0
50124
Газета Печатная версия

15.05.2023 18:15:00

Картельная "пандемия" XXI века в условиях энергетических войн и кризисов

Особенности переформатирования рынков с учетом зеленого перехода и климатической повестки

Станислав Жизнин

Мамед Дакалов

Нурлан Абдрасулов

Об авторе: Станислав Захарович Жизнин  – доктор экономических наук, профессор, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики (ЦЭД); Нурлан Кадырович Абдрасулов – кандидат экономических наук, независимый эксперт (Казахстан); Мамед Вахаевич Дакалов – кандидат экономических наук, главный эксперт ЦЭД.

Тэги: энерегетические войны, энергетические кризисы, картелизация, зеленый переход, климатическая повестка


энерегетические войны, энергетические кризисы, картелизация, зеленый переход, климатическая повестка Компании США, Канады, Польши и Японии создали альянс по созданию малых модульных реакторов, чтобы конкурировать с Россией. На снимке – подписание соглашения 24 марта 2023 года в Вашингтоне. Фото со страницы Tennessee Valley Authority в Twitter

В последнее время в отечественных и зарубежных научных и публицистических статьях поднимается вопрос о сравнении энергетических кризисов и энергетических войн 70–80-х годов XX века с кризисом 2021–2023 годов, а также влиянии картелизации на переформатирование мировых энергетических рынков. Авторы попытались нарисовать широкими мазками свое видение этих проблем: особенности энергетических кризисов XX и XXI веков, развития картелей производителей и потребителей в нефтяной и газовой отраслях, ядерной и зеленой энергетике. Сравнили геополитические и экономические особенности энергетических кризисов 1970–1980 годов и 2021–2023 годов.

70–80-е годы XX века

В тот период в двухполярном мире обострилась холодная война между СССР и США, усилилось идеологическое, военно-политическое и экономическое противостояние между странами империалистического (во главе с США) и социалистического (во главе с СССР) лагерей. В 70–80-е годы XX века доля стран G7 в мировом ВВП составляла 69–72%, СССР около 12%, на страны третьего мира приходилось примерно 16–14%. Госдолг США в 70-х и 80-х годах составлял 380 и 900 млрд долл. (36 и 32% ВВП).

Решение ОПЕК в 1973 году ввести эмбарго на поставку нефти в США и их союзникам остановило арабо-израильскую войну. СССР поддержал это решение и получил геополитические дивиденды в противостоянии с американским империализмом с учетом ослабления позиций США и Запада на Ближнем Востоке, Северной Африке и в других регионах. Существенный рост цен на нефть в 5–6 раз увеличил доходы стран ОПЕК, а также принес немалые дополнительные нефтедоллары для экономики СССР.

Для США и стран Запада возникла угроза национальной безопасности, в том числе отсутствие топлива не только для автомобилистов, а также для военных кораблей и самолетов. В итоге был создан, по сути, антиопековский картель в виде МЭА, а в США и других странах Запада появились государственные программы развития энергетики и госорганы управления, в частности Министерство энергетики в США. Были заложены основы новых энергетических технологий (экономичные двигатели на транспорте, ВИЭ, сланцевые углеводороды, развитие ядерной энергетики, в том числе реакторы на быстрых нейтронах и пр.).

В середине 80-х годов XX века США, исходя из американо-саудовского пакта «Нефть за безопасность», подписанного в 1945 году, «надавили» на Королевство Саудовская Аравия (КСА), используя ввод советских войск в Афганистан, а также мнимую «угрозу» захвата СССР нефтяных месторождений королевства из-за якобы истощения запасов нефти в СССР, для существенного наращивания добычи нефти.

В КСА согласились с обращением США, несмотря на возражения ОПЕК, что привело к резкому снижению цен на мировых рынках, принесло экономические выгоды для стран Запада и соответственно нанесло ущерб советской экономике.

2021–2023 годы

В настоящее время в мире формируется новый миропорядок на многополярной основе. После окончания холодной войны наблюдается образование, по сути, двух противоборствующих лагерей: «демократический Запад» во главе с США и остальной «недемократический мир», в котором лидерами являются РФ, КНР и ряд других стран.

США не хотят лишиться роли гегемона, которую они получили после распада СССР. Вашингтон пытается оказывать влияние на мировые энергетические рынки, прибегая к методам санкций и энергетических войн в отношении РФ, КНР, других своих «недругов». Серьезное влияние на развитие мировой энергетики оказывают последствия пандемии COVID-19, активизация зеленого перехода в рамках климатической повестки.

