Обитатель Овального кабинета обычно определяет внешнюю политику Соединенных Штатов. При Джо Байдене российско-американские отношения достигли наинизшей ступеньки во всех сферах. Фото Reuters
Рассматривая проблемы и перспективы российско-американского энергетического диалога, целесообразно напомнить, что существенная часть событий второй половины XX века прошла под влиянием холодной войны. Противниками были две сверхдержавы – СССР и США, что сформировало два полюса влияния в мире, вокруг которых сгруппировалось немало других государств. Холодная война оказывала воздействие на развитие международного энергетического сотрудничества. США предпринимали много усилий, чтобы не допустить укрепления позиций СССР в основных нефтедобывающих странах, а также ограничивать поставки энергоресурсов из СССР своим союзникам. США немало сделали в 70-е годы, чтобы сорвать сделку СССР с ФРГ «газ–трубы» и запретить поставки в СССР некоторых видов современного оборудования. Тем не менее ряд энергетических проектов с участием американского бизнеса начали реализовываться в бывшем СССР.
После окончания холодной войны, роспуска лагеря социалистических стран и распада СССР в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерно было наличие одного полюса влияния. В условиях нарастания зависимости США и их партнеров от поставок энергетических ресурсов в Вашингтоне возникали определенные опасения, что Россия «теоретически» может возглавить лагерь ведущих производителей энергетических ресурсов. В 90-е годы и в начале XXI века наблюдалось развитие сотрудничества между РФ и США в энергетике. Важно отметить использование опыта США при реформировании топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ. В дальнейшем это сотрудничество было свернуто из-за украинского кризиса, а руководством США были поставлены задачи «нанести стратегическое поражение РФ», «разорвать экономику РФ в клочья», а также добиваться дестабилизации ситуации в стране и создания условий для ее распада.
Сегодня США, сохранив лидирующие позиции ведущей экономической державы, столкнулись с формированием нового миропорядка. Это связано с растущей ролью КНР и других стран глобального Юга в мировой политике и экономике, созданием ШОС, БРИКС и других новых центров влияния в мире, а также сложившимся геополитическим треугольником США–КНР–РФ, что оказывает влияние на развитие мировой экономики и энергетики. Дональд Трамп намерен использовать энергетический фактор во внешней политике, в том числе в отношении РФ и КНР.
Дипломатия и влияние
Среди отличительных черт американской дипломатии традиционно выделяется свойственный американской нации прагматизм, проявляемый в стремлении добиться максимально выгодного с точки зрения американских интересов решения вопроса в возможно короткий период времени. В практических методах американских дипломатов преобладают поиски кратчайших путей (нередко прямолинейных) ради достижения необходимых для США договоренностей, упрощение (иногда чрезмерное) проблем и стремление их расчленить на составляющие элементы. Это ведет к тому, что представители США стремятся много внимания уделять техническим деталям, что иногда облегчает, а иногда затрудняет понимание проблемы по сути. Как смогли убедиться авторы из личных наблюдений, присущие занимающимся Ближним Востоком дипломатам США чрезмерная детализация и упрощение политических, экономических, социально-психологических, религиозных и культурных реалий исламских государств уводили их далеко от понимания и оценки реальной ситуации. И это в итоге негативно сказывалось на практических результатах. Можно отметить фиаско американской дипломатии в связи с исламской революцией в Иране в 1979 году, который из американского союзника превратился в противника США. То же самое относится к американской политике в XXI веке в отношении Ирака, Афганистана, Ливии, просчеты с «Хезболлой» в октябре 2023 года и пр.
В США в отношении ряда стран разработаны комплексы мер наказания и поощрения, которые используются в зависимости от ситуации. В программных документах о национальной энергетической политике Соединенных Штатов отмечается, что американская дипломатия на энергетическом направлении должная действовать «инициативно и напористо».
Среди специфических инструментов энергетической дипломатии США выделим экономические и политические санкции. Этот инструмент особенно широко используется дипломатией США в отношении РФ и других стран, действия которых не соответствуют интересам Америки или создают, по мнению США, угрозу «общепринятым демократическим принципам и международной безопасности».
