд куб. м по ГТС Центральная Азия – Китай.

Россия впервые заняла первое место по объему поставок природного газа в Китай. Китайская национальная трубопроводная компания (КНТК) сообщила, что провела сбор мнений по проекту первого этапа строительства второй очереди трубопровода для импорта природного газа из России в Китай по дальневосточному маршруту. Трубопровод пройдет от г. Чанчунь в провинции Цзилинь до г. Чжанцзякоу в «столичной» провинции Хэбэй. Протяженность трубопровода составит 1093,8 км, диаметр – 1422 мм, давление – 10 МПа, годовая пропускная способность – 16 млрд куб. м. Общие инвестиции в проект планируются на уровне 30 млрд юаней (4,2 млрд долл.). Строительство объектов первого этапа планируется начать в августе 2025 года и завершить к декабрю 2026-го.

Как известно, газопровод для импорта природного газа из России в Китай по дальневосточному маршруту пройдет от границы с Россией (г. Хулинь) до административного центра провинции Хэбэй – г. Шицзячжуан. Строительство газопровода будет реализовано в несколько очередей, каждая из которых делится на несколько этапов. В настоящее время в провинции Хэйлунцзян уже ведется активная стадия строительства первой очереди трубопровода по маршруту Хулинь–Чанчунь. Он включает линейную часть магистрального газопровода и восемь отводов. Диаметр трубопровода линейной части – 1219 мм, давление – 10 МПа. Строительство участка Хулинь–Чанчунь планируется завершить в конце 2026 года. Теперь КНТК приступила к подготовке строительства объектов первого этапа второй очереди (Чанчунь–Шицзячжуан). На втором этапе второй очереди планируется продлить трубопровод от г. Чжанцзякоу до административного центра пров. Хэбэй – г. Шицзячжуан. На третьем этапе – строительство отводов от объектов второй очереди.

В конце 2024 года Институт экономики и технологий КННК представил долгосрочный прогноз спроса на энергоносители в Китае. Согласно новым расчетам, пик спроса может прийтись на 2035 год на уровне 4,9 млрд т н.э. Одновременно с этим в 2035 году может наступить пик спроса на газ на уровне 620–650 млрд куб. м (то есть доля газа в энергобалансе на пике может составить 10,8–11,4%). Добыча природного газа при этом может составить 310 млрд куб. м. Ключевым драйвером роста спроса на природный газ будет сектор генерации, который может обеспечить до 36% нового спроса на газ, а установленные мощности газовой генерации могут увеличиться с текущих 140 до 400 ГВт к 2060 году. Причем китайские эксперты отмечают, что в случае благоприятного сценария развития технологий газовой генерации пик спроса на газ может вырасти с 620–650 млрд до 700 млрд куб. м.

Данный прогноз закрепляет изменения во взглядах института на долгосрочные перспективы развития газовой отрасли Китая, которые уже появлялись в выступлениях его представителей в 2024 году. Ранее на протяжении нескольких лет эксперты института последовательно понижали долгосрочный прогноз спроса на газ в Китае – сначала с 650 млрд до 615 млрд куб. м к 2040 году, а потом до 605 млрд куб. м. Теперь же он вновь повышен до 650 млрд куб. м (с возможностью увеличения до 700 млрд куб. м). Изменение в ожиданиях китайских экспертов может быть связано с новой позицией китайских властей по отношению к роли природного газа в энергобалансе страны – власти рассматривают газовую генерацию в качестве важного инструмента снижения рисков нестабильности энергосистемы страны в результате роста доли ВИЭ. Судя по представленным данным, в Китае сохраняется потребность заключения долгосрочных контрактов на импорт природного газа. Если пик спроса действительно наступит в 2035 году на уровне 620–650 млрд куб. м, то объем необеспеченного контрактами спроса может составить 102–132 млрд куб. м/год.

