0
2928
Газета Печатная версия

09.09.2024 16:36:00

Брюссель использовал Киев для давления на Венгрию и Словакию

Странам, несогласным с политикой ЕС, перекрывают доступ к российской нефти

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Дипломатической академии МИД России.

Тэги: ес, европа, украина, словакия, венгрия, энергетика, нефть, политика, санкции, экономика, газ


ес, европа, украина, словакия, венгрия, энергетика, нефть, политика, санкции, экономика, газ Крупнейшая в мире система нефтепроводов, построенная в 1960 году, все еще снабжает Европу российской (и не только российской) нефтью. Фото Reuters

В июне 2024 года Украина приняла решение ввести санкции в отношении российской компании ЛУКОЙЛ, которая поставляет нефть в Венгрию и Словакию. Решение Киева привело к тому, что в июле поставки компании по нефтепроводу «Дружба» были прекращены, а Будапешт и Братислава стали искать пути решения данного вопроса. После переговоров в середине августа поставки возобновились, однако, как отмечал глава МИД Венгрии Петер Сийярто, «временное решение нашли, но оно будет действовать до сентября».

Киев не конкретизировал, в чем заключаются санкции в отношении российской компании ЛУКОЙЛ. По всей видимости, санкции свелись к прекращению транзита нефти, что, по мнению украинской стороны, должно нанести ущерб российской компании. Однако проблемы возникли у европейских государств, которые прочно завязаны на получение углеводородного сырья из России. Например, Венгрия покрывает потребности в нефти за счет импорта из России на 65–70%. При таком уровне зависимости отсутствие импорта российских углеводородов может иметь негативные последствия для венгерской экономики.

Поставки российской нефти в Венгрию и Словакию осуществляются в рамках соглашения, которое было подписано в 2019 году. Компания из Венгрии «MOL» получает по южной нитке магистральных нефтепроводов (МНП) «Дружба» от ЛУКОЙЛ около 2 млн т нефти в год. Затем сырье направляется на нефтеперерабатывающие заводы: в Венгрии (мощность 8,1 млн т/год) и «Словнафт» в Словакии (мощность 5,5 млн т/год). Согласно подписанному контракту, в течение 5 лет, до 2024 года включительно, поставки российской нефти должны составлять около 4 млн т в год. Соответственно для Венгрии и Словакии решение украинской стороны оказалось болезненным, поскольку экономики этих стран зависят от поставок российской нефти. При этом Киев ввел санкции в отношении компании ЛУКОЙЛ, доля которой в поставках в Венгрию и Словакию достигает примерно 40% из всего объема поставляемой российской нефти.

Венгрия и Словакия попытались решить вопрос через ЕС, призвав Брюссель повлиять на Киев. Представители двух стран указывали, что страна – кандидат в ЕС своими действиями несет угрозу энергетической безопасности для отдельных европейских государств. Однако данный аргумент, как и призывы оказать на Киев давление и заставить его отменить свое решение, не принесли результата. Более того, Европейская комиссия не только не поддержала Венгрию и Словакию, но и фактически встала на сторону украинских властей. ЕС призвал две страны самостоятельно решать вопрос с поставками нефти, сделав ставку на поиск альтернативных источников. В Еврокомиссии заявили, что «энергобезопасности Венгрии и Словакии ничего не угрожает».

Подобная позиция ЕС дала Венгрии и Словакии повод усматривать политический подтекст в решении украинской стороны. Причиной запрета на прокачку российской нефти в Венгрии и Словакии назвали политику Брюсселя, который, действуя через Киев, решил воздействовать на Будапешт и Братиславу. Позиции этих стран по Украине давно уже вызывают недовольство в ЕС, который ищет разные пути, чтобы оказать на них давление и заставить следовать в русле общей антироссийской политики. В этом контексте санкции Украины в отношении ЛУКОЙЛ оказались для Брюсселя очень кстати, поскольку ударили по наиболее чувствительной отрасли европейских государств.

Противоречивый курс ЕС

Следует отметить, что санкции ЕС, применяемые с 2022 года, неизменно затрагивали энергетическую сферу: продажу, поставку, передачу или экспорт, прямо или косвенно, товаров и технологий, пригодных для использования в нефтепереработке, а также вопросы, связанные с добычей или поставками российских углеводородов. Хотя первый пакет санкций был принят за день до начала СВО и не имел явного энергетического значения. Ситуация изменилась при принятии второго пакета санкций ЕС, который рассчитывал сразу же нанести сильный удар по российскому нефтяному сектору и сделать невозможным для России модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. Брюссель исходил из того, что меры, вводимые против российской энергетики, дадут быстрый эффект и заставят российское руководство пойти на политические и экономические уступки. Соответственно санкционный период против российских углеводородов должен был длиться непродолжительное время.