В США сложились механизмы реализации энергетической дипломатии США. Вопросы энергетической политики в международных отношениях координирует Госдепартамент, тесно взаимодействующий с министерствами энергетики, торговли, финансов, Советом национальной безопасности, другими федеральными ведомствами, а также с ведущими энергетическими компаниями.
С середины 70-х годов в рамках Госдепартамента функционирует управление международной энергетической и сырьевой политики, которое включено в Бюро экономики и бизнеса, курируемое заместителем госсекретаря. Среди основных задач Госдепартамента можно выделить координацию всей энергетической проблематики в двусторонних и многосторонних отношениях.
Варианты концепций в области энергетической дипломатии разрабатываются в «мозговых центрах». Большую роль в интеллектуальном обеспечении этой политики играет Кембриджская ассоциация энергетических исследований (КЕРА), занимающая авторитетные позиции в мировом энергетическом истеблишменте. Ее руководитель Дэниэл Ергин, являющийся автором ряда популярных книг по энергетической тематике, в настоящее время занимает пост вице-президента одного из мировых рейтинговых агентств S&P.
В США накоплен большой практический опыт развития рыночной экономики: поощрение и содействие государства развитию предпринимательства, малому и среднего бизнесу; эффективная система антимонопольного законодательства и поощрения конкуренции; развитая и гибкая система законодательства и структур в налоговой сфере (органы по сбору налогов: IRS); управленческий опыт крупных корпораций и малого бизнеса в отраслях ТЭК, который позволял быстро внедрять новые технологии, что давало конкурентное преимущество компаниям из США.
На наш взгляд, в ходе рыночных преобразований РФ в 90-е годы американский опыт использовался российскими реформаторами не лучшим образом. Это касается неэффективной системы ваучеризации, политической целью которой, по рекомендации американских экспертов, было «быстрое создание класса собственников» и искоренение социалистических методов управления предприятиями. Торопливая и непродуманная практика приватизации крупных предприятий в отраслях ТЭК привела к появлению вместо государственных предприятий нескольких частных компаний, которые в отличие от американских не имели опыта и квалифицированных менеджеров по их управлению. Быстрое обогащение новых владельцев нефтяных компаний сопровождалось массовым оттоком огромных потоков финансов за рубеж вместо вложений в модернизацию этих компаний. Появились группы российских олигархов, связанных с Западом, которые стремились укрепить влияние на политическое развитие РФ по американским схемам. Исследуя особенности приватизации госпредприятий ТЭК в ряде стран Восточной Европы, авторы обратили внимание, что там приватизация проходила более продуманно и без спешки, что в итоге не вызвало негативных социально-экономических последствий по сравнению с РФ.
В РФ довольно вяло использовался американский опыт поддержки малого и среднего бизнеса в разных отраслях российской экономики, в том числе в ТЭК, а в развитии антимонопольного и налогового законодательств мало учитывалась богатая американская практика.
Партнерство и санкции
Одной из задач стратегического энергетического партнерства России и США, по замыслам обеих стран, должно быть создание условий для предотвращения «энергетической войны» между ними. Формирование прочной политической и правовой основы «энергетических отношений», а также соответствующей инфраструктуры делового сотрудничества в сфере ТЭК способствовало глубокому взаимопроникновению энергетического бизнеса двух стран. Важно также отметить наличие общих интересов в вопросах обеспечения международной энергобезопасности.
США проявляли инициативу по разработке мер в рамках G8, G20 и ООН по укреплению глобальной энергетической безопасности. Вашингтон всячески подчеркивал растущую роль России в мировой энергетике и в решении проблем глобальной энергетической безопасности. Глобальные проблемы мировой энергетики находили свое место в «энергетических отношениях» между РФ и США. В совместном заявлении президента России Владимира Путина и президента США Джорджа Буша-младшего в мае 2002 года о новом российско-американском энергетическом диалоге отмечалось, что одной из основных его целей является укрепление мировой энергетической безопасности и международной энергетической стабильности.
