В НПЗ в Шведте начала поступать по нефтепроводу «Дружба» казахстанская нефть. Фото Reuters
На одной из последних пресс-конференций в Берлине представителем германского правительства было подтверждено наличие договоров о поставке казахской нефти в Германию. По данным берлинской газеты Tagesspiegel, казахская нефть уже начала поступать по нефтепроводу «Дружба» на НПЗ в городе Шведт в Восточной Германии. Пока первое количество поступившей нефти проверяется на качество.
В этой связи заслуживает внимания материал, опубликованный в японском издании Nihon Keizai, касающийся поставок российской нефти. Как известно, Европа 5 февраля ввела запрет на импорт российской нефти, но она не хочет полностью отказываться от ее поставок, иначе региону грозят рост цен и усиление инфляции. А потому ЕС продолжит закупки – через посредников.
В 2021 году, до украинского конфликта, страны ЕС импортировали чуть более 1,2 млн барр. российских нефтепродуктов в день, а в 2022-м – около 1,4 млн барр. в день. После того как ЕС объявил эмбарго в июне 2022 года, он начал стремительный импорт, чтобы обеспечить свои запасы до того, как ограничения вступят в силу.
Дизельное топливо – это основной нефтепродукт, который ЕС импортирует из России. На него приходится более 50% общего объема.
Еще несколько месяцев назад многих беспокоило, что эмбарго приведет к дефициту дизеля, тем не менее к 5 февраля запасы превысили все ожидания. Они достигли среднего уровня за последние пять лет, включая период, когда спрос резко упал из-за пандемии нового коронавируса.
Также возникали опасения по поводу нехватки вакуумного газойля, необходимого для производства дизельного топлива и бензина с низким содержанием серы. Большинство нефтеперерабатывающих заводов в странах Южной Европы использовали российские продукты. В связи с этим ЕС освободил некоторые из них от необходимости накладывать санкции на российский вакуумный газойль.
Польское издание Interia отмечает, что стабильность европейского нефтяного рынка зависит от закупок из других источников, помимо Москвы. Что касается дизельного и авиационного топлива, то экспорт в регион наращивают Дели и Вашингтон.
По данным американского нефтяного журнала Petroleum Intelligence Weekly (PIW), объем поставок дизельного топлива из Индии в Европу в январе достиг почти 300 тыс. барр. в день.
В то же время экспорт в Индию российской нефти в последнее время увеличился с примерно 50 тыс. барр. в день до СВО до примерно 1,25 млн барр. в день.
Российская нефть, которую Дели покупает со значительной скидкой, перерабатывается внутри страны и частично поставляется в Европу. Поток нефти сейчас идет по маршруту, которого раньше не было.
Ближневосточные государства Саудовская Аравия и Кувейт тоже начали экспортировать дизельное топливо в страны ЕС. Хотя объемы на данном этапе невелики, Кувейт, который расширил свои внутренние перерабатывающие мощности, заключил контракт с французской Total Energies и другими компаниями, чтобы значительно увеличить поставки дизельного топлива в регион.
Что касается мазута, то Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) все чаще закупают российскую продукцию и хранят ее в городе Фуджайра. Он расположен в районе Ормузского пролива и является известной заправочной станцией для морского транспорта.
Le Figaro публикует сообщение, что Эр-Рияд приобрел российский мазут для внутреннего использования. Возможно, эта тенденция сохранится, поскольку ведущие нефтедобывающие страны, такие как ОАЭ и Саудовская Аравия, закупают российскую продукцию со скидкой и продают собственные энергоносители по международным ценам.
В последнее время Москва нарастила экспорт нефтепродуктов в Турцию и страны Северной и Западной Африки. Государства, которые зависят от сильного доллара и слабой национальной валюты, привлекает российское топливо, поскольку его можно приобрести по низким ценам. Помимо удовлетворения внутреннего спроса, они могут разрабатывать смеси с собственной продукцией и экспортировать их в Европу.
По сравнению с транспортировкой черного золота из России на рынки ЕС через Балтийское море отправка в Азию, на Ближний Восток и в Африку занимает больше времени из-за больших расстояний между точками. Поэтому Россия не может компенсировать европейский запрет на импорт за счет экспорта в другие регионы. Заявление российского вице-премьера Александра Новака о сокращении добычи черного золота на 500 тыс. барр. в день в марте – это шаг, на который приходится идти из-за уменьшения экспорта нефтепродуктов.
Между тем ЕС требует дополнительных санкций против Москвы, но при этом хочет избежать повышения стоимости нефти на рынке и ускорения инфляции из-за дефицита предложения. Поэтому там нормально относятся к тому, что другие страны увеличат закупки сырой нефти и нефтепродуктов из России, будут их перерабатывать, а затем перепродавать на европейский рынок.
Фонд национальной энергетической безопасности подводит итоги нефтяного эмбарго Запада на российскую нефть. Утверждается, что западные страны в марте будут обсуждать пересмотр потолка нефтяных цен для России. Между тем эффективность механизма под вопросом. Как утверждают некоторые эксперты, реальная стоимость экспорта российской нефти может быть существенно выше лимита в 60 долл. Помимо этого, страна справляется с «поворотом на Восток» – по данным Bloomberg, за последнюю неделю нефтяной экспорт из РФ составил 3,63 млн барр. в день, что близко к рекордному за год уровню. Издание приводит мнение Yahoo Finance.
До 24 февраля 2022 года Россия экспортировала большую часть своей нефти и нефтепродуктов в Европу, а гораздо меньшая часть шла в Китай, Индию и другие азиатские страны. Сейчас это соотношение полностью изменилось, отмечают авторы материала. «Российская нефть была перераспределена от старых клиентов в Европе к новым покупателям в Азии. Энергетический развод Европы с Россией почти завершен», – подчеркнул Энди Липоу из Lipow Oil Associates.
«Это самый значительный набор рыночных диспропорций и искажений на энергетических рынках на моей памяти», – описал сложившуюся ситуацию Эд Морс, руководитель отдела исследований сырьевых рынков в Citi, слова которого цитируются в материале. По его словам, в настоящее время фактически существуют два нефтяных рынка – прозрачный и непрозрачный.
Дело в том, что после введения 5 декабря прошлого года ценового потолка часть российской нефти стала поставляться с использованием «теневого флота», не попадающего под санкционные ограничения. Эксперты Института международных финансов, Колумбийского и Калифорнийского университетов в своем исследовании пришли к выводу, что средняя цена реализации российской нефти в декабре составила 74 долл. за баррель, в то время как котировки нефти Urals составляли 52 долл.
Авторы исследования признали, что Россия смогла перенаправить экспорт сырой нефти из Европы на альтернативные рынки, такие как Индия, Китай и Турция, без потери объемов. «Россия, по крайней мере изначально, предпочла не сокращать объемы на фоне понижательного давления на цены», – подчеркнули они. О том, что России удается перенаправлять поставки, свидетельствуют и приводившиеся выше данные Bloomberg, согласно которым экспорт нефти из страны за последнюю неделю был близок к годовому рекорду.