В рамках текущего отбора проектов в РФ объем заявок в сегменте солнечных электростанций превышает квоту в 3 раза, а ветровых – в 9 раз. Фото Reuters
18 декабря 2024 года в Москве в отеле «Континенталь» состоялось важнейшее для отрасли возобновляемой энергетики (ВИЭ) событие – деловая конференция «Возобновляемая энергетика России: технологии энергоперехода», организованная Ассоциацией развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) при поддержке Министерства энергетики РФ и «Российского энергетического агентства» Минэнерго России.
На мероприятии выступили представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной думы РФ, руководители энергокомпаний, а также ведущие отраслевые эксперты.
С приветственным словом к участникам конференции АРВЭ обратился Борис Титов, специальный представитель президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. Титов отметил: «В мире сейчас повестка устойчивого развития не то чтобы под ударом, но под вопросом, и это показала конференция в Баку СОР29. Где-то были прорывы, где-то остались вопросы, но в основном удалось договориться. Но осталось много вопросов. Особенно это касается отдельных стран, позиция которых в отношении поддержки Парижского соглашения еще неясна. Но, с другой стороны, мы все понимаем, что возобновляемая энергетика – это важнейшая часть климатической повестки, но это часть экономики, потому что сегодня стоимость электроэнергии, произведенной на солнечных, ветровых установках или на гидроэлектростанциях, вполне конкурентна со стоимостью электроэнергии, произведенной с помощью использования традиционных углеродных источников. Это альтернатива, и она будет развиваться независимо от того, как будут реализовываться договоренности в рамках Парижского соглашения.
Мы сегодня ведем работу с отдельными странами, которые более близки нам по общим вопросам и политическим, и экономическим. Это страны ШОС, страны БРИКС, и даже пытаемся создавать совместные институты в рамках «большой двадцатки». Хотя это и самые первые шаги. Но в рамках ШОС позиция России уже сформулирована – мы предлагаем в 2025 году, который провозглашен годом устойчивого развития, создать совет устойчивого развития, который бы начал разработку новой повестки. Это касается целей устойчивого развития (ЦУР), которые тоже сегодня под большим вопросом. Это связано с тем, что к 2030 году явно не будут достигнуты 17 целей устойчивого развития, которые были сформулированы и приняты всеми государствами – членами ООН в 2015 году. Поэтому мы должны сконцентрировать наших партнеров на достижении отдельных целей».
В этой связи Титов обратился к опыту Китая. Китай, по его словам, добился своего со своей глобальной стратегической инициативой, которая объединяет уже больше 100 стран и имеет 8 целей устойчивого развития вместо 17.
Вторым направлением усилий России Титов назвал углеродные рынки. По его мнению, они впрямую касаются целей, стоящих перед развитием возобновляемой энергетики. Основная часть углеродных единиц реализуется сейчас на недавно запущенном китайском рынке. Цены на углеродные единицы, как считает Титов, будут генерироваться на китайском рынке. Задача России, полагает Титов, найти в рамках ШОС, БРИКС и других международных организаций союзников для создания рынка трансграничных углеродных единиц.
В рамках отдельных панелей и сессий конференции были рассмотрены конкретные вопросы развития возобновляемой энергетики. Так, на сессии «Отрасль ВИЭ сегодня и в перспективе: новое регулирование – новые инвестиционные сигналы» Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, отметил уровень конкуренции, развернувшейся на текущем отборе проектов ВИЭ-генерации. Объем заявок в сегменте ветровых электростанций (ВЭС) превышает квоту в 9 раз, а в сегменте солнечных электростанций (СЭС) – в 3 раза.
По его словам, такой аппетит инвесторов на фоне актуальной ситуации в экономике, инфляции и кредитных ставок, которые стремятся за горизонт 25% годовых, – отличное подтверждение устойчивости сектора и серьезности намерений в дальнейшем развитии. Особый акцент Жихарев сделал на важности скорейшего принятия решения о проведении отбора инвестиционных проектов ВИЭ-генерации в целях закрытия дефицита электрической энергии на Дальнем Востоке. Согласно схеме и программе развития (СИПР) до 2030 года, там востребовано 1700 МВт СЭС и ВЭС. Директор АРВЭ уверен, что строительство ВЭС и СЭС – это самый быстрый и дешевый способ закрыть прогнозируемый дефицит. Цены на электроэнергию, вырабатываемую за счет солнца и ветра, будут в 2 и даже более раз ниже, чем от планируемых проектов тепловых электростанций (ТЭС).
«Период «песочницы» отрасль ВИЭ уже прошла и сформировалась как самостоятельная отрасль без сверхстимулов. Сейчас необходима отрасль ВИЭ 2.0, конкурирующая с традиционной генерацией. Отрасль может рассматриваться как конкурирующий элемент в энергетической системе России, при этом для покрытия дефицита электроэнергии на Дальнем Востоке у ВИЭ есть преимущество. В перспективе ожидаем, что ВИЭ выйдет на ранее достигнутый показатель в 1 ГВт ежегодных вводов», – сказал Евгений Грабчак, заместитель министра энергетики РФ.