Расклад сил в мировой экономике существенно отличается от ситуации 70–80-х годов XX века. К 2022 году доля стран G7 в мировом ВВП составляет около 30%, а БРИКС (даже без учета вероятного расширения) более 30%. ВВП КНР по ППС превышает ВВП США, а по номиналу приблизился вплотную. Госдолг США в 2022 году превысил 33 трлн долл. (более 135% ВВП).

В настоящее время наблюдается возрастание роли ОПЕК+, где главную роль играют партнерские отношения между РФ и КСА. В Эр-Рияде усиливаются антиамериканские и антизападные настроения и, наоборот, активизируется энергетическое сотрудничество с КНР и РФ. Ожидается усиление роли КСА в «газовой» дипломатии.

Мировой экономический кризис до сих пор не преодолен, и по многим прогнозам ожидается его дальнейшее обострение, что в немалой степени связано с проблемами зеленого перехода в рамках климатической повестки и спадом производства, но в его основе лежат санкционные и энергетические войны, развязанные Западом во главе с США против РФ и ряда других стран.

В итоге наблюдается нестабильная ситуация на рынках нефти и газа (колебания цен, неустойчивость поставок и пр.), замедление зеленого перехода, рост инфляции, а также энергетической составляющей в себестоимости промышленной продукции в ЕС, Японии, США.

Судя по большинству прогнозов МЭА, ОПЕК, ООН, ведущих консалтинговых фирм, в ближайшие десятилетия ожидается рост спроса на электроэнергию, сохранение в топливно-энергетической корзине мира нефти, газа и угля, развитие ядерной энергетики, а также умеренный рост ВИЭ, которые не смогут заменить ископаемое топливо. Соответственно, исходя из геополитической турбулентности и экономической непредсказуемости, может усилиться картелизация не только в традиционной, но и зеленой энергетике.

Неформальный картель компаний – производителей нефти, названный «семь сестер», «руливший» мировыми нефтяными рынками с середины 1940-х до 1970-х годов XX века, в 1973 году контролировал 85% мировых запасов нефти. В дальнейшем его доминирование ослабло из-за возрастающего влияния другого картеля – ОПЕК, а также государственных нефтяных компаний в ряде стран.

Хотя у «семи сестер» не было письменного соглашения об учреждении, чтобы избегать обвинений в нарушении антимонопольного законодательства США, они де-факто были хозяевами на нефтяном рынке несколько десятилетий.

Организация контроля

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в Багдаде, после подписания соглашения в сентябре 1960 года пятью странами (Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой), ставшими членами – основателями ОПЕК, целью создания которой явилось стремление независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учетом национальных интересов.

По сути, при создании ОПЕК был использован опыт картеля «семи сестер», но был оформлен официально в качестве межгосударственного картеля. В ОПЕК в 2023 году участвуют 13 стран-членов, а также 6 стран в качестве наблюдателей. В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от которой значительно зависели цены на нефть. Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в рамках Организации арабских стран – экспортеров нефти (ОАПЕК) в 1973 году в отношении США и их союзников для прекращения израильско-арабской войны, а также иранская революция в 1979 года.

Неофициальный картель ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 года из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке. На апрель 2023 года в ОПЕК+ входят 10 независимых производителей нефти, а также 13 членов ОПЕК. Неформальными лидерами ОПЕК+ являются РФ и КСА, между которыми в 2003 году было подписано соглашение о сотрудничестве, в том числе в целях поддержания стабильности на мировых рынках нефти. Члены ОПЕК+ контролируют 55% мировых поставок нефти и 90% доказанных запасов. ОПЕК+ имеет возможность и механизмы квотировать добычу нефти с целью поддержания стабильных цен на нефть.

В 1974 году по инициативе США было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), которое иногда называют антиОПЕК. В МЭА действуют механизмы влияния на мировые рынки нефти с помощью стратегических запасов нефти, которые члены МЭА должны иметь с целью защиты их энергетической безопасности. Кроме того, в рамках G7 регулярно обсуждаются меры против стран ОПЕК и ОПЕК+, в том числе введения потолка цен на экспорт нефти из РФ и создания проблем для ее поставки морем, что вызывает обеспокоенность у других стран ОПЕК+.

В США с начала XXI века регулярно принимаются законопроекты против ОПЕК на основании того, что этот межгосударственный картель якобы нарушает антимонопольное законодательство США, которые не признают приоритета международных правовых документов над американскими законами. В марте с.г. в Конгресс США был внесен очередной проект закона «О запрете нефтедобывающих и экспортирующих картелей», также известный как NOPEC, что позволило бы правительству США подать в суд на членов Организации стран – экспортеров нефти за манипулирование энергетическим рынком.

