0
43552
Газета Печатная версия

15.05.2023 17:58:00

Десятки миллионов человек могут потерять доступ к электричеству

Ход специальной военной операции и выборы в США определят характер использования ископаемого топлива

Тэги: мировая экономика, энергетический кризис, энергоносители, цены, электричество, доступ, уголь, потребление, ископаемое топливо

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

мировая экономика, энергетический кризис, энергоносители, цены, электричество, доступ, уголь, потребление, ископаемое топливо Дальневосточные порты стали основными экспортными точками для российских угледобывающих компаний. Фото Reuters

Анализ ситуации на мировых энергетических рынках в исследовании Мирового энергетического агентства (МЭА) говорит об энергетическом кризисе, который сейчас переживает мировая экономика. В анализе утверждается, что каждый энергетический кризис имеет отголоски прошлого, и острая напряженность на рынках сегодня сравнивается с самыми серьезными энергетическими сбоями в современной истории энергетики, в первую очередь с нефтяными шоками 1970-х годов. Тогда, как и сейчас, были сильные геополитические драйверы роста цен, которые привели к высокой инфляции и экономическому ущербу. Тогда, как и сейчас, кризисы вывели на поверхность некоторые глубинные уязвимости и зависимости в энергетической системе. Тогда, как и сейчас, высокие цены создавали сильные экономические стимулы к действиям, и эти стимулы подкреплялись соображениями экономической и энергетической безопасности.

МЭА отслеживает три основных сценария будущего мирового потребления энергии: сценарий заявленных политик (STEPS), сценарий объявленных обязательств (APS) и сценарий чистых нулевых выбросов к 2050 году (NZE).

STEPS предполагает лишь осторожное исполнение текущих обязательств и планов. Что объясняется наличием многочисленных институциональных, политических и экономических препятствий, а также в ряде случаев отсутствием детализации заявленных намерений и конкретики механизма их реализации.

Но сегодняшний глобальный энергетический кризис значительно шире и сложнее, чем те, что были раньше. Потрясения 1970-х годов были связаны с нефтью, и задача, стоявшая перед политиками, была относительно ясна (если не обязательно проста в реализации): уменьшить зависимость от нефти, особенно от импорта нефти. Напротив, энергетический кризис сегодня имеет множество измерений: природный газ, а также нефть, уголь, электричество, продовольственная безопасность и климат. Таким образом, решения также являются всеобъемлющими. В конечном счете требуется не просто диверсифицировать производство энергии, отказавшись от одного вида энергетического сырья, но и изменить характер самой энергетической системы и сделать это, сохраняя при этом доступное и надежное предоставление энергетических услуг.

Нефть и раньше была дорогой, но прецедента для высоких счетов за импорт природного газа в 2022 году нет, утверждают эксперты МЭА.

Шок для мировой системы

Начало проведения Россией специальной военной операции в Украине привело к периоду чрезвычайной турбулентности на энергетических рынках, особенно природного газа. И это имеет далеко идущие последствия для домохозяйств, предприятий и целых отраслей, вызывая краткосрочные ответные меры со стороны правительств, а также более глубокие дебаты о способах снижения риска будущих сбоев и укрепления энергетической безопасности. Это глобальный кризис, но Европа является главным театром, в котором он разыгрывается, и природный газ находится в центре внимания, особенно во время предстоящей зимы в Северном полушарии.

Высокие цены на энергоносители приводят к огромной передаче богатства от потребителей к производителям, возвращаясь к уровням, наблюдавшимся в 2014 году для нефти, но совершенно беспрецедентным для природного газа. Высокие цены на топливо составляют 90% роста средних затрат на производство электроэнергии во всем мире, только на природный газ – более 50%. Затраты на возобновляемые источники энергии и углекислый газ сыграли лишь незначительную роль, подчеркивая, что это кризис, в котором энергетический переход является решением, а не проблемой.

Ценовое и экономическое давление означает, что число людей, не имеющих доступа к современным источникам энергии, растет впервые за десятилетие. Около 75 млн человек, которые недавно получили доступ к электричеству, вероятно, потеряют возможность платить за него, а 100 млн человек могут вернуться к использованию традиционной биомассы для приготовления пищи.

