0
34616
Газета Печатная версия

07.10.2024 17:28:00

"Сила Сибири выходит на максимум

Россия и Китай согласовали дополнительные поставки газа в декабре 2024 года

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов – директор Института национальной энергетики.

Тэги: рф, китай, экономичексое сотрудничество, углеродные цели


рф, китай, экономичексое сотрудничество, углеродные цели Российско-китайское экономическое сотрудничество пока имеет углеводородную основу. На фото встреча руководства «Газпрома» с китайскими потребителями газа. Фото с сайта www.gazprom.ru

20 сентября в Пекине (КНР) состоялась рабочая встреча председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и председателя совета директоров CNPC (Китай) Дай Хоуляна. Стороны рассмотрели вопросы развития стратегического сотрудничества по широкому спектру направлений. Отмечен высокий уровень доверия и партнерства между компаниями.

Отдельное внимание участники встречи уделили экспорту российского газа в Китай. «Газпром» обеспечивает надежные поставки по восточному маршруту – газопроводу «Сила Сибири» с регулярным превышением суточных контрактных обязательств компании.

На встрече было подписано дополнительное соглашение к договору купли-продажи газа по восточному маршруту. В соответствии с запросом китайских партнеров стороны согласовали дополнительные поставки в декабре 2024 года. Таким образом, будет обеспечен досрочный вывод суточных поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» на максимальный контрактный уровень (ранее это планировалось сделать в начале 2025 года).

Перспективы экспорта

Между ПАО «Газпром» и CNPC действует 30-летний договор купли-продажи газа по восточному маршруту (по газопроводу «Сила Сибири») в объеме 38 млрд куб. м газа в год. Торжественная церемония, посвященная началу первых в истории трубопроводных поставок российского газа в Китай, состоялась 2 декабря 2019 года.

По намеченному графику выполняются строительные работы по второму – дальневосточному маршруту. Как известно, в феврале 2022 года был подписан долгосрочный договор купли-продажи природного газа по дальневосточному маршруту. После выхода проекта на полную мощность объем поставок российского трубопроводного газа в Китай увеличится на 10 млрд куб. м и в совокупности достигнет 48 млрд куб. м в год.

«В 2027 году будет запущен дальневосточный маршрут на 10 млрд куб. м газа в год. С выходом «Силы Сибири» и дальневосточного маршрута на полную загрузку Россия станет самым крупным поставщиком газа в Китай», – заявил председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

В настоящее время продолжаются переговоры о строительстве системы газопроводов «Сила Сибири – 2» мощностью 50 млрд куб. м газа в год. Кроме того, имеется возможность увеличить мощность «Силы Сибири». Это становится особенно актуальным в условиях роста напряжения между КНР и США. Американцы угрожают нарушить поставки СПГ в Китай, но они не могут повлиять на трубопроводные поставки из России.

3 сентября Китайская национальная трубопроводная корпорация (КНТК) отчиталась о завершении работ по соединению подводного перехода под рекой Янцзы газотранспортной системы (ГТС) для импорта природного газа из России по восточному маршруту с наземной частью трубопровода. Для этого на входе в створе перехода был сооружен криволинейно изогнутый участок трубопровода. Строительство южного участка ГТС вступило в финальную стадию.

На территории Китая ГТС для принятия поставок газа из России по восточному маршруту разделена на три участка: северный, центральный и южный. Строительство северного участка (Хэйхэ –Чанлин) было завершено в октябре 2019 года, центрального участка (Чанлин – Пекин) – в декабре 2020 года. В настоящее время ведется строительство южного участка, который позволит транспортировать природный газ напрямую из Пекина до Шанхая. Строительство подводного перехода под Янцзы считается самым сложным этапом строительства южного участка восточного маршрута.

В декабре 2022 года (на 14 месяцев раньше срока) КНТК завершила строительство тоннеля для прокладки трубопровода под рекой Янцзы. В июне 2023 года КНТК отчиталась о завершении монтажа стальных конструкций в подводном тоннеле. В сентябре 2023 года приступила к прокладке трубопроводов в тоннеле, а в мае 2024 года прокладку завершила. Строительство всего южного участка изначально планировалось завершить к середине 2025 года, теперь сроки сдачи в эксплуатацию сдвинуты на конец 2024-го. По информации КНТК, несмотря на то что строительство южного участка газотранспортной системы по восточному маршруту в Китае продолжается, импортируемый из России газ поступает в единую газотранспортную систему КНТК, благодаря чему появилась возможность поставок газа в Шанхай и другие регионы Китая.

