0
36666
Газета Печатная версия

11.11.2024 17:54:00

Формирование феномена "Белоруснефти"

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: белоруснефть, нефтяная отрасль, нефтедобыча, статистика, промышленная революция, зарубежные проекты


белоруснефть, нефтяная отрасль, нефтедобыча, статистика, промышленная революция, зарубежные проекты Белоруссия превратилась в центр по переработке российской нефти. Фото Reuters

В августе 1964 года исполнилось ровно 60 лет с того дня, когда были впервые открыты промышленные запасы нефти на белорусской земле. Через два месяца имело место подтверждение. Эту нефть получили в Речицком районе Гомельской области. Представляется вполне логичным появление достаточно крупного Речицкого месторождения на минерально-сырьевой карте Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). В дальнейшем имело место выявление крупных месторождений – Осташковичского, Южно-Осташковичского и Вишанского. Были еще и мелкие месторождения, которые погоды не делали. Сейчас в Белоруссии имеется 63 месторождения.

Развитие нефтяной отрасли народнохозяйственного комплекса (НХК) БССР в своем развитии прошло два этапа: советский и постсоветский. Касательно первого этапа надо учесть, что БССР являлась субъектом советской социалистической федерации. В этом качестве она проводила линию, сформулированную союзным Центром. В эту линию вписывались и пуск в разгар весны 1965 года Речицкого укрупненного нефтепромысла, и появление генетически связанного с ним нефтегазодобывающего управления «Речицанефть».

Становление отрасли

Состояние нефтяной отрасли НХК БССР постоянно находилось в фокусе внимания секретарей ЦК КПСС Михаила Соломенцева, Владимира Долгих, курировавших топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Постоянно держали руку на пульсе министры нефтяной промышленности СССР Валентин Шашин, Николай Месяцев. 58 лет назад Валентин Шашин скрепил своей подписью приказ о создании государственного нефтегазодобывающего объединения «Белоруснефть». Через 10 лет на промышленной карте БССР появился Белорусский газоперерабатывающий завод. Что же здесь получили специалисты из попутного нефтяного газа сразу после пуска предприятия? Они могли смело записать в свой актив первые 11 тыс. т сжиженных газов.

За шесть десятилетий белорусские нефтяники добыли более 144 млн т нефти и свыше 16 млрд куб. м попутного нефтяного газа. Им хорошо известен район Припятского прогиба (Гомельская и Могилевская области). Именно там сосредоточены запасы белорусского черного золота. Явное меньшинство образуют извлекаемые без особых проблем запасы.

Нельзя не упомянуть нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Речицанефть». Оно, по существу, представляет собой ведущее обособленное подразделение ГПО «Белоруснефть». Потрясает статистика по общему и эксплуатационному фондам скважин. В первом случае наблюдается некоторое превышение рубежа в 1000 единиц. Во втором случае количество скважин совсем немного недотягивает до 800. Налажена работа 756 скважин, центральное место в которой занимает эксплуатация электроцентробежных и штанговых глубинных насосов. Были приняты оптимальные решения по оснащению объектов современными системами телеметрии. Сейчас нельзя назвать ни одной операции, которая не была бы автоматизирована.

Тут напрашивается статистика по годовому уровню нефтедобычи в Белоруссии. Максимальный уровень был достигнут почти полвека назад. Именно таким запомнится белорусским нефтяникам 1975 год с показателем 7 953 600 т. С 1976 года стало прослеживаться снижение добычи углеводородов. У нефтяников твердо отложилось объяснение такой тенденции: «вступление базовых месторождений в заключительную стадию разработки». Мы цитируем здесь сайт ГПО «Белоруснефть». Здесь же можно найти путь к стабилизации положения дел.

На сайте читаем: «Организация рациональной разработки залежей помогла стабилизировать ситуацию. С 2013 года уровень начал удерживаться на отметке 1 млн 645 тыс. т. С 2017-го – постепенный ежегодный прирост добычи. В 2023 году он достиг 1 млн 850 тыс. т. В 2024 году «Белоруснефть» планирует добыть не менее 1 млн 920 тыс. т нефти. И соответственно прирастить не менее 2,5 млн т извлекаемых запасов».