Первые пакеты санкций принимались при полном единодушии стран – членов ЕС, демонстрации приверженности общим принципам, которые продвигал Брюссель. В странах ЕС признавали, что вводимые санкции, направленные на усиление суверенитета в сфере энергетики, не должны мешать экономическому взаимодействию. Подобная двойственность в позиции ЕС была обусловлена выгодными условиями поставок российских углеводородных ресурсов на европейский рынок. И в то же время ни одна из европейских стран не оспаривала вводимые санкции против России, в частности против поставок углеводородных ресурсов.

Однако, несмотря на показное единство, разногласия относительно оценок эффективности применяемых против России мер и содержания санкций стали проявляться практически сразу. Подобные подходы определялись степенью зависимости европейских стран от поставок сырья из России, что четко отражали публичные заявления их руководителей.

По мере нарастания конфликта в Украине и обострения отношений между Россией и коллективным Западом менялась и санкционная политика ЕС. Уже на третьем и четвертом пакетах санкций против России становилось очевидным, что внутри ЕС сталкиваются разные подходы в отношении российских углеводородов. Противоречия касались вопросов, связанных с эмбарго на российскую нефть и газ. Все отчетливее проявлялось отсутствие единой поддержки санкционного курса со стороны стран – членов ЕС, тем самым препятствуя введению полного эмбарго на российский импорт нефти и газа.

После февраля 2022 года сформировалась группа стран, которые выступали против введения жестких ограничений на поставки российских нефти и газа на европейские рынки. В число этих государств входили Венгрия, Германия, Словакия и Болгария, которые сильно зависели от поставок из России. Однако единство подобной «коалиции» продержалось недолго. Уже в середине того же года Германия, которая до этого решительно выступала против запрета на поставки российских нефти, газа и угля, изменила свою позицию. При том, что промышленность страны сильно зависела от импорта российских нефти и газа, получая конкурентные преимущества на мировых рынках.

Подобное изменение политики Германии было продиктовано нарастанием противоречий между Западом и Россией, а также давлением со стороны США. Американская администрация оказывала сильный нажим на европейские страны и в целом ЕС, требуя от них ужесточения позиции, принятия все новых санкционных пакетов.

В отличие от Брюсселя, для которого экономические потери отдельных государств-членов были неинтересны, национальные правительства отдельных государств проявляли беспокойство относительно возможного прекращения поставок углеводородных ресурсов. К числу таких стран относились Венгрия и Словакия, которые выражали несогласие с курсом ЕС. Тем не менее, будучи членами ЕС, Венгрия и Словакия не могли создать препятствия на пути политики Брюсселя. Тем более что обострение отношений с Россией и накачка вооружениями Киева создавали фон для принятия все новых санкционных пакетов.

Некоторые компромиссные решения пробивали себе дорогу. Однако они в большей степени исходили из того, что санкционная политика нанесет урон России. Так, шестой пакет санкций можно было назвать компромиссным, он предполагал введение эмбарго на покупку, импорт или передачу сырой нефти и некоторых нефтепродуктов из России в ЕС, но при этом предоставлял исключения для государств-членов, имеющих «особую зависимость от России по трубопроводам». Учитывая географическое положение Болгарии, было согласовано специальное временное отступление до конца 2024 года, которое позволяло ей продолжать импортировать сырую нефть и нефтепродукты морским транспортом.

Усилия ЕС, направленные на ограничения для России экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в другие страны мира, не оказали существенного влияния на энергетический сектор России. В конце 2022 года стало очевидно, что российские поставки, в отношении которых были введены ограничения со стороны ЕС, переориентировались на другие географические направления. Однако санкционная политика Брюсселя демонстрировала преемственность, несмотря на негативные последствия для промышленности европейских стран и возросшие риски для энергетической безопасности. Призывы, в частности Венгрии, изменить подходы к отношениям с Россией не давали результата. Более того, позиция венгерского руководства со временем стала негативно восприниматься в Брюсселе, который вместе с США многократно расширил поставки вооружений и разрабатывал планы по долгосрочной поддержке Киева в борьбе против России.

