0
47193
Газета Печатная версия

13.05.2024 17:53:00

Евросоюз планирует отказаться от российского СПГ

Мировой рынок ждет изменение географии поставок

Тэги: ес, энергетическая безопасность, импорт, российские спг, антироссийские санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

ес, энергетическая безопасность, импорт, российские спг, антироссийские санкции Закупки Европой сжиженного природного газа в России в марте 2024 года установили рекорд – 2,15 млрд куб. м. Фото Reuters

В 14-м пакете антироссийских санкций, который готовится в Брюсселе, планируется включение запрета на поставки из России сжиженного природного газа (СПГ). «Принятие 14-го пакета санкций – это один из самых важных шагов. Мы намерены включить запрет на импорт сжиженного природного газа», – сказал министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем. В Европарламенте называют уже срок принятия очередного пакета санкций – начало июня. Такую точку зрения распространяет депутат Европарламента от Чехии Томаш Здеховски.

Ранее в Еврокомиссии заявили, что существуют трудности в согласовании очередного пакета ограничительных мер. Уточнялось, что новые санкции будут направлены на борьбу с обходом уже введенных ограничений.

Потребление природного газа Европой сейчас составляет порядка 400 млрд куб. м в год. В 2023 году импорт СПГ в Евросоюз составил 132,646 млрд куб. м. Из США в регион было поставлено 62,387 млрд куб. м, из России – 17,688 млрд куб. м. Поставки из России немного снизились по сравнению с 2022 годом (18,553 млрд куб. м), из США, напротив, выросли (в 2022-м – 54,831 млрд куб. м).

Более 30% жилых помещений в ЕС обогревается природным газом. По данным статистического ведомства Германии, страна получает трубопроводный газ из Норвегии, Нидерландов и Бельгии. С закрытием в конце апреля Гронингенского месторождения в Нидерландах по геологическим причинам поставки трубопроводного газа в Германию снижаются и возрастает роль СПГ.

Значение импорта

Россия является вторым по величине поставщиком сжиженного природного газа в Европу. В марте 2024 года поставки СПГ из России в Европу установили исторический рекорд, достигнув 2,15 млрд куб. м, сообщал ранее интернет-портал ИнфоТЭК. Первое место удерживают США с объемом 5,151 млрд куб. м. Из Африки регион в марте этого года получил 1,328 млрд куб. м газа, с Ближнего Востока – 1,085 млрд куб. м.

Независимый эксперт Александр Собко не считает, что отказ от импорта СПГ из России приведет к серьезному удорожанию газа для импортеров, основные расходы придутся на «Новатэк». При этом сам запрет поставок будет означать грядущее перераспределение рынков.

«Так как рынок СПГ с минимальными оговорками уже является глобальным, в чем-то аналогичным нефтяному, то запрет импорта российского СПГ приведет лишь к перераспределению направлений экспорта и импорта. «Новатэк» будет поставлять больше СПГ в АТР, а ЕС получит больше СПГ от прочих участников рынка, которые, в свою очередь, в таком случае снизят свои отгрузки в Азию», – отметил он ИнфоТЭК.

При этом, по его мнению, неоптимальные пути доставки неминуемо приведут к удорожанию логистики, на которое будут влиять сразу два фактора: удлинение транспортных маршрутов и дефицит газовозов на спотовом рынке, сопровождающийся ростом цен на фрахт.

«В большей степени дополнительные расходы, конечно, почувствует сам «Новатэк», в меньшей степени небольшое подорожание СПГ ощутят на себе все прочие импортеры, в том числе и европейские. Так как «Ямал СПГ» не находится под санкциями, то «Новатэк» вполне может найти на рынке дополнительные газовозы. Кроме того, наступает летний период, когда и без всяких запретов на импорт СПГ в ЕС традиционно большая доля СПГ отправлялась в Азию с использованием Северного морского пути. Это также упростит перестройку логистики экспорта российского СПГ с Ямала, если это действительно будет необходимо», – считает Собко.