20 декабря 2024 года Институт экономики и технологий Китайской нефтехимической корпорации (Sinopec) опубликовал «Прогноз развития мировой энергетики до 2060 года». Помимо всего прочего, в докладе содержится прогноз экспертов института о развитии газовой отрасли Китая. Они ожидают, что потребление природного газа в стране будет расти: в 2030 году – 524 млрд куб. м, в 2035 году – 575,5 млрд куб. м, в 2040-м спрос достигнет пика на уровне 610 млрд куб. м, при этом доля газа в энергобалансе Китая составит 13%. Впоследствии спрос на газ будет снижаться и к 2060 году составит 400 млрд куб. м/год. По мнению экспертов института, добыча газа в Китае также достигнет пика примерно к 2040 году на уровне 310 млрд куб. м, после чего снизится до 250 млрд куб. м в 2060 году. Таким образом, пиковый показатель потребности в импорте газа составляет около 300 млрд куб. м/год. Объем импорта СПГ в Китай в значительной степени зависит от ввода в эксплуатацию новых трубопроводов для импорта газа. В случае если к 2028 году будет введена в эксплуатацию линия «Д» ГТС Центральная Азия – Китай, пиковый показатель потребности в импорте СПГ составит 203 млрд куб. м. Если будет введен в эксплуатацию «центральный» маршрут импорта газа из России в 2030 году, пиковая потребность в импорте СПГ составит 183 млрд куб. м. Если будут введены в эксплуатацию оба трубопровода, то потребность в импорте СПГ в Китай составит всего 153 млрд куб. м.

Очевидно, что представленный прогноз по развитию спроса на газ в Китае имеет серьезные расхождения с прогнозом Института экономики и технологий КННК. В КННК ожидают гораздо более стремительного роста спроса на газ. Прогнозы Sinopec и КННК по максимальному объему добычи природного газа совпадают, однако в КННК ожидают, что максимум будет достигнут уже в 2035 году, то есть на пять лет раньше. Sinopec рассматривает СПГ как источник покрытия пикового спроса и считает, что СПГ будет закупаться по остаточному принципу. Это следует из логики прогноза компании по объему импорта СПГ – он напрямую зависит от ввода в эксплуатацию новых трубопроводов для импорта газа. Что касается ожиданий института при Sinopec относительно ввода линии «Д» ГТС Центральная Азия – Китай уже в 2028 году, то этот прогноз представляется маловероятным. В китайской консалтинговой компании SIA Energy не ожидают начала поставок газа в Китай по указанному маршруту в обозримой перспективе.

Индия

20 января Министерство нефти и газа Индии сообщило, что в декабре 2024 года импорт СПГ в страну составил 3,02 млрд куб. м, на 18,2% больше, чем в декабре 2023 года. Всего по итогам 2024 года Индия импортировала около 32,5 млн т СПГ. Добыча газа в стране в декабре 2024 года сократилась на 2,1% г/г, до 3,07 млрд куб. м. По итогам 2024 года она составила около 36,5 млрд куб. м. Потребление газа в стране в декабре 2024 года увеличилось на 7,1% г/г, до 6,05 млрд куб. м. В 2024 году потребление газа в Индии превысило 68,5 млрд куб. м.

3-11-2480.jpg
Несмотря на санкции со стороны стран ЕС,
российские газовые производители закончили
прошедший год с прибылью (на фото: башня
штаб-квартиры «Газпрома»). Фото Reuters
В конце 2024 года агентство Platts привело прогнозы аналитиков, согласно которым импорт СПГ Индией в 2025 году вырастет на 4–10% благодаря росту потребления газа на местном рынке, устойчивому экономическому росту и благоприятной политике местных властей. Негативное влияние на импорт СПГ в Индию может оказать рост цен, а также возможное превышение спроса над предложением на глобальном рынке.

Одновременно стало известно, что QatarEnergy Trading стала победителем тендера на поставку СПГ, проведенного индийской компанией GAIL. Катарская сторона поставит на терминал на западном побережье Индии по 12 партий СПГ в год в течение пяти лет начиная с апреля 2025 года. По данным источников, цена согласована на уровне 115% индекса «Генри хаба» плюс фиксированные 5,66 долл/млн бте (188,6 долл/тыс. куб. м). Агентство Platts отметило, что действующие контракты с привязкой к «Генри хабу» в основном заключены по формуле 120–121% индекса «Генри хаба» плюс фиксированная плата за сжижение и доставку. Для QatarEnergy нечастой практикой является и заключение среднесрочных контрактов, обычно компания предпочитает подписывать долгосрочные соглашения. Новые объемы дадут GAIL возможность продажи СПГ на спотовой основе на индийском рынке, а также выполнения имеющихся обязательств по контрактам на внутреннем рынке.