18 сентября Главное таможенное управление КНР сообщило, что в августе Китай импортировал 16,2 млрд куб. м газа (+9,1% г/г), в том числе по газопроводам – 7,19 млрд куб. м (+14,6%), в виде СПГ – 9,01 млрд куб. м (6,54 млн т) (+5,1%). В январе – августе импорт газа КНР достиг 120,06 млрд куб. м (+12,3%), в том числе по газопроводам – 50,76 млрд куб. м (+14,4%), в виде СПГ – 69,3 млрд куб. м (50,29 млн т) (+10,7%).

Китайский научный журнал «Гоцзи шию цзинцзи» опубликовал статью, в которой говорится о том, что в 2011–2023 годах в Китае было выставлено на продажу 175 нефтегазовых блоков (включая блоки нетрадиционных нефти и газа) совокупной площадью 200 тыс. кв. км, из которых 153 блока площадью 161 тыс. кв. км реализовано почти 70 инвесторам (включая госкомпании). Несмотря на это, общая площадь участков, лицензированных для проведения поисково-разведочных работ на нефть и газ, в Китае сокращается: в 2001 году она составляла 2,7 млн кв. км, а к настоящему времени снизилась до 2,5 млн кв. км. Многие компании отказываются от ранее приобретенных лицензий, активность частных компаний на рынке остается низкой, тендеры и аукционы на новые блоки проводятся редко и нерегулярно.

Проблемы отрасли

Среди проблем в этой отрасли также отмечаются сложности с продлением лицензий, отсутствие продуманной политики и планирования в сфере организации новых аукционов и тендеров, низкие критерии отбора среди кандидатов, а также низкое качество выставляемых на продажу блоков.

С начала прошлого десятилетия в Китае проводится реформа, направленная на увеличение числа игроков на нефтегазовом рынке, в том числе в сфере поиска, разведки и разработки, прежде всего нетрадиционных видов нефти и газа. Был упрощен вход в проекты по добыче для частных китайских компаний, иностранные предприятия получили право самостоятельной реализации проектов по добыче на суше, была образована Китайская национальная трубопроводная корпорация, которая обеспечила доступ компаниям, занятым добычей нефти и газа, к транспортной инфраструктуре. В период с 2011 по 2023 год был проведен ряд тендеров, в том числе с привлечением иностранных инвесторов, на нефтегазовые блоки. Вместе с тем компании, получившие лицензии по итогам этих тендеров, в ходе реализации проектов столкнулись с целым рядом трудностей: низкое качество блоков, недостаток или отсутствие необходимой инфраструктуры, недостаток опыта и технологий, трудности с привлечением финансирования. О переходе проектов с участием новых частных инвесторов на этап коммерческой разработки не сообщалось. Многие компании, напротив, отказались от продолжения участия в проектах. В частности, все иностранные инвесторы, принимавшие участие в проектах по освоению сланцевого газа, отказались от продолжения участия и не проявляли интереса к последовавшим тендерам.

Общая площадь лицензионных блоков на нефть и газ в Китае сокращается в первую очередь по причине отказа государственных нефтегазовых компаний от наименее перспективных площадок, которые им ранее достались в результате государственного распределения.

Одновременно в Китае увеличиваются мощности газовой генерации. В первом полугодии в Китае было введено в эксплуатацию 7,5 ГВт новых мощностей газовой генерации. Совокупная мощность газовых ТЭС в Китае достигла 133 ГВт. Регионом, в котором был введен наибольший объем мощностей газовой генерации, стала провинция Гуандун (58%), за ней следуют Аньхой (24,1%), Сычуань (9,4%), Шаньдун (7,4%) и Хубэй (1%).

По итогам 2023 года объем установленных мощностей газовой генерации в Китае составил 125,6 ГВт, доля газовых электростанций в генерирующих мощностях – 4,3%. Потребление природного газа в сфере выработки тепла и генерации электроэнергии составило около 80 млрд куб. м. 80% газовых электростанций сосредоточено в трех регионах: провинция Гуандун; Шанхайский регион (г. Шанхай, провинции Цзянсу и Чжэцзян); столичный регион (гг. Пекин, Тяньцзинь, провинция Хэбэй).