По данным аналитиков Bruegel, в Евросоюзе наметился рост импорта сжиженного природного газа из России. В первые два месяца 2024 года страны Евросоюза получили из РФ 3,741 млрд куб. м против 3,464 млрд куб. м за аналогичный период прошлого года, отмечает ИнфоТЭК.

Трубопроводные поставки газа из России в Европу в 2023 году составили порядка 10% от общего импорта газа в регион, с учетом сжиженного природного газа эта доля достигла порядка 15%, следует из данных европейской сети операторов ENTSOG. Однако это связано не с ростом физических поставок, а с общим падением спроса и импорта природного газа в Евросоюзе.

В первом квартале 2024 года тенденция к сокращению импорта сохранилась. Так, по данным Bruegel, за первые 13 недель 2024 года было импортировано 75,778 млрд куб. м. За тот же период 2023-го – 78,1 млрд куб. м.

ЕС по-прежнему нуждается в российском СПГ, чтобы избежать энергетического шока, пишет газета Financial Times. Призывы отказаться от этого газа вызывают недовольство у читателей издания. Комментаторы убеждены: политики занимаются членовредительством.

Энергетический регулятор ЕС предупредил, что, для того чтобы избежать энергетического шока, блоку по-прежнему необходимо импортировать сжиженный природный газ из России – вопреки стремлению некоторых членов запретить закупки топлива из Москвы.

Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики (ACER) недавно заявило, что к попыткам ограничить рекордный импорт российского СПГ в Европу следует подходить «с осторожностью», поскольку поставки трубопроводного газа из страны к концу года упадут. «К сокращению российского импорта СПГ следует подходить поэтапно», – заявило ведомство в докладе, подчеркнув, что ЕС трудно нащупать баланс между энергетической безопасностью и стремлением ударить по российским финансам, максимально сократив закупки. Ведомство внимательно отслеживает неблагоприятные события на энергетическом рынке Европы и играет ведущую роль в координации национальных надзорных органов.

Хотя с началом полномасштабной операции Кремля в Украине в 2022 году ЕС удалось заменить российский трубопроводный газ на СПГ, глобальный газовый рынок по-прежнему находится в состоянии напряжения. Энергетические рынки в этом году нестабильны на фоне страхов эскалации войны Израиля с ХАМАС и возможной конфронтации с Ираном, хотя на сегодняшний день рост цен на нефть и газ оказался относительно сдержанным.

Со временем ЕС значительно смягчил свой отказ от российского трубопроводного газа за счет наращивания закупок СПГ – как у самой Москвы, так и у других поставщиков.

Financial Times приводит несколько иные данные о роли России в газоснабжении Старого Света. Россия на сегодняшний момент – второй по величине поставщик СПГ в Европу после США с долей импорта в 16%. По данным Kpler, в прошлом году страны ЕС приобрели 15,5 млн т российского СПГ – почти на 40% больше, чем в 2021 году.

Дипломаты ЕС говорят, что Швеция, Финляндия и Прибалтика требуют немедленного и полного запрета российского СПГ. Однако этот шаг потребует единогласия. Должностные лица заинтересованных государств намерены продавливать этот план в Европейской комиссии. «Это принципиальный вопрос для стран Балтийского региона», – сказал один участвовавший в переговорах дипломат.

Российское топливо завозится такими странами, как Франция, Испания и Бельгия, а часть его продается в Германию и соседние государства Центральной Европы, которые пытаются снизить затраты на электроэнергию для промышленности.

Надзорный орган ЕС также выразил тревогу, что отдельные государства-члены могут воспользоваться новыми полномочиями и временно ограничить поставки газа, включая СПГ, из России и Белоруссии. Отмечается, что такие шаги чреваты нарушением долгосрочных контрактов на поставку, заключенным с Москвой до начала спецоперации в Украине в 2022 году. Нарушение таких контрактов может привести к огромным штрафам для европейских компаний.

5-14-2480.jpg
В ЕС опасаются, что санкции
против «Ямал СПГ» взвинтят цены на газ. 
Фото с сайта www.novatek.ru
Новые полномочия получили поддержку Европейского парламента, но все еще требуют окончательного одобрения со стороны государств-членов.

