Собственные урановые рудники обеспечивают канадскую атомную промышленность необходимыми энергоносителями. Фото Reuters
Главное при исследовании энергетической политики любого государства: разобраться с ресурсной базой, выяснить, покрывает ли она потребности государства. Именно этот момент базовый в ходе нашего рассказа об энергетической политике современной Канады. Содержательную сторону ресурсной базы образуют четыре источника: гидроэлектроэнергия, газ, нефть, уголь. Видимо, никого не удивлю, если скажу, что в Стране кленового листа достаточно природных энергетических ресурсов, что Канада замыкает первую пятерку стран – производителей энергоресурсов. Рассматривая место Канады в мировой системе энергетических координат, следует отдельно показать величину производства. По урану она вторая, по гидроэлектроэнергии – третья, по природному газу – четвертая, по сырой нефти – пятая. Если принять мировой рынок энергоресурсов за 100%, то доля Канады составит 6%. В 2020 году производство электроэнергии составило 644 млрд кВт-ч.
Влияние политики
Вначале следует сказать о влиянии политического режима на формирование энергетической политики канадского государства. Здесь сам собой напрашивается хорошо известный блок. Перед нами федеративная конституционная монархия с парламентской системой правления. Эта монархия входит в состав Содружества наций. Ее формальным главой является монарх Великобритании Карл III как король Канады. В состав федерации входят 10 провинций и 3 территории. Федеральная столица – город Оттава. Вот полный список провинций: Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Манитоба, Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик, Остров Принца Эдуарда, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор. В перечне мы прошлись с запада на восток. В таком же направлении назовем территории: Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут.
В законодательстве страны прописано, что конкретно входит в компетенцию высшего органа исполнительной и распорядительной власти на федеральном уровне по вопросам энергетики. Здесь же можно без проблем отыскать нормы, которые установлены по этим вопросам для провинций и территорий. Вот полномочия субъектов федерации – провинций. Эти субъекты, и только они, несут тяжелый груз ответственности по многим направлениям. Сразу же бросаются в глаза природные ресурсы и часть полномочий по охране окружающей среды. Никак не могут ускользнуть от внимания сложные участки работы: разведка, разработка, эксплуатация невозобновляемых ресурсов; производство, транспортировка электроэнергии, электроснабжение.
А сейчас следует показать сферу полномочий федерального правительства. Это регламентация межпровинциальной и международной торговли, нормы строительства, нормы новых транспортных средств, программы по этикетажу потребительских товаров, вопросы разрешений и безопасности на АЭС. В федеральном правительстве наибольшую функциональную нагрузку по анализируемым проблемам несли Министерство природных ресурсов и Министерство окружающей среды. В территориях объем компетенции федерального Центра был несравненно большим, чем в провинциях.
Емкость рынка и источники
В любом учебнике можно прочесть: «Канада – страна с высокой емкостью рынка электроэнергии. Доля потребления первичных энергоресурсов в структуре ВВП остается одной из самых высоких в мире. Эту высокую энергоемкость канадской экономики можно объяснить рядом структурных причин. Ряд отраслей промышленности – цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность и добыча нефти и газа – потребляют очень много энергии, а суровый климат, высокий уровень жизни и отсутствие пространственных ограничений приводят к тому, что отопление и транспорт также требуют большого количества энергии».
А сейчас попытаемся системно охарактеризовать источники. Первый – гидроэнергия. Сразу же назовем крупнейшие провинции по ее производству. Их три: Квебек, Британская Колумбия, Онтарио. Обращаем внимание на то, что гидроэнергетический потенциал Страны кленового листа далеко еще не исчерпан. Сейчас гидроэлектростанции дают стране 60% электроэнергии. Как здесь не вспомнить каскад ГЭС мощностью 16 тыс. МВт в бассейне реки Ла-Гранд! Это самая большая ГЭС на территории Канады. В современном мире число подобных ГЭС не больше, чем пальцев на одной руке.