Показатели первого полугодия свидетельствуют об ускорении темпов роста мощностей газовой генерации в Китае. За весь 2023 год в эксплуатацию было введено 10,3 ГВт мощностей газовой генерации. Ожидается, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе именно сектор газовой генерации может стать главным драйвером спроса на природный газ в Китае. В Институте энергетических исследований при Государственной электросетевой корпорации Китая ожидают, что к 2030 году объем установленных мощностей газовой генерации вырастет до 220 ГВт, к 2045-му – до 290 ГВт, к 2060 году – до 300 ГВт.

Углеродные цели

В Китае реализуется политика по достижению двух углеродных целей – «достижению пика углеродных выбросов» к 2030 году и «углеродной нейтральности» к 2060 году. Согласно официальному докладу Государственного энергетического управления КНР, природный газ – это «важная составляющая выполнения задач по стремлению к «углеродной нейтральности» в Китае. Мощности газовой генерации могут стать для Китая важным инструментом для сглаживания пиковой нагрузки на энергосети и неравномерностей в режиме генерации на возобновляемых источниках энергии.

Это говорит о хороших перспективах роста газового экспорта из России в Китай. Принято сравнивать поставки трубопроводного газа в КНР из России и Туркменистана. Однако у этих стран совершенно разные параметры сотрудничества. Туркменистан предоставил китайским компаниям право добывать газ на своей территории. Трубопровод строили китайские фирмы из китайских труб и оборудования. Деньги на реализацию проекта предоставили китайские банки. В свою очередь, «Силу Сибири» строили российские компании из российских труб и оборудования. Газ на месторождениях в Якутии и Иркутской области, который наполняет этот газопровод, добывает «Газпром», а не китайские компании. Именно поэтому китайцам легче договориться о цене газа с Туркменистаном, так как значительная часть денег остается в Китае.

Если говорить о перспективах поставок российского СПГ на азиатский рынок, то здесь кроме Китая представляет большой интерес Вьетнам. Во Вьетнаме продолжается реформа рынка энергетики, направленная в том числе на сокращение доли угля в генерации. Правительство страны представило два новых законопроекта – о развитии электростанций, работающих на природном газе собственной добычи и импортируемом СПГ и о прямых закупках электроэнергии с объектов генерации на ВИЭ. Предполагается разрешить увеличивать цену на электроэнергию в зависимости от стоимости газа. Для новых газовых электростанций предлагается в период до 2030 года гарантировать минимальный отбор электроэнергии по долгосрочным контрактам на уровне 70%, что позволит окупить инвестиции в проекты. Новый законопроект также позволяет теперь крупным потребителям электроэнергии заключать прямые соглашения о закупках электроэнергии с проектов генерации с помощью ВИЭ. Ранее покупать электроэнергию разрешалось только у государственного электросетевого монополиста. Низкие внутренние цены на газ сдерживали развитие вьетнамского газового рынка. Возможность увязывать внутренние цены с мировыми позволит увеличить потребление газа. 

* * *

Комментарий редакции «НГ-Энергия»

С точки зрения одного из ведущих немецких аналитических центров – берлинского фонда «Наука и политика» (SWP) для России экономическое сотрудничество становится «жизненно важным». При этом отмечается, с одной стороны, увеличение торгового оборота между двумя странами, а с другой – сокращение и без того небольших китайских инвестиций в российскую экономику с момента начала СВО. По данным российского ЦБ, с начала СВО объем прямых иностранных инвестиций в Россию сократился на треть. С 640 млрд долл. в конце 2021 года до 402 млрд долл. на март 2023 года. И это несмотря на усилия властей на ограничения репараций капвложений иностранных компаний. С 2024 года ЦБ не публикует данных об иностранных инвестициях в РФ с разбивкой по странам, поэтому все рассуждения на этот счет носят экспертно-аналитический характер. Вместе с тем следует учитывать, что до последнего времени прямые иностранные инвестиции иностранного капитала в Россию представляли собой инвестиции российского капитала, осуществленные через третьи страны.