Остается огромная неопределенность в отношении того, как будет развиваться этот энергетический кризис и как долго цены на ископаемое топливо будут оставаться повышенными, а риски дальнейших энергетических сбоев и геополитической фрагментации высоки. «Во всех наших сценариях (МЭА. – «НГ-энергия») ценовое давление и туманные краткосрочные перспективы мировой экономики приводят к снижению спроса на энергоносители по сравнению с прошлогодним прогнозом».

Поиск альтернативы

Кризис обеспечивает краткосрочный рост спроса на нефть и уголь, поскольку потребители борются за альтернативы дорогому газу. Но долгосрочные выгоды от кризиса связаны с источниками с низким уровнем выбросов, в основном возобновляемыми источниками энергии, но в некоторых случаях и с ядерной энергией наряду с более быстрым прогрессом в области эффективности и электрификации, например электромобилей.

В сценарии заявленной политики (STEPS) рост мирового спроса на энергию примерно на 1% в год до 2030 года в совокупности почти полностью удовлетворяется за счет возобновляемых источников энергии. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, таких как Индия, наблюдается рост по более широкому спектру видов топлива и технологий, в то время как единственными источниками, демонстрирующими рост в странах с развитой экономикой до 2030 года, являются низкие выбросы.

Ценовые преимущества зрелых экологически чистых энергетических технологий и перспективы новых, таких как водород с низким уровнем выбросов, усиливаются законом о снижении инфляции в Соединенных Штатах, растущим стремлением Европы к чистой энергии и другими важными новыми политиками. Результатом является ускорение развивающейся глобальной экономики чистой энергии.

STEPS в этом прогнозе является первым сценарием «Перспективы развития мировой энергетики», основанным на преобладающих политических установках, в котором отмечается наступление окончательного пика мирового спроса на ископаемое топливо.

Спрос на уголь достигнет пика в ближайшие несколько лет, спрос на природный газ достигнет плато к концу десятилетия, а спрос на нефть достигнет высшей точки в середине 2030-х годов, прежде чем немного упасть. С 80% сегодня – уровня, который был постоянным на протяжении десятилетий – доля ископаемого топлива в мировом энергетическом балансе упадет до менее чем 75% к 2030 году и до чуть более 60% к середине века. В сценарии объявленных обязательств (APS) стремление к полному выполнению климатических обязательств приведет к снижению спроса на все ископаемые виды топлива к 2030 году.

С потерей своего крупнейшего экспортного рынка в Европе Россия сталкивается с перспективой значительного уменьшения роли в международных энергетических делах. 2021 год оказался знаковым для российских экспортных потоков. Его доля в международной торговле газом, которая составляла 30% в 2021 году, к 2025 году упадет до 20–30% в STEPS и до 10% в APS. Импортеры в Китае активно заключают контракты на сжиженный природный газ, и в прогнозируемом газовом балансе Китая нет места для еще одного масштабного трубопровода из России.

Выбросы угарного газа, связанные с энергетикой, составили до 36,6 Гт в 2021 году, что является самым большим ежегодным ростом выбросов. В STEPS они достигают плато около 37 Гт, а затем медленно падают до 32 Гт в 2050 году, траектория, которая приведет к повышению глобальных средних температур на 2,5 градуса по Цельсию к 2100 году. Это примерно на 1 градус ниже, чем подразумевалось базовой траекторией до Парижского соглашения, что указывает на прогресс, достигнутый с тех пор. Но многое еще предстоит сделать.

В APS выбросы достигают пика в середине 2020-х годов и падают до 12 Гт в 2050 году, что приводит к прогнозируемому повышению глобальной медианной температуры в 2100 году на 1,7 градуса по Цельсию.

В сценарии «Чистые нулевые выбросы к 2050 году» (NZE) CO2 выбросы упадут до 23 Гт в 2030 году и до нуля в 2050 году, что согласуется с ограничением повышения температуры до менее чем 1,5 градуса по Цельсию в 2100 году.