5-10-1480.jpg
США пытаются мешать экспортерам газа
объединяться для защиты экономических
интересов.  Фото Reuters
Газовые картели и газотранспортные консорциумы

В мировой газовой отрасли в отличие от нефтяной промышленности не были образованы неформальные межкорпоративные альянсы наподобие картеля «семи сестер». Международное взаимодействие в газовой сфере на корпоративном уровне осуществляется в рамках ряда ассоциаций. Газовая проблема входит в приоритеты влиятельного глобального неформального Международного энергетического форума (МЭФ), штаб-квартира которого расположена в Эр-Рияде.

Вопрос об объединении стран – экспортеров газа для защиты их коллективных экономических интересов в отношениях со странами-импортерами обсуждался на разных форумах, что привело в итоге к межминистерской встрече в Тегеране 19–20 мая 2001 года с участием 10 стран, где было принято решение о Форуме стран – экспортеров газа (ФСЭГ), деятельность которого до 2008 года носила неформальный характер. В декабре 2008 года в Москве в ходе 7-й министерской встречи ФСЭГ было принято решение об официальном учреждении ФСЭГ в качестве международной организации. В настоящее время членами ФСЭГ являются 12 стран. На их долю приходится более 70% доказанных запасов газа в мире и около 44% мирового экспорта. Ряд стран имеют статус наблюдателей.

Особенности ФСЭГ рассмотрены в статье «Газовые картели экспортеров и импортеров: баланс или конфликт интересов?» в «НГ-энергии» от 12.09.22. В настоящее время генеральным секретарем ФСЭГ является представитель Алжира Мохамед Хамель, который сменил представителя РФ Юрия Сентюрина. В 2021–2022 годах интерес к регулированию газовых рынков проявляют ряд стран, включая КСА. В частности, в рамках Российской энергетической недели в октябре 2021 года министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман Абдулазиз аль Сауд высказался в пользу регулирования газового рынка. Эту идею поддержал вице-премьер РФ Александр Новак.

В совокупности на Россию, Иран, Катар и КСА приходится более 70% мировых запасов газа. КСА может сыграть важную роль в формировании глобального газового альянса, особенно после недавнего примирения с Ираном. В КСА реализуется долгосрочная программа развития газовой инфраструктуры, в том числе в расчете на экспорт СПГ.

В марте с.г. в ЕС объявили о создании Европейской энергетической платформы, в рамках которой предприятия и правительства смогут объединиться в «картель покупателей» для закупок газа у глобальных поставщиков. Энергетический кризис в западных странах вызван сокращением поставок российских энергоносителей, в том числе газа в Европу, из-за санкций против РФ, а также взрывов СП-1 и СП-2.

В США нервно реагируют на любые попытки стран – экспортеров углеводородов объединить свои усилия для защиты экономических интересов. В Конгрессе США постоянно обсуждаются меры противодействия «газовой ОПЕК» с участием России, Ирана и других стран – производителей природного газа.

В настоящее время действует ряд международных газопроводных консорциумов, в рамках которых налажены правовые и экономические механизмы транспортировки газа от страны-производителя до потребителя («Турецкий поток», Баку–Турция–ЕС, Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–КНР и др.). Кроме того, прорабатывается проект ТАПИ (поставки газа из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию). Важную роль в стабильной поставке газа в ряд стран может сыграть использование возможностей инфраструктуры в рамках созданной во времена СССР газопроводной системы Средняя Азия – Центр (САЦ).

Альянсы в ядерной энергетике

16 апреля с.г. в рамках встречи министров энергетики G7 США, Канада, Великобритания, Франция и Япония создали ядерный альянс, похожий на картель, с целью вытеснения РФ с международного рынка ядерной энергии, в первую очередь ядерного топлива. Важно отметить, что если санкции против нефтяной отрасли можно было внедрить через год, то «убрать» Россию с рынка ядерного топлива непросто и может длиться многие годы.

По инициативе Франции 28 февраля с.г. на встрече министров энергетики 11 стран ЕС с участием комиссара по энергетике ЕС образован европейский альянс для развития ядерной энергетики в Европе, чтобы «более тесно сотрудничать» по всей цепочке ядерных поставок и продвигать «совместные промышленные проекты» в области новых ядерных технологий.