В советский период объединение имело не только белорусское, но и российское направление нефтегазодобычи. В 1972 году было создано нефтегазодобывающее управление «Калининграднефть» с подчинением «Белоруснефти».

Хорошо известно, что под мудрым руководством Владимира Долгих широким фронтом развернулась работа по созданию мощнейшего топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в Западной Сибири. Фактически были заложены основы ТЭК современной России. Долгих понимал, что своих кадров России недостаточно. Интенсивно шли переговоры с руководителями субъектов Федерации. Они оказались наиболее продуктивными с БССР.

Производственное объединение «Белоруснефть» весьма активно осуществляло промышленное бурение нефтяных месторождений в Тюменской области РСФСР в составе Белорусского управления буровых работ. Правда, в связи с этим возникла уже кадровая проблема внутрибелорусского характера. К середине 1980-х годов республике не хватало 38% нефтяников.

«Белоруснефть» не мог не затронуть системный кризис советского общества, предрешивший крах СССР. Этот кризис чувствовался и на начальной стадии постсоветского периода. Минск сделал правильный шаг, подписав в 1993 году соглашение с РФ. Белорусские нефтяники продолжали добывать черное золото на российской земле. Но можно определенно сказать, что до середины 1990-х годов Минск не имел фундаментально разработанной концепции интеграции ТЭК РФ и РБ. Эту исторической важности задачу решил первый президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Важные результаты

Белорусские журналисты Николай Скинтиян и Марина Северьянова справедливо отмечают: «Вектор развития отрасли, установленный Александром Лукашенко десятилетия назад, помог сформироваться феномену «Белоруснефти» – международному, многопрофильному, инновационному, высокотехнологичному».

Глава белорусского государства исходил из того, что недра – народное богатство. Можно однозначно утверждать, что в ближайшем будущем они не поменяют форму собственности, не попадут в преступные руки.

Белорусские нефтяники отметились в эру Лукашенко целым рядом, несомненно, важных результатов. Нефти стало больше. Декабрь 2016 года ознаменовался открытием месторождения «Угольское» в Речицком районе. В 2020–2021 годах выявлено перспективное месторождение в Хойникском районе. В первом случае можно смело говорить о запасах нефти в 1 млн т, во втором – в 1,5 млн т.

Сейчас геологи объединения поглощены самым большим сейсмическим объектом из тех, с которыми имело дело производственное объединение. Речь идет о Майско-Макеевско-Днепровской площади. Здесь наличествуют части Гомельского, Речицкого, Лоевского районов. Площадь 1250 кв. км. Работы на данной территории стартовали в конце третьего квартала 2023 года, полевые работы финишируют в конце второго квартала 2025 года.

Серьезным вкладом в укрепление энергетической безопасности вполне можно считать событие, произошедшее 14 сентября 2006 года. Глава государства скрепил своей подписью указ «О создании Государственного производственного объединения «Белоруснефть». В документе четко указаны все производственные единицы, которые как раз и образовали государственное производственное объединение (ГПО).

Первая и по порядку, и по значимости производственная единица – нефтегазодобывающее предприятие «Белоруснефть». Это – ядро ГПО.

Второе место в перечне заняли дочерние предприятия областей и города Минска по нефтепродуктообеспечению. Третье место принадлежит агропромышленному предприятию «Белоруснефть-Особино».

Замыкает перечень предприятие машиностроения «Сейсмотехника». Но оно никак не может оцениваться как последнее по значимости. И будущее это убедительно подтвердило. У ГПО появилось собственное машиностроение.

Белорусские журналисты Николай Скинтиян и Марина Северьянова справедливо отмечают: «Все государственные предприятия нефтепродуктообеспечения, не входившие в состав производственного объединения, стали его частью».

Стратегический вопрос, который не может не заинтересовать проницательного читателя, формулируется следующим образом: что нужно делать для того, чтобы собственной нефти было больше, гораздо больше? Конечно, на этот вопрос лучше всего ответит профессионал. Поэтому обратимся к заявлению заместителя генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» по геологии Петра Повжика.

В этом заявлении можно проследить два принципиальных момента.