Запланированное увеличение глобальных мощностей по производству экологически чистой энергии является опережающим индикатором потенциала быстрого увеличения развертывания. В случае тепловых насосов текущая и планируемая производственная мощность ниже уровней развертывания, прогнозируемых в APS. Но объявленные глобальные производственные мощности для электролизеров и солнечных фотоэлектрических модулей в 2030 году достаточны не только для достижения уровней развертывания APS, но и для того, чтобы выйти за их пределы.

Одним из общих моментов для каждого сценария является растущая доля электроэнергии в мировом конечном потреблении энергии. С 20% сегодня этот показатель увеличивается в каждом сценарии, достигнув более 50% к середине века в сценарии NZE. Это связано с огромным общим увеличением мирового спроса на электроэнергию, причем основная часть этого роста приходится на страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны, а также с необходимостью постоянной бдительности со стороны политиков в отношении ряда рисков для электроэнергетической безопасности, в частности постоянно растущей потребности в гибком функционировании энергосистем.

В обзоре МЭА утверждается, что в последние годы мир недостаточно инвестировал в энергетику, что сделало энергетическую систему гораздо более уязвимой для потрясений, подобных потрясениям, которые наблюдались в 2022 году. Плавный и безопасный энергетический переход потребует значительного увеличения инвестиционных потоков в области чистой энергии. Для реализации сценария NZE потребуется утроить расходы на чистую энергию и инфраструктуру к 2030 году, а также перейти к гораздо более высоким инвестициям в страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны.

5-13-2480.jpg
Китай продолжает развивать собственную
угольную генерацию, несмотря на все
подписанные соглашения по ограничению
выброcов CO2.  Фото Reuters
Быстрый рост потребления

Судя по всему, именно потребление угля в мире сейчас развивается по сценарию STEPS.

По оценкам Международного энергетического агентства, в 2022 году мировой спрос на уголь достиг рекордного уровня в 8 млрд т, что на 1% больше, чем в предыдущем году. Ожидается, что в более долгосрочной перспективе глобальная добыча замедлится, поскольку инвестиции в горнодобывающую промышленность сокращаются из-за постепенного перехода на возобновляемые источники энергии и альтернативные виды топлива, такие как водород и аммиак.

Немецкий интернет-портал RND приводит данные исследования Стевена Дэвиса из Калифорнийского университета. Тот называет именно уголь «убийцей климата номер один» и утверждает, что человечеству остался бюджет в 420 Гт выбросов СО2 . Если он будет израсходован, то планета нагреется выше 1,5 или даже 2 градусов по Цельсию с якобы невообразимыми последствиями. Отсюда он делает вывод о необходимости запрета на строительство любых угольных электростанций. А существующие такие электростанции должны быть закрыты.

Реальность выглядит иначе. По данным энергетической статистики ВР, в 2021 году во всем мире было сожжено количество угля, которое соответствует 3,77 млрд т нефти. Глобальное протребление угля выросло в 2021 году на 1,4%. Это примерно вдвое больше, чем в среднем в предшествовавшие 10 лет. А добыча угля за 2021 год возросла на 4,3%.

Крупнейшим производителем и потребителем угля в мире на сегодня является Китай. На него приходится половина мирового потребления угля. За ним следует Индия с долей в 12% мирового потребления угля. Три четверти всего мирового потребления угля приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Доля Германии в мировом потреблении угля составляет 1,8%. С точки зрения главного экономиста ВР Спенсера Дейла, именно Китай и Индия являются главными потребителями угля в мире, хотя и активно осуществляют капиталовложения в возобновляемую энергетику. На сегодня доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии в этих странах уже превышает 25%, но это все равно не удовлетворяет растущие потребности промышленности и населения. И поэтому они делают ставку на уголь. Ожидается, что в перспективе ситуация вряд ли изменится. К 2040 году, согласно различным прогнозам, энергопотребление на Земле возрастет примерно на треть. И главным образом за счет роста населения и бурных темпов развития азиатских государств.