В итоге можно говорить о том, что санкции ЕС против энергетического сектора России, направленные на подрыв ее экономики, не дали своего результата. Амбициозные цели ЕС, направленные на усиление энергетического суверенитета и снижения зависимости от импорта российских нефти, газа и угля, вошли в противоречие с интересами отдельных стран – членов объединения. В итоге ограничения на поставки российских углеводородов нанесли удар по европейской экономике, которая в последний год адаптировалась к новым экономическим условиям и геополитическим реалиям.

Венгрия и Словакия борются за российские углеводороды

Попытки Венгрии и Словакии разблокировать поставки российской нефти, экспортируемой ЛУКОЙЛ, ни к чему не привели. Не дали результата политическое давление на Киев, а также угрозы прекратить подачу в Украину топлива и электроэнергии. Демонстративное самоустранение ЕС от конфликта между Киевом и двумя европейскими странами – членами объединения фактически вынудило Братиславу и Будапешт сделать ряд резких заявлений в сторону Брюсселя. Так, глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что «Украина из Брюсселя получила указание прекратить транзит нефти ЛУКОЙЛ».

Раздражение в двух европейских странах, которые столкнулись с действиями Киева, вызывает факт продолжающегося взаимодействия России и ЕС в энергетической сфере. Несмотря на антироссийские санкции и проведение специальной военной операции (СВО), поставки энергетических ресурсов из России на европейский рынок отличаются завидной стабильностью. Это касается как поставок нефти, так и экспорта газа. С одной стороны, в последние годы ЕС последовательно сокращал закупки объемов российского газа, заменяя его альтернативными поставками и снижая собственное потребление. Однако в 2024 году поставки российского газа через украинскую территорию продолжались, хотя и в меньшем объеме. Транзит ресурсов не остановили даже события, которые произошли в августе текущего года в Курской области, когда Вооруженные силы Украины вторглись на территорию Российской Федерации.

На этом фоне прекращение поставок нефти из России в Венгрию и Словакию выглядело демонстративным шагом, направленным против конкретных европейских государств. Тем более что еще в декабре 2023 года ЕС ввел запрет на импорт российской нефти морем. При этом было сделано исключение для поставок углеводородного сырья как раз по нефтепроводу «Дружба», транзит по которому имеет для Венгрии и Словакии огромное значение. Импорт нефти осуществляет венгерская компания «MOL», которая поставляет ее на нефтеперерабатывающие заводы двух государств.

Действия Киева выглядят тем более нелогично и абсурдно, если учитывать, что Венгрия и Словакия являются крупнейшими поставщиками электроэнергии в Украину, а также осуществляют экспорт нефтепродуктов, которые производятся на НПЗ, работающих на поставках нефти из России.

В итоге было найдено временное решение до сентября, которое позволило возобновить поставки нефти. Так, в июле российская компания «Татнефть» нарастила поставки нефти на НПЗ в Словакии и Венгрии. В каждую страну было поставлено по 330 тыс. т нефти. В результате компания обеспечила около 77% российского экспорта нефти в Венгрию и более 90% – в Словакию. Оставшиеся объемы поставок нефти в Словакию осуществляла компания «Русснефть». Однако возобновление поставок другой российской компанией не давало уверенности в их стабильности. Как отмечал глава МИД Венгрии Петер Сийярто, «страна может столкнуться с дефицитом нефти для НПЗ». В этом же духе высказался и премьер-министр Словакии Роберт Фицо, отметивший, что НПЗ «Словнафт» «остановит поставки в Украину дизельного топлива, которым пользуются и ВСУ, если вопрос с транзитом нефти ЛУКОЙЛ не решат в ближайшее время».

Формально действия Киева были продиктованы стремлением ограничить поставки российских углеводородов и нанести ущерб России, в частности одной из нефтяных компаний, в подходах Киева просматривается политическая составляющая. В последние годы Венгрия и Словакия выступают оппонентами жесткому курсу ЕС в отношении России, не поддерживая однозначно антироссийские санкции. В этом контексте прекращение транзита нефти в страны, занимающие неудобные для ЕС позиции, можно рассматривать в качестве попытки использовать Киев в процессах, которые происходят внутри Европейского союза. Не случайно глава венгерского МИД отмечал, что «для сферы энергетической безопасности характерно лицемерие: за кулисами происходит «теснейшее сотрудничество между ЕС и Россией».

Европа проявляет гибкость

При этом летом 2024 года стал обсуждаться вопрос о том, будет ли продлеваться контракт на поставку российского газа через территорию Украины. Его срок истекает в декабре текущего года. За последние два года физические объемы поставок российского газа в Европу сократились весьма существенно. В то же время экспорт из России продолжается, и ЕС, несмотря на заявления украинской стороны не продлевать транзит российского газа через свою территорию, выражает заинтересованность в сохранении экспорта.