Первый момент – технологический. Здесь ощущается выход на самые передовые позиции. В ГПО прочно укоренились бурение многоствольных, многозабойных, горизонтальных и субгоризонтальных скважин, проведение многостадийных гидроразрывов пластов, одновременно-раздельная добыча, водоизоляция пластов с использованием новых реагентов. Повжик не стал подробно останавливаться на всех перечисленных технологиях, а сконцентрировался на наиболее приоритетных.

Вот что услышали журналисты: «Технологии, которые мы применяем сегодня для освоения трудноизвлекаемых запасов, в основном связаны с бурением длинных, протяженных горизонтальных стволов (не менее 2 км каждая горизонтальная скважина) и выполнением многообъемных гидравлических разрывов пласта».

Второй момент – взаимоотношения между власть имущими и геологами, геофизиками. Здесь пустила глубокие корни цивилизованность. Вновь цитируем Повжика: «Поддержка в плане выделения геологических отводов, горных отводов, территорий для проведения поисков и разведки – в этом плане для нашей компании всегда зеленый свет. Отрадным является факт существования вполне благоприятной для нас нормативной правовой документации по выделению земель и сокращению сроков выделения земель для строительства поисковых и эксплуатационных скважин».

Революционные изменения

Прошло уже 18 лет со дня подписания главой государства указа о создании ГПО «Белоруснефть». За эти годы пустил глубокие корни рыночный менталитет работников, ГПО органически вписалось в четвертую промышленную революцию.

Белорусские журналисты Николай Скинтиян и Марина Северьянова получили информацию об этих революционных изменениях из первых рук. Заместитель генерального директора «Белоруснефти» по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции Сергей Каморников дал весьма обстоятельную информацию. Сами собой напрашиваются две контрольные точки. Первая совпадает с 2006 годом, вторая – с 2024-м.

Что мы имеем по первой точке? 377 автозаправок (АЗС). Типичной была такая картина. «Бензовоз приезжал на АЗС, и оператор должен был измерять объем, отбирать пробы, контролировать качество вручную, а в это время блокировать заправочную станцию». Не все в порядке было с экологией: «Выбросы вредных веществ, допустим испарения бензинов, просто уходили в атмосферу». Имели место ручное оформление товарно-транспортных накладных, путевых листов, явно устаревший способ пломбировки цистерн. А еще единичные кафе, мизер магазинов. АЗС не имели никакого отношения, абсолютно никакого отношения к развитию сети электрозарядных станций (ЭЗС).

Что мы имеем по второй точке? 575 АЗС: «Выросло число магазинов на АЗС – 470, это около 30 тыс. кв. м торговых площадей. Появилось отдельное направление – общественное питание. Сегодня у «Белоруснефти» 500 объектов, которые предлагают продукцию общественного питания». Клиенты весьма позитивно оценивают следующие факты: «Операторы АЗС максимально занимаются обслуживанием клиентов, торговлей. Все остальное взяли на себя система автоматизации и транспортное предприятие «Белоруснефть-Транс». Сегодня бензовоз, который привозит топливо, собирает накопленные пары бензинов, отвозит их на нефтебазу, и там они перерабатываются. Это еще и экономика. При этом все движение нефтепродуктов диспетчеризировано. Это касается и электронных товарно-транспортных накладных, и электронных путевых листов, и электронной пломбировки цистерн. В итоге повышаются качество и скорость обслуживания».

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» является государственным оператором по созданию и развитию государственной зарядной сети. В РУП появилось управление «Маланка». Его возглавил Алексей Никитенко. Последний сделал следующее заявление: «Сегодня у нас более 720 зарядных станций, и мы не планируем на этом останавливаться. В планах в 2025, 2026 и 2027 годах устанавливать по 200–250 зарядных станций, и в 2028 году мы планируем обустроить еще около 300. Важно отметить, что эти станции будут быстрые и супербыстрые. В частности, на 2025 год запланированы станции на 120 кВт, но уже дальше мы смотрим только на 175 кВт и выше. Сейчас у нас есть геоинформационная модель, и с помощью многофакторного анализа мы выявляем наиболее преференциальные места для размещения зарядных станций».

Важно отметить, что кроме России белорусские нефтяники широко развернулись в Венесуэле, Эквадоре.

Ключевая предпосылка для развития белорусско-венесуэльского сотрудничества в нефтяной сфере была заложена 18 лет назад по итогам государственного визита президента Уго Чавеса в Республику Беларусь. Во время визита центральное место заняло общение Уго Чавеса с его белорусским коллегой Александром Лукашенко.