В декабре минувшего года премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что Дели планирует поставлять СПГ на Шри-Ланку. Газ будет использоваться для электрогенерации. Кроме того, Индия намерена соединить энергосети двух стран и проложить между странами трубопровод для нефтепродуктов.

Вьетнам

В конце минувшего года Национальное собрание Вьетнама одобрило новую редакцию Закона об электроэнергии. Документ закладывает юридические основы для реализации полномасштабной реформы в электроэнергетической сфере страны. В частности, он предполагает создание механизмов для определения цен на электроэнергию на основе рыночных принципов под контролем государства, поощряет заключение долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии, а также возможность отражения цен на сырье, в том числе природный газ, в ценах на электроэнергию. В сфере природного газа закон поощряет использование газа собственной добычи в сфере генерации, однако при этом закладывает правовые механизмы для реализации проектов по использованию импортного СПГ в электроэнергетике. Закон также закрепляет за государством обязанность по определению стоимости хранения, регазификации, транспортировки и распределения природного газа. Новый закон вступил в силу 1 февраля 2025 года.

Совокупная установленная мощность газовых электростанций во Вьетнаме составляет 7,2 ГВт – это примерно 9% всех установленных мощностей генерации в стране. До недавнего времени весь газ на действующие во Вьетнаме газовые электростанции поступал с внутренних месторождений. Для удовлетворения существующего спроса и обеспечения строящихся газовых электростанций Вьетнам начал импортировать СПГ. Согласно «Восьмому плану развития электроэнергетической отрасли», к 2035 году объем установленных мощностей газовой генерации вырастет с текущих 7 до 40,3 ГВт, из которых более 20 ГВт будут «на борту» 13 интегрированных проектов, ориентированных на импорт СПГ. Отсутствие правовой основы для реализации электроэнергии, произведенной из СПГ, создавало для вьетнамских генерирующих предприятий значительные сложности при реализации проектов по импорту СПГ и генерации. Новый закон, помимо прочего, закладывает правовые основы для реализации таких проектов. Этому также будут способствовать утвержденный в мае 2024 года преференциальный тариф для газовых электростанций, работающих на СПГ, а также соглашение между PetroVietnam и Вьетнамской электроэнергетической компанией, которое заложило прецедент для реализации проектов по импорту СПГ в целях выработки электроэнергии.

В январе нынешнего года премьер-министр Вьетнама Фам Минь Тинь поручил ускорить ввод в эксплуатацию первых электростанций на СПГ, включая блоки 3 и 4 электростанции «Ненчать», которые должны начать работу во втором и третьем кварталах 2025 года соответственно. 12 января на блоке 3 состоялась церемония «первого розжига» – важного этапа на пути к началу коммерческой эксплуатации. Суммарная мощность блоков 3 и 4 составит 1600 МВт.

Филиппины

В начале текущего года Филиппины приняли Закон о развитии газовой отрасли. Документ создает правовую основу для управления процессами импорта, переработки, распределения и продажи природного газа на территории Филиппин и закрепляет за природным газом статус ключевого «переходного топлива». Закон предусматривает приоритетное использование природного газа собственной добычи, применение импортного газа осуществляется при необходимости. Документ также содержит ряд мер по обеспечению энергобезопасности страны – диверсификацию источников поставок СПГ и возможность совместного приобретения СПГ различными компаниями. Закон содержит положения о специальных полномочиях правительства в сфере контроля за использованием газовой инфраструктуры в экстренных ситуациях, предусматривает налоговые преференции при использовании отдельных видов газа, а также содержит положения о недискриминационном доступе компаний к газовой инфраструктуре, в том числе терминалам по импорту СПГ и газотранспортной системе. Функции регулятора отрасли сохранены за Министерством энергетики Филиппин.