«Настало время пересмотреть стратегию развития ВИЭ и использовать комбинаторику СЭС, ВЭС и малых ГЭС. Ищите комплексность! На Дальнем Востоке ВИЭ-объекты появятся только потому, что там есть крупные мощности ГЭС. Являясь накопителем, они поддерживают стабильность ВИЭ-генерации», – заявил председатель наблюдательного совета ассоциации «НП Совет рынка» Павел Сниккарс.
«В этом году исполнилось 10 лет с запуска первой солнечной электростанции. Развивается не только генерация, но и промышленность: в этом году полностью локализовано производство основного оборудования и материалов. Можно сказать, что от научных разработок до кремниевых слитков, пластин, стекла, модулей, электротехнического оборудования – все это производится сегодня в России. Это близко к полной локализации производства. С 1 января мы планируем почти 300 мегаватт добавить в энергосистему. Сейчас уже производится включение и аттестация новых станций», – подчеркнул Олег Шуткин, заместитель генерального директора «Юнигрин Энерджи».
«Одним из самых успешных проектов в 2024 году стал запуск завода в Калининградской области, который успешно локализовал производство ключевого материала для солнечной энергетики – поликремниевых слитков и кремниевых пластин. Это привело к тому, что кредитный портфель вырос за год примерно на 25% в отрасли и продолжает расти. Очевидно, что макроэкономические условия сейчас имеют способность к запуску новых проектов», – сообщил Вадим Дормидонтов, первый вице-президент Газпромбанка.
«Сегмент ветрогенерации видит себя не на год, не на два, а на перспективу. Но реальность такова, что в следующем году мы входим в инвестиционные проекты, в том числе с процентной ставкой под 30%. Экономика проектов очень напряженная, и принятие новых инвестиционных решений – вопрос очень трудный. Традиционные меры поддержки сглаживают стоимость капитала в очень ограниченной мере», – сказал генеральный директор «Росатом Возобновляемая энергия» Григорий Назаров.
«Наша задача – это ветрогенерация и гидрогенерация. Большие станции надо строить. В Сибири обстановка, может, в целом более или менее нормальная с точки зрения энергоснабжения. Однако дальше идет Бурятия, Чита и там большие пробелы. Сейчас имеется проект по строительству ветропарка на Дальнем Востоке. Он будет функционировать на китайском оборудовании», – добавил Владимир Колмогоров, генеральный директор «Эн+».
«Лидером в нашей стране является ОЭС Юга – доля ВИЭ-генерации 12%. Если мы отнесем сюда и ГЭС, то увидим уже – 35% установленной мощности составляют ВИЭ. Безусловным лидером является ОЭС Сибири, где порядка 50% составляют ГЭС и СЭС», – заявила Александра Панина, председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии».
«Этот год для АРВЭ стал очень активным в международном плане. Мы очень ценим те наработки, которые идут в Международном агентстве по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Коллеги развеяли миф о полной изоляции российской отрасли ВИЭ. Формирование фондов в зарубежных юрисдикциях идет не только с подачи недружественных стран. АРВЭ планирует усиливать международное сотрудничество и привлекать комиссию ООН для обсуждения насущных проблем развития ВИЭ. В течение года также были подписаны соглашения с коллегами из других стран БРИКС», – подчеркнул директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев.
Борис Титов считает, что России необходимо найти в рамках ШОС, БРИКС и других объединений союзников для организации углеродного регулирования. Фото РИА Новости |
«Очевидно, что в эпоху высоких цен на электроэнергию подходы к финансированию объектов ВИЭ должны меняться. Со стороны промышленности большинство участников не отказались от зеленой повестки. И это не для имиджа, а для того, чтобы продвигать продукцию, которая отвечает всем требованиям по экологичности. В некоторых регионах, в частности, есть дефицит, и он должен быть покрыт с помощью ВИЭ-генерации, где стоимость выработки 1 кВт-ч является конкурентной», – рассказал директор по энергетике и ресурсообеспечению компании «Сибур», член наблюдательного совета НП «Совет рынка» Владимир Тупикин.
«К 2030 году стоимость электроэнергии в тех регионах, где мы присутствуем, по нашим оценкам, вырастет в 2 раза по сравнению с 2023 годом. К 2042 году уже в 3 раза. Это существенным образом повлияет на работу предприятий. Чтобы как-то хеджировать риски, необходимо обратиться в сторону ВИЭ», – заявил директор департамента развития энергетики ПАО «Полюс» Алексей Каплун.