Надзорный орган подчеркнул, что без трубопроводных поставок из России через Украину в этом году ЕС лишится 13,6 млрд куб. м, или примерно 4% от прошлогоднего потребления. Контракт на транзит через Украину истекает в этом году. После этого для доставки российского газа останется лишь единственный трубопроводный маршрут по дну Черного моря в Турцию и Болгарию.

В целом европейский импорт газа из России упал примерно на две трети по сравнению с уровнем до начала конфликта – даже несмотря на сдвиг поставок в сторону СПГ. Чиновники ЕС призвали европейские компании по возможности избегать российского СПГ, поскольку хранилища заполнены до рекордной отметки, а цены упали с пика, пришедшегося на начало российской спецоперации.

Ранее ЕС запретил импорт российских нефти и угля, а комиссия предложила свернуть весь импорт ископаемого топлива из России к 2027 году. Подчеркнув сложность полного отказа от российского СПГ к этой дате, надзорный орган отметил, что перераспределение поставок осложняется так называемыми «положениями о пункте назначения» – фактическими запретами на реэкспорт.

В таких случаях, отмечают регуляторы, «для достижения соглашения потребуется больше времени, даже если поставить целью 2027 год».

Позиция малых стран ЕС

Еще один признак потенциальной напряженности внутри ЕС по вопросу энергетической безопасности – предостережение Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии, что из-за немецкого налога на транспортировку газа им, возможно, придется нарастить импорт из России.

В принципе на сегодня крупнейшими покупателями именно российского СПГ после Китая являются Испания и Бельгия. Эти приморские европейские страны принимают суда, перевозящие сжиженный природный газ. За первые семь месяцев 2023 года на Испанию пришлось 18% от общего объема российских продаж, на Бельгию – 17%. Среди других значимых импортеров – Франция и Нидерланды, через инфраструктуру которых российский газ поступает в другие страны Европы.

Сейчас Еврокомиссия воплощает план REPowerEU, принятый в мае 2022 года в ответ на начало проведения СВО в Украине. Его главная цель – избавить Евросоюз от зависимости от российского ископаемого топлива – нефти, газа, угля.

В тот момент ЕС уже воспринимал эти ресурсы как «экономическое и политическое оружие», предмет шантажа со стороны Москвы. Основное опасение заключалось в том, что Россия под давлением европейских санкций резко перекроет свои поставки газа на континент.

Ожидается, что к 2027 году меры REPowerEU помогут Европе полностью отказаться от российских поставок. Почему же на практике оказалось, что это невозможно сделать так быстро?

Большая часть российского СПГ в Европу поступает с завода «Ямал СПГ» на северо-западе Сибири (его контрольный пакет акций принадлежит «Новатэку»; в сентябре США ввели санкции против нескольких структур компании, связанных с производством СПГ). Всего в 2022 году в Европу было направлено более 16 млн т ямальского СПГ – это более 75% от годового объема производства предприятия.

Небольшие объемы СПГ в страны Европы идут из Ленинградской области – с заводов «Криогаз-Высоцк» (совместный проект «Новатэка» и «Газпромбанка») и «Газпром СПГ Портовая».

В некоторые месяцы после начала СВО в Украине объем импорта СПГ из России превышал максимальный с начала 2020 года. Так, пиковые значения, по данным аналитического центра Bruegel, приходились, например, на март этого года (1,987 млн куб. м) и ноябрь (1,851 млн куб. м) 2022 года. Для сравнения: в марте 2021 года Европа импортировала 1,579 млн куб. м российского СПГ, в ноябре того же года – 1,186 млн куб. м.

Европейские санкции резко сократили импорт российской нефти и ввели запрет на импорт всех видов угля, но не затронули СПГ. Сейчас в ЕС действует запрет на импорт российской сырой нефти, поставляемой морем, а также эмбарго на нефтепродукты. Поставки газа под санкции не попали.