Появление отдельного Закона о развитии газовой отрасли свидетельствует о повышении роли природного газа в экономике Филиппин, а также о том, что власти уделяют повышенное внимание развитию газовой отрасли страны. В настоящее время природный газ играет важную роль в энергетическом секторе Филиппин – около 20% всей электроэнергии в стране производится на газовых электростанциях. Основа поставок газа на местный рынок – добыча на месторождении Малампайя. В связи с постепенным истощением его запасов Филиппины начали импорт небольших объемов СПГ через терминал рядом с г. Батангас, который был введен в эксплуатацию в 2023 году. В мае 2023 года власти Филиппин приняли план развития газовой отрасли до 2040 года, согласно которому к указанному сроку потребление газа может вырасти с 3 млрд до 30 млрд куб. м, доля газа в конечном потреблении энергии возрастет с 6 до 17%. Увеличение объема поставок газа на рынок планируется обеспечить за счет разработки новых месторождений в акватории Южно-Китайского моря, а также импорта СПГ. Международные эксперты ожидают, что к началу 2030-х годов импорт СПГ на Филиппины будет составлять 5,5 млрд куб. м.

Cудовое топливо

В связи с ужесточением норм в отношении судового топлива в мире растет спрос на суда, использующие СПГ в качестве судового топлива. По данным британской ассоциации судоходства на СПГ SEA-LNG, в настоящее время в мире насчитывается около 600 судов, работающих на СПГ, что составляет около 2% всего мирового флота. Ожидается, что к 2028 году число таких судов удвоится, что требует развития флота судов – бункеровщиков СПГ. В настоящее время в эксплуатации находится около 60 судов для бункеровки СПГ, еще 13 бункеровщиков СПГ находятся на стадии строительства. Лидирующие позиции в мире по строительству таких судов занимают Республика Корея и Китай. По оценкам корейских отраслевых экспертов, за последние годы китайские судостроительные компании нарастили свой технологический потенциал и добились значительных успехов в сфере производства бункеровщиков СПГ. Для удовлетворения растущего спроса на СПГ в качестве судового топлива к 2030 году может дополнительно потребоваться 35–40 судов для бункеровки СПГ.

Развитие использования СПГ в качестве судового топлива в мире, и в Азии в частности, во многом связано со вступлением в силу с 1 января 2020 года требований по снижению содержания серы в судовом топливе вне зон особого контроля с 3,5 до 0,5%. Доля СПГ на рынке судового топлива, которая в 2021 году составляла всего 0,04%, активно растет и к 2030 году может достигнуть 8%, а к 2050 году – 12%. В этой связи страны Азии, в том числе Китай, Республика Корея и Япония, объявили о планах по наращиванию использования судов на СПГ и строительстве бункеровочной инфраструктуры. Южная Корея является мировым лидером в сфере производства высокотехнологичных судов и активно развивает сферу строительства судов на СПГ и судов – бункеровщиков СПГ. Китайские компании также активно развивают направление бункеровки СПГ как речных, так и морских судов. В 2023 году в Китае впервые осуществлена операция бондовой бункеровки СПГ. Дочернее предприятие компании PetroChina – Kunlun Energy – в 2024 году впервые осуществило бункеровку крупного контейнеровоза на СПГ с морского судна. Другое дочернее предприятие PetroChina – компания China Marine Bunker – впервые провело операцию по бункеровке судна СПГ в порту Зебрюгге в Бельгии.  

 


Читайте также


"Битва" европейской номенклатуры за Грузию

"Битва" европейской номенклатуры за Грузию

Арчил Сихарулидзе

Оппозиция республики создает черные списки для неугодных граждан, банков и других институтов

0
1185
Индия для Трампа важнее, чем Европа

Индия для Трампа важнее, чем Европа

Данила Моисеев

Белый дом пытается добиться преференций от Дели, но делает это осторожно

0
4192
Пекин ответит Вашингтону укреплением армии

Пекин ответит Вашингтону укреплением армии

Владимир Скосырев

Военные расходы стали важнейшей статьей китайского бюджета

0
3904
Тюремное население продолжает исчезать

Тюремное население продолжает исчезать

Екатерина Трифонова

Количество заключенных сокращается – в отличие от числа уголовных дел

0
4846

Другие новости