Солнечные панели в пустыне Атакам. Фото Reuters
Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало в конце мая анализ инвестиционной ситуации в мире World Energy Investment 2023. В нем отмечается, в частности, что впервые мировые инвестиции в солнечную энергетику в 2023 году превзойдут капиталовложения в добычу нефти. В абсолютных показателях ежедневно в 2023 году в мировом разрезе в развитие энергетики на солнечных модулях вкладывается более 1 млрд долл. В годовом разрезе это составит 380 млрд долл. Капиталовложения в добычу нефти МЭА оценивает в 370 млрд долл. Но инвестиции в возобновляемую энергетику растут быстрее в этом году, чем в ископаемую. И утверждается, что расширение солнечной энергетики обошло по объему капиталовложений нефтяную отрасль.
В целом возобновляемые источники энергии (ВИЭ) получат в этом году 1,7 трлн долл. капиталовложений. А в добычу нефти, газа и угля будет вложено лишь около 1 трлн долл. В процентном отношении рост составил в ВИЭ 24%, а в ископаемые источники энергии – 15%. Как считает глава МЭИ Фатих Бироль, на каждый доллар инвестиций в ископаемую энергию в ВИЭ тратится 1,7 долл. По его мнению, именно ситуация на Украине усилила рост цен на ископаемые источники энергии и побудила инвесторов вкладываться в ВИЭ.
Однако эксперт Дейв Джонес из британского некоммерческого экологического исследовательского центра Ember считает, что как раз в богатых солнцем регионах отмечается наинизшая активность инвесторов, вкладывающих средства в ВИЭ. Он связывает это с ведущими позициями в производстве солнечных панелей Китая и других промышленно развитых стран мира. Тем не менее инвестиции в добычу ископаемых источников энергии все еще достаточно высоки, как считает эксперт, и в текущем году они достигнут уровня 2019 года.
Увеличению инвестиций в ВИЭ во многом содействовали политические решения, такие как закон США о снижении инфляции и план REPowerEU и пакет Fit-for-55 Евросоюза, а также активизация по развитию ВИЭ в Индии.
В анализе отмечается, что значительное увеличение инвестиций в ВИЭ за счет капиталовложений в солнечную энергетику наблюдалось в Китае.
Ископаемая энергетика показывает разнонаправленное развитие. Так, капитальные затраты на энергетику на ископаемом топливе незначительно выросли в 2022 году – почти до 110 млрд долл. США, но это все равно было значительно ниже, чем такие же инвестиции – в среднем 135 млрд долл. в период 2016–2021 годов.
Сократились инвестиции в угольную энергетику, хотя инвестиции в газовую промышленность выросли.
Несмотря на оптимистичные ожидания, касающиеся ВИЭ, окончательные инвестиционные решения в 2022 году имели неоднозначную картину. Так, если солнечные проекты активно развивались, то строительство морских ветропарков отставало от ввода солнечных мощностей.
По данным анализа, инвестиции в угольную и газовую энергетику достигли в 2022 году самого высокого уровня с 2016 года. Причем что примечательно, они почти полностью приходятся на Китай.
Если исходить из мирового спроса на газ, инвестиции в него находятся между актуальным дефицитом и долгосрочной неопределенностью.
Россия прекратила трубопроводные поставки природного газа в Евросоюз примерно на 80% в 2022 году, как считается в анализе, стремясь получить рычаги воздействия, подвергая потребителей опасности более высоких счетов за электроэнергию и перебоев в поставках. Это привело к появлению сильных ценовых и политических стимулов для инвесторов. Их действия были направлены на то, чтобы активизировать нероссийские поставки газа из других источников, нарастить альтернативные поставки за счет ВИЭ, расширять альтернативную и газовую инфраструктуру и искать альтернативы природному газу.
Количество открытых новых ресурсов для нефти и газа, взятых в разработку в 2022 и 2023 годах, было ниже среднего уровня, наблюдаемого за прошлое десятилетие.
Нарастает волна создания новых регазификационных мощностей, поскольку страны стремятся обеспечить импорт сжиженного природного газа (СПГ). Ежегодные европейские мощности по регазификации планируется увеличить на 50 млрд куб. м с 2022 по 2025 год. Ожидается и увеличение общего объема импорта СПГ на континенте на одну пятую.
Еще быстрее импортные проекты растут в Азии. Так, в частности, предполагается добавить более чем на 100 млрд куб. м мощностей по импорту СПГ к 2025 году, причем более половины – в Китай.
Кризис также побудил к дополнительным инвестициям в сжижение природного газа. А это самая дорогая часть цепочки создания стоимости сжиженного газа. Примерно 60 млрд куб. м мощностей получили зеленый свет с начала российской специальной военной операции. Это почти вдвое больше новых разрешений по сравнению с прошлым десятилетием. Наряду с уже реализованными проектами строительства терминалов это приводит к беспрецедентным мощностям по регазификации объемом в 170 млрд куб. м экспорта СПГ, которые могут быть введены в эксплуатацию в период с 2025 по 2027 год.
Ключевая дилемма для инвесторов, занимающихся крупными капиталоемкими проектами по добыче газа, предложения – это то, как совместить сильный краткосрочный рост спроса с неопределенным и, возможно, снижающимся долгосрочным спросом. Это особая проблема для Европы, если учитывать серьезные климатические цели континента.
Многие импортеры неохотно заключают долгосрочные контракты по газоснабжению. В плане строительства регазификационных терминалов предпочтение отдается как более дешевым плавучим регазификационным терминалам.
Еще одним направлением является увеличение инвестиций в топливо с низким уровнем выбросов и в технологии накопления и сохранения двуокиси углерода (технологии CCUS).
Стимулы, заложенные в американском законе о снижении инфляции, вызвали волну интереса инвесторов к водороду и CCUS. В ближайшие годы предполагается рост количества масштабных проектов, а также приобретений крупными нефтегазовыми компаниями предприятий, связанных с биотопливом, особенно в транспортном секторе.
Изменения в мировой геополитике, связанные с началом российской специальной военной операции в Украине, привели к резкому росту цен на ископаемые энергоносители, что повысило интерес инвесторов к альтернативным источникам энергии. Принятие европейскими странами законов по снижению выбросов парниковых газов существенно способствовало росту инвестиций в альтернативные источники энергии.
Все это, вместе взятое, привело к увеличению капиталовложений в альтернативную энергетику по сравнению с инвестициями в ископаемые источники энергии. Насколько устойчив этот процесс, во многом будет зависеть от международной обстановки и уровня цен на ископаемое топливо.