В июне 2016 года премьер-министр Джастин Трюдо отметился заявлением, вызвавшим большой общественный интерес. Глава правительства дал зеленый свет «межпровинциальным усилиям по снижению выбросов углекислого газа» и совершенно обоснованно «сделал упор на гидроэлектроэнергию как источник энергии». Когда пишутся эти строки, можно считать полностью реализованным проект гидроэлектростанции BC Hydro на реке Пис-Ривер на северо-востоке Британской Колумбии. Стоимость проекта – 8,8 млрд долл. На его выполнение ушло восемь лет. Альберта будет обеспечена электроэнергией во внушительных объемах. Можно смело прогнозировать чувствительное уменьшение зависимости Альберты от природного газа и угля.
Говоря о нефтедобыче, назовем в первую очередь западные провинции Альберта (68,8%) и Саскачеван (16,1%). Доля первой провинции составляет 68,8%, а второй – 16,1%. Неотъемлемым элементом промышленного комплекса Канады являются 19 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Лишь три НПЗ производят отдельные нефтепродукты. Все, абсолютно все нефтепродукты производятся на остальных НПЗ.
Потрясают цифры, касающиеся запасов природного газа. В самом начале XXI века их было 1,1 трлн куб. м. Сейчас этот показатель превышен вдвое.
У нефтяников и газовиков присутствует постоянная потребность в эффективном связывании месторождения с центрами переработки. Все упирается в высокую исполнительскую дисциплину в процессе сооружения и эксплуатации межпровинциальных и международных нефте- и газопроводов, в установление федеральными властями оптимальных рамок в данном вопросе.
История добычи угля в Канаде насчитывает уже четыре столетия. Именно тогда начала свою историю маленькая угольная шахта в районе Минто в Нью-Брансуике. Интересно сравнить данные о доле западных провинций в производстве канадского угля. Выберем две контрольные точки. Первая датируется 1911 годом, вторая – 2024 годом. В 1911 году имеем 51%, в 2024 году – 9,5%. И вновь в эпицентре провинция Альберта. Тамошние залежи составляют 49%. А 53% добытого угля используется внутри страны. Здесь прослеживаются два направления: электричество и промышленность. Оставшиеся 47% проходит как отдельная статья канадского экспорта. Главный вектор экспорта – японский. Удивительно, но факт: уголь одновременно – часть канадского импорта.
Нельзя не сказать о канадской ядерной энергетике. Здесь она по многим позициям имеет мировое признание. Несущая конструкция тамошней энергетики – 19 атомных энергоблоков. Здесь погоду делают 18 таких блоков в провинции Онтарио. Себе и другим вполне хватает урана, добытого в Cameco и Areva.
Роль возобновляемых источников энергии в Канаде не следует переоценивать. Пока все выглядит достаточно скромно. Доля в производстве энергии составляет 2%. Вместе с тем было бы необъективным неупоминание о двух вехах. Вот что можно прочесть в учебнике: «Первая коммерческая ветроэлектростанция в Канаде была построена в Альберте в 1993 году. Приливная электростанция мощностью 20 МВт расположена в Аннаполисе, Новая Шотландия, и использует ежедневные приливы залива Фанди. Первый коммерческий солнечный проект был построен в Стоун Миллс, Онтарио в 2009 году. Компания Skypower Ltd использовала более 120 000 тонкопленочных фотоэлектрических солнечных панелей общей мощностью 9,1 МВт, создавая чистую солнечную энергию для 1000 домов ежегодно».
Угроза экономического давления со стороны Дональда Трампа может негативно отразиться и на энергетике соседей США. И это понимают в канадском парламенте. Фото Саффрона Блейза |
Важно по-хозяйски распорядиться этими ресурсами. А здесь нет-нет да и появляются закавыки. Транспортировать энергоресурсы с одного края Канады в другой накладно. Власть имущие принимают единственно правильное решение – импортировать ресурсы. Конечно, надо в первую очередь назвать органическое топливо.