Между тем в 2023–2024 годах отмечался рост прямых инвестиций в российскую экономику из стран Центральной Азии (в 2023 году в пределах 4 млрд долл.). Это в 4 раза больше, чем в 2021 году, и позволяет предположить, что за вывеской центральноазиатских инвестиций могли скрываться капиталовложения других стран. Российские источники называют среди прямых инвесторов после начала СВО компании стран Ближнего Востока (Турция, ОАЭ, Оман), стран СНГ, включая Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию, а также азиатские страны, среди которых называют КНР и Гонконг. В Россию с инвестициями в последние два года начинают приходит страны БРИКС, в том числе Индия и Бразилия.

С точки зрения немецкого фонда основой или хребтом сотрудничества Китая и России являются углеводородные энергоносители, но при всем при этом у России отсутствует для поддержания этой зависимости необходимая инфраструктура. Возможно, поэтому в ходе майского визита российского президента Владимира Путина в КНР стороны договорились, как сообщается в коммюнике о встрече лидеров двух государств, «на рыночной основе развивать сотрудничество в ТЭК, создавая условия для беспрепятственной транспортировки энергоресурсов».

Обращает на себя внимание и совместное заявление лидеров РФ и КНР. «Продолжать укреплять российско-китайское стратегическое партнерство в энергетической сфере, осуществлять его развитие на высоком уровне в интересах обеспечения экономической и энергетической безопасности двух стран. Стремиться к стабильности и устойчивости глобального энергетического рынка, упрочению производственно-сбытовых цепочек в топливно-энергетическом комплексе», – говорится в документе. Также Россия и Китай намерены «развивать на рыночной основе сотрудничество в области нефти, природного газа, сжиженного природного газа, угля и электроэнергии, обеспечивать стабильное функционирование соответствующей трансграничной инфраструктуры и создание условий для беспрепятственной транспортировки энергоресурсов. «Оказывать содействие крупным совместным энергетическим проектам, реализуемым предприятиями России и Китая, а также углублять взаимодействие в таких перспективных областях, как возобновляемые источники энергии, водородная энергетика и рынки углеродных единиц», – отмечается в заявлении.

В 2024 году Россия стала крупнейшим поставщиком природного газа в Китай, опередив Туркменистан. Но для закрепления успеха обеим странам необходимы крупномасштабные проекты.

Такой проект уже давно существует, и переговоры по нему ведутся уже пять лет. Но к его реализации пока приступить никак не могут. Речь идет о проекте «Сила Сибири – 2». Это проект поставки российского газа через территорию Монголии в Синьцзян-Уйгурский регион Китая. Первоначальные сроки старательства планировались на 2021 год, но позднее были перенесены на 2024-й. Возможно, что активизация контактов между Россией и Китаем на разных уровнях в последние месяцы сдвинет этот важнейший для России проект с мертвой точки.

Однако переговоры по строительству газопровода «Сила Сибири – 2» могут и растянуться еще на долгое время, сообщил в беседе с «Лентой. ру» независимый эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов.

Ранее газета Financial Times со ссылкой на источники сообщила, что переговоры между российским холдингом «Газпром» и китайским нефтегазовым концерном CNPC о «Силе Сибири – 2» зашли в тупик на фоне стремления КНР приобретать топливо по этому маршруту по ценам, приближенным к внутрироссийским.

По прогнозу Владимира Демидова, трубу построят, но она может быть не полностью загружена, а ключевым покупателем на первых этапах может стать не Китай, а Монголия. «Да, основной вопрос на переговорах – это цена. Естественно, Россия продает ресурсы на Восток дешевле, чем в Европу, но в данной ситуации Financial Times утверждают, что Китай хочет получать по внутрироссийским ценам, что, конечно, выкручивание рук. Я думаю, что это одна из основных причин, почему пуск трубы переносился, и я думаю, что это одна из основных причин, почему в маршрут была включена Монголия, потому что Монголия – это растущий рынок, где основным потребителем является добывающая промышленность. Я думаю, что Монголия, возможно, на каком-то этапе будет приоритетом № 1 по поставке по данной трубе», – поделился эксперт.


Читайте также


Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
2498
Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
3906
От Москвы до самого Китая

От Москвы до самого Китая

Виктор Леонидов

Он возвращал на родину литературное наследие эмигрантов второй волны

0
1468
Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Михаил Сергеев

Российский флот проводит учения в Ла-Манше, через который проходят подсанкционные танкеры

0
4159

Другие новости