Обе страны успешно взаимодействовали по проблемам энергетической безопасности в G8, в том числе в рамках министерских встреч и саммитов. Можно также отметить позитивное сотрудничество в рамках Международного энергетического агентства. С начала 90-х годов прошлого века энергетические проблемы входили в повестку дня многих переговоров в российско-американских отношениях. Основной интерес США при этом заключался в обеспечении американским компаниям доступа к нефтегазовым месторождениям России на приемлемых условиях и при соответствующей защите инвестиций. Чаще всего поднимались вопросы об участии американских компаний в конкретных проектах на условиях соглашений о разделе продукции, о транспортировке каспийской нефти, модернизации ТЭК РФ, включая электроэнергетику, а также повышению ядерной безопасности российских АЭС. Энергетическая проблематика занимала видное место в российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, образованной в первой половине 90-х годов прошлого века. В ее рамках действовали комитет по энергетической политике и рабочая группа по нефти и газу с участием деловых кругов обеих стран. Однако своеобразный энергетический диалог, который велся в рамках этой комиссии, не принес каких-либо значимых практических результатов.
Оценивая российские интересы в отношениях двустороннего энергетического сотрудничества, необходимо отметить, что Россия рассматривала США прежде всего в качестве огромного потенциального инвестора в российский ТЭК, а также государства, от которого в немалой степени зависело принятие решений по поводу предоставления долгосрочных кредитов или гарантий со стороны ведущих международных финансовых институтов. Кроме того, Россия заинтересована в активном взаимодействии с американскими энергетическими ТНК, поскольку кроме больших финансовых и технологических возможностей они обладают управленческим опытом, который крайне необходим для молодых российских компаний.
Сформировалась основа договорно-правовой базы российско-американских торгово-экономических отношений, в том числе касающихся ТЭК. Важное значение имело принятие в 2002 году Министерством торговли США решения о признании рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству. В рамках саммита, прошедшего в мае 2002 года в Москве, по инициативе США было принято совместное заявление о новом российско-американском энергетическом диалоге, что поставило сотрудничество в ТЭК в одно из самых перспективных направлений отношений между странами. Речь шла не только о создании благоприятных условий для расширения деятельности энергетического бизнеса США в России и наоборот, но также о вкладе стран в обеспечение энергетической безопасности и стабилизации поставок энергетических ресурсов в глобальном плане.
Созданная в 2002 году по инициативе министерств энергетики РФ и США рабочая группа по координации сотрудничества в области энергетики определила основные направления деятельности: устойчивое развитие мировой энергетики, формирование и реализация национальных энергетических стратегий с учетом взаимных интересов. В рамках заседаний этой группы обсуждались важные практические темы, в том числе разработка мер по предотвращению и ликвидации разливов нефти, американский опыт законодательного регулирования недропользования, сотрудничество по «водородной экономике», развитие технологии СПГ и др. Стороны пришли к пониманию, что эффективное сотрудничество в области энергетики может быть осуществлено в случае его политического патронажа на самом высоком уровне и подключения к нему деловых кругов России и США.
В октябре 2002 года в Хьюстоне состоялся первый совместный деловой энергетический саммит, в котором приняли участие более 300 представителей энергетического бизнеса, правительственных и научных кругов обеих стран. По мнению автора, который принимал участие в подготовке и проведении саммита, форум придал серьезный импульс расширению деловых связей между российскими и американскими компаниями. Среди наиболее заметных практических результатов встречи в Хьюстоне следует отметить решение о поставке в 2002 году первой партии российской нефти в стратегический резерв США, контракты российских компаний по сбыту сырой нефти и нефтепродуктов на рынке США. Участники встречи поддержали инициативу США о проработке возможности поставок в среднесрочной перспективе российского СПГ на Западное и Восточное побережья США. Определенное внимание участников встречи привлекло предложение РФ о создании российско-американского стратегического нефтяного резерва для третьих стран.
Во втором российско-американском деловом энергетическом саммите, прошедшем в конце сентября 2003 года в Санкт-Петербурге, приняли участие представители деловых, политических и научных кругов. Численность гостей из США превысила 500 человек. По итогам саммита было принято заявление, в котором деловые круги обеих стран призывали руководителей России и США продолжать развитие практических аспектов энергетического диалога.