«Можно ли решить проблему дефицита за счет ВИЭ? Конечно, но для этого в энергосистеме региона необходима гибкость. На Волге, где есть каскад ГЭС, можно было бы построить большое количество ВИЭ, но там нет необходимости в дополнительной энергии. В южных регионах это, напротив, востребовано. Так, солнечные панели могли бы быть хорошим решением в Краснодаре в жилых комплексах «Зеленая территория», – сказал генеральный директор «Русэнергосбыта» Михаил Андронов.
«Три критерия, по которым мы сравниваем технологии для покрытия энергодефицита, – эффективность, локализация и скорость строительства. Соответствуя одновременно этим трем критериям, мы можем сделать относительно недорого, быстро, при этом применив высокую локализацию. Накопленный эффект развития солнечной энергетики за период поддержки поможет в итоге экономить деньги потребителя при решении проблемы дефицита энергии на Дальнем Востоке и других регионах страны», – отметил Олег Шуткин, заместитель генерального директора «Юнигрин Энерджи».
«Объемы присутствия ВИЭ-генерации в энергосистеме, согласно проекту генсхемы, должны прирасти в 2,5 раза к 2042 году. Для этого необходимы условия для реализации добровольного спроса на зеленую электроэнергию, внедрить технологически нейтральные отборы мощности, обеспечить устойчивое финансирование проектов и обеспечить интеграцию ВИЭ в энергосистему страны. По итогам первого года действия зеленых сертификатов в реестре зарегистрировано более 126 компаний, в системе зафиксировано атрибутов генерации на 56,8 млн МВт-ч выработки на основе возобновляемых и низкоуглеродных источников энергии, более 100 граждан добровольно приобрели зеленые сертификаты», – такую оценку перспективам развития ВИЭ дал член правления ассоциации «НП Совет рынка», генеральный директор Центра энергосертификации Олег Баркин.
«ВИЭ в мире двигается в сторону обеспечения потребителей энергией на конкурентных условиях. В таких странах, как Россия, где есть значительная часть гидрогенерации, ВИЭ-генерация может встраиваться в энергосистему с учетом возможностей регулирования ГЭС. Среди прочего ВИЭ открывают возможности для экспорта зеленой электроэнергии в другие страны», – заметил Роланд Реш, директор центра технологий и инноваций Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA).
«На конец октября текущего года более трети мощности в энергосистеме Китая – солнце и ветер. ВИЭ в КНР работает по заранее обозначенному графику, что позволяет энергосистеме «переваривать» огромные объемы. Понятно, что нам чуть сложнее, но это показывает, что нам не обязательно за безумные деньги строить тепловые мощности. Комбинация солнечных и ветрогенераторов с большими накопителями должна обеспечить энергосистему надежной мощностью», – добавил член правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям «Системный оператор Единой энергетической системы» Андрей Катаев.
В рамках сессии «Международное сотрудничество в сфере энергоперехода: общая задача – общие решения» обсуждались вопросы климата. В частности, отмечалось, что они не имеют границ. «Общая задача сдерживания прироста глобальной температуры на 2,5 градуса может быть решена только при объединении усилий», – подчеркнул в начале третьей сессии конференции директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев.
Проблематика привлечения зарубежного финансирования в сектор ВИЭ и обмен опытом с Международным агентством по возобновляемым источникам энергии также являются приоритетными для АРВЭ. В следующем году ассоциация присоединится к международному формату «Hard talk», что позволит привлечь международную экспертизу к развитию отечественного рынка. «Мы говорим не только о проблемах, связанных с технологиями, на международном рынке недостаточно банка проектов в секторе ВИЭ. Основной риск состоит и в национальной регуляторике, которую не удается менять годами, особенно в странах глобального Юга, где очень востребовано климатическое финансирование. Хорошим примером привлекательного рынка для подобного финансирования является Республика Узбекистан, которая должна получить финансирование от Всемирного банка с поддержкой IRENA в размере около 50 млн долл., половина из которого пойдет на создание рынка углеродных единиц», – сообщил директор по продвижению и поддержке проектов Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) Ахмед Бадр.
«Мы понимаем, что мир ушел достаточно далеко по строительству ВИЭ-генерации по сравнению с нами. У нас всего менее 1% от мирового объема ВИЭ. При этом в части вопросов технологического развития опыта у нас накопилось достаточно. Нашим компаниям в этом плане есть что показать. Обмен опытом будет полезен не только для России, но и для других стран. Имеются перспективы проектов в странах СНГ и ЕАЭС. Компании, являющиеся основными опорными инвесторами в сфере ВИЭ в России, также заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС и СНГ и ищут там новые ниши», – сказал директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Жихарев.
«Прогнозируется, что общая мощность ВИЭ-генерации в странах БРИКС удвоится к 2030 году, если текущий прирост сохранится без изменений», – сообщил в ходе третьей сессии конференции генеральный директор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов. Он напомнил, что на конференции «COP-28» в 2023 году было взято обязательство утроения ВИЭ-мощностей.