А сейчас об экспорте энергоресурсов со стороны Канады. Если мы примем его за 100%, то на США будет припадать 98%. География экспорта угля и урана такова: Азия, Латинская Америка, Европа.
Современный этап энергетической политики Канады наступил 19 октября 2015 года, когда лидер Либеральной партии Джастин Трюдо был избран премьер-министром. Затем он выиграл парламентские выборы 2019, 2021 годов. Ближайшие выборы в высший орган законодательной власти Канады состоятся в октябре 2025 года. Не будем гадать, останется ли Джастин Трюдо на политическом Олимпе. Гораздо важнее разобраться в энергетическом мировоззрении, в том, что находилось в послужном списке Трюдо, что дали девять лет его премьерства.
Еще до восшествия на политический Олимп Трюдо на протяжении многих лет позиционировал себя как активнейшего сторонника сохранения окружающей среды. Вот только один пример. Хорошо известно, что река Саут-Наханни – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во властных структурах было решено в 2005 году начать добычу цинка. Это, с одной стороны, принесло бы 100 млн долл. в бюджет, с другой – пострадала бы река. По жесткому настоянию Трюдо проект был закрыт.
Борьба с глобальными изменениями климата буквально захватывала кабинет Трюдо. Последний был обеспокоен отсутствием со стороны отдельных провинций мер по снижению загрязнения атмосферы. Пришлось прибегнуть к такому инструментарию как федеральный налог на выбросы углекислого газа. К 2019 году этот налог не вводился в четырех провинциях. Трюдо ввел.
Канадские защитники окружающей среды выявили и огрехи в деятельности премьера. Для них как гром среди ясного неба было то, что Трюдо без всяких «но» и «если» поддержал появление нефтепровода из Альберты в Британскую Колумбию через Скалистые горы. Тем самым Трюдо лоббировал интересы разработчиков битуминозных песков в Альберте. В качестве последних выступали крупные субъекты хозяйствования.
В 2015 году Джастин Трюдо и премьер-министры провинций скрепили своими подписями национальное соглашение о сотрудничестве в развитии энергетической отрасли страны при переходе к низкоуглеродной экономике. Высшие органы исполнительной и распорядительной власти провинций получили карт-бланш на разработку своих собственных стратегий для достижения национальных целей. Сейчас действуют Стратегии всех 10 субъектов канадской федерации. Первая ласточка – это, конечно же, ответ острова принца Эдуарда на цели, сформулированные в федеральном соглашении. Тамошняя стратегия, обнародованная в 2016 году, задала планку для всех остальных стратегий. В актив Джастину Трюдо можно смело записать выплату в 2015 году энергетических субсидий на сумму 43 млрд долл. США.
Сотрудничество с Европой и энергопереход
Беру на себя смелость заявить, что именно с Джастином Трюдо связано наступление нового этапа в сотрудничестве Оттавы и Европейского союза (ЕС) по проблемам экологической безопасности. В 2018 году премьер-министр скрепил своей подписью Соглашение о стратегическом партнерстве между Канадой и ЕС. В этом историческом документе можно выявить широкий спектр направлений сотрудничества. Одно из таких направлений – Энергетический диалог высокого уровня (HLED). Содержание диалога сформулировано следующим образом: «вопросы энергетической политики, такие как прозрачность рынка, поддержание безопасных, устойчивых и конкурентоспособных поставок энергии, а также исследования и разработки в энергетической отрасли».
Во главу угла ставятся три вещи: переход к низкоуглеродному будущему, устранение рыночных барьеров, чистое финансирование. Имея дело с ЕС, в Оттаве не могут не замечать основательно разработанный юридический фундамент современной энергетической политики ЕС, обнародованной в 2018 году. Очень удачно придумано ее название «Чистая энергия для всех европейцев». Здесь есть и «нормативная определенность», и «обязательные цели в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности», и «национальные планы в области энергетики и климата». Положено начало формированию «новой энергетической экосистемы». Устраняются барьеры касательно нормального функционирования рынка для исходивших из Страны кленового листа «видов топлива переходного периода, чистых технологий и услуг».
