Юбилейный – 15-й – конкурс «КонТЭКст» собрал представителей известных российских компаний. Фото предоставлено организаторами конкурса
Объем современных инвестиций в проекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) превышает триллионы рублей. Реализуя их, частные компании, конечно, рискуют. Нередко даже самим своим существованием. Компасом правильности сделанного выбора для проекта чаще всего становится только последующая его оценка биржей и в конечном счете потребителями. Но не всегда это бывает своевременно, чтобы уберечь руководство компании от неверного шага. И тут на помощь нередко приходят конкурсы коммуникационных проектов.
Понятию «коммуникационный проект» довольно сложно дать четкое определение. Как правило, под этим понимается стратегически продуманная система действий, основная цель которых – достижение заданных, конкретно сформулированных задач. Другими словами, какая информация, когда и как будет передаваться потребителю. Победители конкурса оцениваются, как правило, специалистами ТЭК и дают определенную ориентацию выбора для инвесторов. Выбор продукта для инвестора как раз и призван облегчить конкурс коммуникационных брендов или проектов.
В конце октября прошла церемония объявления победителей одного из таких конкурсов информационных проектов ТЭК – премия «КонТЭКст». Идея такой премии была предложена и реализована пресс-центром Минэнерго 15 лет тому назад.
На состоявшейся в Москве 15-й – юбилейной – сессии вручения премий «КонТЭКст» лауреатами были объявлены коммуникационные проекты в сфере ТЭК и промышленности, представленные рядом крупных подразделений и дочерних фирм российского ТЭК: «Газпром», Мосэнергосбыт, СУЭК, «Сахалинская энергия», фонд АТР АЭС и концерн «Росэнергоатом», золотодобывающая компания «Полюс» и Мосэнерго. Все они были удостоены дипломов первой степени. Целый ряд фирм был отмечен дипломами в других номинациях.
Несколько лет назад, перед пандемией коронавируса, победителем этого конкурса стало приложение «Независимой газеты» «НГ-энергия». Из рук организаторов конкурса проектов редактор приложения «НГ-энергия» получил традиционную хрустальную вазу. Грамотный PR энергетической повестки (кстати, в переводе с английского public relations означает «публичные отношения, связи с общественностью») был оценен по достоинству.
В связи с этим можно напомнить, что для нового владельца и главного редактора «Независимой газеты» Константина Ремчукова создание специализированного приложения по ТЭК в рамках ежедневной общественно-политической газеты было, наверное, необычным шагом. Первый выпуск приложения «НГ-энергия» вышел 12 июля 2006 года.
Тогда, на заре реформы российской энергетики по Чубайсу, как читателям газеты, так, наверное, и самим энергетикам требовалось осмысление происходящего. Ведь энергетику пытались перевести на рыночные рельсы. И это касалось не только электроэнергетической составляющей экономики страны, но и всего ТЭК, охватывающего и нефтяную, и газовую, и угольную отрасли, включая транспортировку и переработку добываемого сырья.
Позднее, с принятием Парижского соглашения по климату в 2015 году, в газете была сделана попытка создать еще одно специализированное приложение. Так, в 2017–2018 годах выходило приложение «НГ-экология» (первый выпуск приложения «НГ-экология» вышел 13 сентября 2017 года). Но в итоге климатическая, да и экологическая повестки прочно обосновались в рамках «НГ-энергии».
Впрочем, лауреатами премии коммуникационных проектов почти за 20 лет существования «НГ-энергии» становились не только редакция и издание, но и материалы отдельных авторов. Например, Валентины Сваловой за статью о перспективах и проблемах геотермии. В 2014 году это было еще новое слово, но спустя несколько лет правительство Германии, например, попыталось перевести на геотермию весь жилой сектор страны. Надо заметить, что меня всегда занимал вопрос, почему в Германии, в которой я в качестве журналиста провел не один год, ничего подобного российской премии в сфере public relation я не встретил.
Именно креативность и широта охвата тем в сфере ТЭК, по словам основателя «КонТЭКста», в прошлом пресс-секретаря Минэнерго Ирины Есиповой, и привели «НГ-энергию» к заветному хрустальному кубку. В рыночной экономике каждая фирма озабочена максимизацией прибыли. Но, наверное, российский ТЭК в силу особенностей развития страны вынужден решать и много социальных задач. Однако мои собеседники из «КонТЭКста» уверены, что такие конкурсы повышают уровень креативности разработчиков проектов. Более того, такая форма позволяет разработчикам проектов не замыкаться в узком профессиональном мире, видеть мир в более широком ракурсе. И не случайно премия «КонТЭКст» не единственное решение повышения креативности проектирования в ТЭК. Так, 27 октября 2019 года «НГ-энергия» писала о таком проекте, как «Серебряный лучник».