Основной причиной, которая вынуждает Брюссель выступать за сохранение транзита газа через украинскую территорию, является отсутствие физических объемов газа, которыми Европа могла бы заменить сокращение импорта из России. Несмотря на громкие заявления, Европа пока не смогла найти надежные источники поставок газа, которые заменили бы поставки из России. В отличие от нефти, позиция ЕС по газу отличается гибкостью. Это связано с возросшей угрозой дефицита газа для европейских государств, а также с ограниченными поставками СПГ. Очевидно, что при неблагоприятной ситуации на европейском газовом рынке Брюссель потребует от украинской стороны продлить действующий контракт.

Прекращение поставок российской нефти и непредсказуемая политика Украины усилила заинтересованность Венгрии и Словакии найти альтернативные решения, которые повысили бы надежность транзита. Однако в силу географического положения этих стран и антироссийского курса ЕС вариантов немного. Одним из путей решения проблемы, о котором говорили представители двух европейских государств, мог бы стать перенос места передачи российской нефти. И начиная с восточной границы Украины нефть принадлежала уже Венгрии и Словакии. То есть речь идет о формальной смене собственника. Так, венгерская компания «MOL» предложила забирать нефть, которая поставляется по нефтепроводу на границе с Россией. Компания выразила готовность оплачивать разницу в стоимости. В этом случае венгерская сторона согласилась брать на себя значительные риски, поскольку нужно будет обеспечить доставку по украинской территории. Однако обсуждение подобного варианта говорит о том, что Венгрия готова пойти на такой шаг, лишь бы обеспечить доставку необходимого объема углеводородных ресурсов. Свой ответ должна дать украинская сторона, и не исключено, что Киев попытается использовать энергетический фактор, чтобы нажать на несговорчивых членов ЕС.

Одним из путей решения проблемы могли бы стать поставки нефти через Хорватию. Однако в Венгрии и Словакии не считают хорватский маршрут надежным из-за высокой платы за транзит, которая значительно превышает уровень, существующий на европейском рынке. Поиски свободной нефти также сопряжены с трудностями. Нужно подобрать необходимый сорт нефти, который подходил бы для НПЗ Венгрии. Стоимость ее изначально была бы выше российской. Тем более что поставки российской нефти запрещены санкциями. Прокачка нефти по территории Хорватии требует дополнительных расходов. Соответственно Венгрия и Словакия рассчитывают на возобновление транзита по «Дружбе». В противном случае страны могут столкнуться с отсутствием необходимой электроэнергии.

Инструментов воздействия на Киев у Венгрии и Словакии немного. Киев, который прочно сидит на финансировании западных государств, проигнорировал транзитные доходы, которые получал бюджет Украины. Вряд ли своего эффекта дали бы заявления Венгрии о блокировании выделения 6,5 млрд евро из Европейского фонда мира в качестве компенсации странам ЕС за поставки оружия Украине, пока Киев не решит вопрос с транзитом российской нефти. Украинское руководство давно уже несамостоятельно в своей политике и вряд ли решилось бы на прекращение транзита российской нефти, не получив поддержку со стороны Брюсселя.

Таким образом, российская нефть, ее поставки в Венгрию и Словакию стали инструментом борьбы внутри ЕС. Брюсселю важно демонстрировать единство среди своих членов, даже если оно достигается за счет экономических потерь отдельных государств – членов Европейского союза. 


Читайте также


Статистика в сфере социального ухода в РФ все еще недостоверна

Статистика в сфере социального ухода в РФ все еще недостоверна

Михаил Сергеев

Зарплатные стимулы в новой системе обслуживания оказались отрицательными

0
523
России требуется десятилетка трехпроцентного экономического роста

России требуется десятилетка трехпроцентного экономического роста

Анастасия Башкатова

Урезание социальных расходов больше не сможет рассматриваться как панацея для сбалансированного бюджета

0
768
Парламентской оппозиции показывают коридорчик в Госдуму-2026

Парламентской оппозиции показывают коридорчик в Госдуму-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К региональным выборам 2025 года власть может ужесточить для партий условия системности

0
528
В Кремле назвали провокационным заявление главы украинского МИД Андрея Сибиги

В Кремле назвали провокационным заявление главы украинского МИД Андрея Сибиги

0
412

Другие новости