В 2009 году была создана российско-американская двусторонняя Президентская комиссия, в рамках которой были сформированы 18 рабочих групп по наиболее важным для двусторонних отношений проблемам, в том числе по ядерной энергетике и ядерной безопасности, энергетике, окружающей среде, технологическому и торгово-экономическому сотрудничеству. Деятельность в рамках рабочих групп продолжалась вплоть до 2012 года, когда должен был состояться саммит РФ–США в Москве, который был отменен по инициативе США. После этого продолжалась деятельность некоторых рабочих групп, в том числе в рамках сотрудничества между Минэнерго РФ и США.
США начали санкционные войны против РФ в 2014 году после вхождения Крыма в состав РФ, а также обострения ситуации в Донбассе. Наиболее агрессивные формы санкций были введены после начала СВО в 2022 году. США возглавили санкционные войны Запада против РФ в рамках G7, НАТО, двусторонних отношений со своими союзниками в АТР и Европе. Они затронули практически все внешнеэкономические операции РФ, в том числе связанные с торговлей энергоресурсами и реализацией энергетических проектов в России или с ее участием в ряде стран.
Политика Трампа
Команда Дональда Трампа готовит энергетический пакет, который будет представлен после его вступления в должность 20 января 2025 года. Энергетика станет одним из приоритетов администрации в рамках реализации основного лозунга Трампа MAGA (Сделаем Америку Снова Великой). По словам будущего советника по национальной безопасности Майка Уолца, США при Трампе будут использовать энергетический фактор во внешней политике.
Трамп намерен создать совет по энергетике, куда войдут все ведомства, связанные с добычей и поставками, в том числе экспорта, энергоресурсов. Совет, как ожидается, возглавит губернатор Северной Дакоты Дуглас Бергам, назначенный руководителем Министерства внутренних дел, которое отвечает за управление природными ресурсами и федеральными землями. Трамп собирается назначить главу нефтяной компании Liberty Energy Криса Райта министром энергетики, который является одним из первопроходцев в «американской сланцевой революции».
Второй президентский срок Дональда Трампа может значительно повлиять на мировые энергетические рынки. Судя по заявлениям в ходе предвыборной кампании, Трамп планирует добиваться увеличения добычи нефти и газа в США. Намерения администрации Трампа в области СПГ направлены на стимулирование роста его экспорта. Пересмотр обязательств США в рамках мировых климатических соглашений, вероятно, станет одним из ключевых направлений энергетической политики Трампа. Риски для мировой зеленой энергетики несет эскалация торговых конфликтов США и Китая при Трампе. В последние годы китайские производители оборудования для ветровых и солнечных электростанций заняли доминирующее положение на мировом рынке. Главный тезис в предвыборных обещаниях Трампа выражается тремя словами: «зеленая новая афера». США рассчитывают играть важную роль на рынке атомной энергетики, где формируется новая ниша спроса на малые модульные реакторы, производство которых освоено рядом компаний США. Что касается отношений с РФ, то пока не следует ожидать смягчения санкционной политики, а также возобновления сотрудничества в энергетической сфере.
Краткие выводы:
– энергетическая война между РФ и США, а также коллективным Западом отражает нарастающую геополитическую нестабильность в мире, а также рост конфликтного потенциала в связи с украинским, ближневосточным, дальневосточным и другими региональными кризисами;
– продолжение энергетической конфронтации между РФ и США, сопровождаемой усилением угроз военного конфликта между ними, представляет серьезный риск для мировой экономики, устойчивого развития энергетики и обеспечения глобальной энергетической безопасности;
– в настоящее время нет предпосылок восстановления российско-американских отношений, включая энергетическое сотрудничество;
– контуры энергетической политики администрации Трампа показывают стремление закрепить статус энергетической супердержавы. Это в первую очередь связано с планами наращивания экспорта нефти и газа в условиях продолжения сланцевого бума, который, судя по оценкам ряда экспертов из стран Запада, может забуксовать из-за экологических, экономических, геофизических и других проблем в связи с массовым применением технологий «гидроразрыва»;
– США вынуждены будут привыкать к реалиям нового энергетического миропорядка, в том числе в рамках геополитического треугольника США–КНР–РФ.