Межкорпоративный альянс для сотрудничества по созданию малых модульных реакторов (SMR) создан компаниями из Японии, США, Канады и Польши. Соответствующее соглашение было подписано 24 марта 2023 года в Вашингтоне с участием заместителя министра энергетики США. Участники альянса не скрывали, что одной из целей этого альянса является ослабление международных позиций Росатома. По случайному совпадению 12 апреля с.г. Минфин США ввел санкции против ряда компаний, связанных с российской ядерной энергетикой.

Другие технологические и ресурсные объединения

Европейский союз и Норвегия формируют «Зеленый альянс» для укрепления технологического сотрудничества в экологически чистых отраслях: улавливание и хранение углерода и производство водорода, с целью укрепления позиций ЕС как центра энергетических технологий, в том числе для противодействия активному внедрению в мире китайских и отчасти американских зеленых технологий. Декларация о его учреждении подписана в рамах встречи европейских лидеров и министров энергетики стран ЕС в Остенде (Бельгия) 24 апреля с.г.

Чили и Перу могут создать медный картель. Эти две страны, являясь крупнейшими производителями меди в мире, должны координировать свои действия для регулирования цен на металл, которые значительно снизились в последнее время на фоне углубляющегося мирового экономического кризиса. Такое заявление 3 марта с.г. сделал президент Перу Алан Гарсия. Среди ведущих производителей меди – Казахстан, РФ, Заир, Зимбабве, Монголия.

В рамках саммита G20 на Бали министр по инвестициям Индонезии Бахлил Лахадалия 16 ноября 2020 года предложил министру международной торговли Канады Мэри Ын создать организацию производителей никеля, подобную ОПЕК. Индонезия находится на первом месте по производству никеля, спрос на который быстро растет. Третье место у РФ, в десятку входит Канада.

Президент Чили 20 апреля с.г. заявил о решении национализировать одно из крупнейших предприятий мира по переработке лития, что может создать предпосылки для расширения сотрудничества между странами – основными производителями лития. В последние годы литий многократно подорожал из-за роста спроса на него для производства накопителей энергии и аккумуляторов. В настоящее время его основные доказанные запасы сосредоточены в Чили, Австралии и КНР. КНР обеспечивает 60% переработки лития и скупает активы в Австралии и Чили, а также в ряде стран Африки.

Есть перспективы объединения производителей кобальта, который является одним из ключевых элементов для ряда отраслей промышленности, в том числе производства аккумуляторов. В 2022 году 64% мировой добычи приходится на Демократическую Республику Конго (ДРК). В то же время КНР является мировым лидером в области обработки кобальтовых руд, выпуская половину всех объемов кобальтосодержащих продуктов в мире. РФ и Казахстан входят в десятку стран по доказанным запасам кобальта и его добыче. 50% запасов кобальта находится в ДРК, на втором месте Австралия, далее Куба, а РФ занимает пятую позицию.

Редкоземельные элементы (РЗЭ) используются в промышленности, особенно для производства микросхем (чипов) и в некоторых отраслях зеленой энергетики. Цены на них быстро растут, в частности на неодим и самарий. В десятку стран по запасам РЗЭ входят США, Мьянма, РФ, Индия, но КНР располагает самыми большими разведанными их запасами, а также, являясь их основным производителем, доминирует на рынке, поставляя РЗЭ в США, Японию и другие страны.

Заключение

1. Сохранение геополитической турбулентности на глобальном уровне, прежде всего в отношениях РФ и КНР с США, будет продолжать оказывать негативное влияние на устойчивое развитие мировой энергетики на основе рыночных механизмов.

2. Энергетические и санкционные войны Запада против РФ и других «противников демократии» в ближайшие годы замедлят выход из экономического и энергетического кризиса стран ЕС и других стран Запада.

3. Ожидаема дальнейшая активность картелей в нефтегазовой и других отраслях традиционной и зеленой энергетики, в том числе в ядерной энергетике.

4. Для того чтобы избегать глобальных потрясений из-за энергетических войн и быстрее преодолеть последствия энергетического и экономического кризисов, важно искать взаимовыгодные решения на основе баланса интересов. 


Читайте также


Путин или Мишустин повезут в Баку новую климатическую стратегию

Путин или Мишустин повезут в Баку новую климатическую стратегию

Михаил Сергеев

Россия расскажет на СОР29 о создании системы углеродного мониторинга

0
3722
Кир Стармер мечется между интересами экономики и демонстрацией патриотизма

Кир Стармер мечется между интересами экономики и демонстрацией патриотизма

Данила Моисеев

На увеличение военных расходов бюджетных денег может не хватить

0
2921

Другие новости