Венесуэла в последнее десятилетие прочно удерживает первое место в мире по доказанным объемам запасов нефти (около 300 млрд барр.). Нефтяная отрасль принадлежит государству, нефтяные поступления составляют около 90% экспортных доходов страны.

Белорусские журналисты Николай Скинтиян и Екатерина Повжик подробно беседовали с начальником технологического центра погружного оборудования НГДУ «Речицанефть» Дмитрием Индерейкиным. Он три года был в командировке в Венесуэле, где занимался добычей нефти. Решение о командировке принимал без долгих раздумий. Приводим наиболее значимые фрагменты интервью:

«Мы приехали в составе первой группы специалистов «Белоруснефти», которой предстояло сделать стартовые шаги по созданию совместного предприятия. Через 3,5 месяца бизнес-план был готов, одобрен Национальной ассамблеей Венесуэлы, и в 2008 году создано совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана», где мне предложили возглавить отдел оптимизации добычи нефти.

Открытий было много. Конечно, первым делом поражали запасы нефти Венесуэлы. Она здесь буквально на каждом шагу. Но добыть ее непросто. Венесуэльская нефть более вязкая, чем, к примеру, белорусская. Некоторые месторождения – практически мазут… В разработке у нас находились месторождение «Гуара Эсте» на востоке страны и озеро-лагуна Маракайбо на западе. Когда мы приехали на «Гуара Эсте», многие скважины бездействовали. Складывалось впечатление, что здесь давно никто не работал. Вот где реально пригодились опыт и умение наших специалистов, ведь пришлось восстанавливать более 30% добычного фонда. Белорусы эффективно решали эти вопросы, одновременно обучали венесуэльских нефтяников, делились своими знаниями, подходами, технологиями. А еще сами учились.

Например, в Венесуэле впервые познакомились с газлифтным способом эксплуатации скважин в классическом варианте, как он принят в мировой практике. Суть – в использовании скомпримированного газа для поднятия столба жидкости из скважины. При этом применяются насосно-компрессорные трубы со специальными клапанами. Малозатратная, но очень эффективная технология. Это было новым для нас: проведение исследования таких скважин, расчет подземного оборудования для них, проведение ремонтных работ газлифтных скважин. Изучали, осваивали и в конечном итоге успешно справлялись…

Участие в таком зарубежном проекте дает возможность применить свои знания в незнакомых условиях, подчерпнуть много нового, использовать этот опыт в последующей работе, а главное – анализировать текущую ситуацию и принимать нестандартные решения».

Вот уже 12 лет продолжается сотрудничество компании «Белоруснефть» с Эквадором. Каждая из перечисленных позиций имела место за эти годы. Вот перечень:

– разведка и разработка месторождений нефти;

– сейсморазведочные работы;

– бурение скважин;

– внедрение наукоемких технологий в области мониторинга разработки месторождений нефти и газа и повышения нефтеотдачи пластов;

– геологоразведка и разработка месторождений нефти;

– сейсморазведочные работы, обработка и интерпретация данных;

– внедрение наукоемких технологий в области мониторинга разработки месторождений нефти и газа и повышения нефтеотдачи пластов;

– бурение и капитальный ремонт скважин.

Самыми объемными были изыскательные работы, осуществленные с помощью качественно нового оборудования, поставленного компанией «Белоруснефть». 


Читайте также


За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

Ольга Соловьева

В минувшем году показатель выживаемости бизнеса в стране оказался максимальным с 2010 года

0
5196
Наступает эпоха триллионеров

Наступает эпоха триллионеров

Данила Моисеев

Аналитики прогнозируют взрывные темпы роста состояний богатейших людей планеты

0
3159
Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Ольга Соловьева

Новые рестрикции ограничат поставки отечественных энергоносителей на азиатские рынки

0
9593
Спрос на углеводороды останется высоким еще много лет

Спрос на углеводороды останется высоким еще много лет

Татьяна Астафьева

Глава "Роснефти" Игорь Сечин на форумах в ОАЭ и Катаре рассказал, как будет развиваться глобальная энергетическая отрасль

0
3284

Другие новости