С точки зрения Комиссии ЕС, «односторонние национальные меры в форме экспортных ограничений или сборов на пограничных пунктах ставят под угрозу энергетическую солидарность». Она отказалась комментировать, намерена ли возбуждать судебное разбирательство против Германии по ходатайству Австрии. При этом следует учитывать, что ряд стран ЕС пользуется исключениями для приобретения российского трубопроводного газа, который, как известно, поступает через Украину. Попытки нарастить объемы газовых хранилищ в Украине для облегчения полного отказа от российского газа можно считать после многочисленных атак на украинскую инфраструктуру провалившимися.

Мировой спрос и предложение останутся неизменными, поскольку не зависят от «позиции» ЕС насчет поставщиков. Торговые маршруты могут сдвинуться, это повлечет за собой небольшой рост на переходном этапе, но существенно ничего не изменится.

Перспективы отказа

Аналитики BBC сомневаются, что Европе удастся ввести ограничения на экспорт российского СПГ. Резкий отказ от него после сокращения трубопроводных поставок неминуемо приведет Евросоюз к очередному энергетическому шоку. Чтобы избежать дефицита газа, ЕС следует плану REPowerEU. Его шаги предполагают снижение энергозависимости Европы от России. Достичь этой цели можно за счет увеличения импорта СПГ из других стран, а также сокращения объема поставок газа в пользу альтернативной энергетики. Но проблема заключается в том, что инвестировать одновременно в оба этих направления достаточно сложно, отмечает член правления консалтинговой компании по энергетическим вопросам Balesene Андрей Белый. «Или же инвестировать в те альтернативные источники, которые позволяют сократить потребление газа, или же строить новые терминалы, заключать новые долгосрочные контракты и пытаться получить СПГ – для этого нужен спрос. Либо инвестировать в одно, либо в другое. Это очень тяжело сделать одновременно», – считает эксперт. Но будущее СПГ, в частности в Европе, зависит от успехов альтернативной энергетики и вывода энергоемких производств за пределы Европы.

Другая проблема заключается в том, что мировой рынок СПГ в принципе дефицитен, что влечет за собой рост цен. «Европе выгоднее покупать СПГ в России из-за логистики. Это просто дешевле – ввозить СПГ из России, чем из США, поэтому Европа увеличила его импорт», – объясняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

На сегодня мировой рынок СПГ составляет 542 млрд куб. м. Эксперты считают, что мировой рынок сжиженного природного газа, который с начала 2000-х годов планомерно формировался как «гибкая» альтернатива трубопроводному экспорту, ориентированная прежде всего на спот и краткосрочные контракты, на протяжении последних трех лет претерпел значительные изменения.

Начиная с 2020 года на глобальном рынке СПГ наблюдается последовательное снижение доли краткосрочных и спотовых контрактов. При этом общий объем торговли СПГ за это время неизменно рос. Ключевым регионом по импорту сжиженного природного газа на протяжении всего этого периода оставалась Азия. Эта тенденция не изменилась даже из-за пандемии коронавируса в 2020 году. Если в 2020 году на долю Азии приходился 71% (252,83 млн т) от глобального рынка СПГ, то в 2021 году в эту часть света было поставлено уже 73% от всего экспортируемого СПГ.

Примечательно, что этот рост произошел не только относительно объемов «пандемийного» 2020 года, когда из-за локдаунов в целом снизился спрос на энергоносители. Развитие азиатского рынка произошло также на фоне общего увеличения мирового потребления СПГ в 2021 году на 16,2 млн т. Таким образом, в 2020–2021 годах Азия не только осталась ключевым регионом для экспортеров сжиженного природного газа, но даже увеличила свою долю на глобальном рынке на 2%. И это последовательное увеличение общей доли Азии происходило на фоне не менее последовательного снижения общих объемов СПГ, продаваемых на споте и по краткосрочным контрактам. Следствием этого явления будет некоторое снижение цены тонны СПГ на мировых рынках. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
869
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
516
У нас

У нас

0
409
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1233

Другие новости