Поэтому и делается вывод, что ископаемое топливо на десятилетия останется фундаментом глобального энергопотребления и их доля к 2040 году будет составлять не менее трех четвертых. Ведь, как отмечается в анализе ВР, Китай будет в состоянии сократить свое потребление угля, как и большинство стран ОЭСР. Но эти сокращения будут компенсироваться бурным ростом потребления угля в других азиатских странах. Но что касается Китая, то, сокращая потребление угля на своей территории, китайцы продолжают строительство угольных электростанций в других странах вдоль маршрута Шелкового пути. Там намечается построить 300 угольных электростанций, которые будут работать не менее 40 лет.

Причем главным потребителем угля среди них станет Индия, которая за истекшие 20 лет свое потребление угля более чем удвоила. А индийская государственная корпорация Coal India представляет собой крупнейший производитель угля в мире с числом занятых в 300 тыс. человек. Корпорация добывает ежегодно 600 млн т угля на своих более чем 200 угольных шахтах.

И даже Япония, присоединившаяся к европейским и американским антироссийским санкциям и сократившая импорт российского угля, не спешит от него отказываться. С апреля 2022 по февраль 2023 года объем японского импорта угля из России составил около 6,5 млн т. Это на 45% меньше, чем в предыдущем году. Но за тот же период времени импорт индонезийского угля вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Индонезия обогнала Россию и стала вторым по величине поставщиком Японии, поднявшись с третьего места, которое она занимала до начала российской СВО. Импорт из Канады увеличился примерно вдвое, а из Южной Африки – примерно в шесть раз.

Взгляд из Европы

Но надо учитывать, что и в Европе имеются страны, которые не намерены отказываться от угля. Речь идет как о Польше, так и о Германии.

Варшава выступает против так называемой «метановой директивы», работа над которой ведется в Европарламенте, сообщает Gazetapolska. Уголь останется основой ее энергетики еще долго, 24 апреля министр государственных активов Польши Яцек Сасин высказался по поводу «метановой директивы», работа над которой ведется в Европейском парламенте.

«Это представляет смертельную угрозу для функционирования угольных предприятий, для Силезии, поскольку в этом регионе это по-прежнему одна из основных отраслей промышленности, а также для Польши в целом. Уголь в настоящее время является и еще долгие годы будет оставаться основой нашей энергетики. Ликвидация его добычи стала бы мощным ударом по нашей энергетической безопасности», – заявил Яцек Сасин после заседания парламентских групп по Силезскому воеводству и энергетике, которое состоялось в Силезском воеводском управлении в Катовице.

В Германии запускаются ранее законсервированные угольные электростанции. Это связано с выходом в марте текущего года из атомной энергетики, вследствие которого были отключены от сети последние три немецкие АЭС, на которые приходится (данные 2021 года) 11,9% производства электроэнергии, и эту выпадающую долю было решено заменить угольными электростанциями. На сегодня в Германии действует порядка 130 угольных электростанций, причем большинство на буром угле местного производства. Предполагается в текущем году строительство дополнительного количества угольных электростанций на каменном угле.

Это решение о возобновлении угольной генерации рассматривается как временное, пока не будут наращены мощности альтернативной энергетики.

Конечно, в приведенных анализах отсутствуют предположения относительно исходов предстоящих в США президентских выборов. Или их авторы исходят из a priori победы Джо Байдена, или не задумывались о последствиях победы его оппонента из рядов республиканцев. А это важно, поскольку в последнем случае климатическая повестка будет США свернута со всеми вытекающими из этого последствиями для мирового потребления энергоресурсов в пользу ископаемых.

Неопределенность связана пока с перспективами финансового кризиса в США, который, по сути дела, начался в марте с краха американского банка Silicon Valley Bank, входившего в двадцатку крупнейших банков страны. Понятно, что развитие банковского кризиса приведет к резкому падению производства в промышленном секторе и соответственно снижению потребления энергоресурсов. 


Читайте также


Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
4190
Бывшие власти Абхазии надеются на реванш

Бывшие власти Абхазии надеются на реванш

Игорь Селезнёв

В парламенте республики произошла перестрелка

0
4039
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2981
Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Анастасия Башкатова

Центробанк пока не может воздействовать на слишком высокие цены

0
3522

Другие новости