Хочется также отметить важность трехстороннего саммита стран Северной Америки, состоявшегося 11 января 2023 года в Мехико. В нем участвовали премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, президент США Джозеф Байден. Они скрепили своими подписями совместное заявление. Приводим наиболее значимый фрагмент настоящего документа: «Мы будем действовать быстро, чтобы ускорить энергетический переход, внедряя экологически чистые энергетические решения, увеличивая производство и внедрение автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов в Северной Америке, а также переходя на более чистые виды топлива. Обязуемся исполнить взятые на себя в рамках Парижского соглашения обязательства по климату до 2030 года, обеспечивать сохранение биоразнообразия, а также приложить совместные усилия для того, чтобы не допустить повышения температуры на Земле более чем на 1,5 градуса Цельсия в ближайшей перспективе».
Принципиально важно, что Парижское соглашение 2015 года подписывалось лидером партии, которая победила по итогам федеральной избирательной кампании 2015 года. Через 4 года надо было отвечать по большому счету. Это прекрасно понимал Трюдо. Не хуже его понимала значимость Парижского соглашения оппозиция, в которой первую скрипку играли консерваторы. Обе партии во время федеральной избирательной кампании 2019 года выступили с совместным заявлением, в котором «согласились попытаться выполнить существующие парижские обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 30% к 2030 году».
16 декабря 2020 года Канада представила стратегию становления мировым лидером в области водорода. Это сделал министр природных ресурсов Симус О’Реган. Здесь четко прописано, что дают стране низкоуглеродные и безвыбросные технологии водородной энергетики. Их роль анализируется в контексте стратегической задачи.
Суть этой задачи предельно ясна: сделать так, чтобы в 2050 году не было выбросов углерода. Появление таких технологий – трамплин для решительного ускорения соответствующих действий. Был образован Фонд низкоуглеродного топлива с нулевыми выбросами для увеличения производства и использования низкоуглеродного топлива. Высший орган исполнительной и распорядительной власти решился на внушительную финансовую подпитку проекта – 1,5 млрд канадских долларов.
Примечательно следующее заявление министра: «Настал момент водорода. Экономические и экологические возможности для наших специалистов и сообществ реальны. Существует глобальный импульс, и Канада использует его».
А вот что сказал официальный представитель Федерального департамента природных ресурсов: «Водородная стратегия для Канады предназначена для стимулирования инвестиций и партнерских отношений, чтобы сделать Канаду мировым поставщиком водорода и увеличить его внутреннее производство. Это изменит канадский энергетический сектор».
Как же соотносится Страна кленового листа с топ-производителями водорода? Она замыкает десятку. Последние четыре года страна ежегодно производит как минимум 3 млн т водорода. Когда пишутся эти строки, есть все признаки поступательного роста глобального спроса на водород на рынке. Конечно, у экспертов разные прогнозы насчет того, каким он будет в 2050 году. Минимально называется 10 трлн канадских долларов, максимально – 14 трлн. Но главное: и тут, и там внушительные, просто гигантские цифры.
Через несколько лет после представления стратегии в Стране кленового листа решили, что данного документа недостаточно. Разработали и приняли Стандарт чистого топлива. Благодаря стандарту существенно улучшается положение с инвестициями и ростом в топливном сегменте канадского народно-хозяйственного комплекса (НХК). Можно со всей ответственностью утверждать, что именно введение стандарта предопределило широкое развертывание процесса внедрения водорода и иных экологически чистых видов топлива.
Трюдо и другие руководители государственных органов и институтов активно участвуют в диалогах с авторитетными неправительственными организациями.