0
30978
Газета Печатная версия

13.03.2023 17:21:00

Казахстан ищет новые маршруты экспорта нефти

Поставки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан могут составить 1,5 миллиона тонн в год

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Дипломатической академии МИД России.

Тэги: казахстан, нефть, экспорт, маршруты, диверсификация, транзит, рф, ес


казахстан, нефть, экспорт, маршруты, диверсификация, транзит, рф, ес «КазМунайгаз» ведет переговоры с компанией SOCAR о возможности транзита сырья на внешние рынки через Азербайджан. Фото с сайта www.kmg.kz

Прикаспийские страны – Казахстан, Азербайджан и Туркменистан стремятся расширить свое присутствие на энергетических рынках. С этой целью они предпринимают шаги по диверсификации маршрутов поставок нефти и газа, одновременно разрабатывая планы, направленные на увеличение объема добычи углеводородных ресурсов. В отличие от Азербайджана, который после завершения строительства в 2020 году «Южного газового коридора» может рассчитывать на увеличение экспорта дополнительных объемов газа на европейский рынок, Казахстан и Туркменистан пока не могут похвастаться успехами. Туркменистан попал в зависимость от энергетической политики Китая, притом что новые проекты практически не продвигаются. Казахстан стремится создать новые маршруты экспорта для своей нефти на внешний рынок. Однако амбициозные планы Казахстана сталкиваются с объективно существующими трудностями, тем самым позволяя России сохранить доминирующее положение в качестве ключевого транзитера казахстанских углеводородов.

Азербайджанский вектор

На протяжении нескольких десятилетий Казахстан рассматривает варианты экспорта нефти в направлении Азербайджана. Различные проекты поставок казахстанской нефти разрабатывались после распада СССР, но так и не были осуществлены. Казахстан достиг более чем скромных успехов в организации поставок нефти через Каспийское море, ежегодно экспортируя около 2 млн т. Однако этот объем никак нельзя рассматривать в качестве успеха по диверсификации маршрутов транспортировки добываемых ресурсов на внешний рынок.

В последние годы Казахстан уделяет большое внимание развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) прежде всего с точки зрения диверсификации экспорта углеводородных ресурсов. История данного амбициозного проекта берет начало с 1990-х годов, когда Азербайджан и Казахстан обсуждали формирование энергетического коридора для поставок казахстанской нефти на внешний рынок через Каспий. Казахстан пытался договориться с Азербайджаном о поставках своей нефти. Однако подобные планы так и не были реализованы по объективным причинам. Значительную поддержку формированию энергетического коридора оказывали западные страны, которые хотели отсечь Россию от участия в транспортировке каспийских углеводородов. В последний год в связи с обострением отношений России с Западом обсуждение планов по организации поставок казахстанской нефти вновь активизировалось.

Несмотря на отсутствие прогресса в формировании энергетического коридора через Каспийское море, идея ТМТМ получила второе дыхание. В середине прошлого года задачу по расширению экспортных возможностей для углеводородных ресурсов поставил президент Казахстана, который потребовал развивать альтернативные маршруты поставок казахстанской нефти на внешние рынки. Казахстан хотел бы поставлять до 8% своей нефти через азербайджанскую территорию. В частности, национальная компания Казахстана «Казмунайгаз» вела предварительные переговоры с государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR о поставках нефти. Казахстанская сторона хотела бы продавать около 1,5 млн т нефти в год через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Возможно, что этот объем пока является предельным, поскольку большая часть добываемой казахстанской нефти идет через российскую территорию.

Обсуждение возможных поставок нефти через азербайджанскую территорию происходит на уровне государственных структур, а также между национальными компаниями. Пока с обеих сторон выражена лишь политическая поддержка обсуждаемым планам, связанным с поставками нефти через ТМТМ. До конкретного обсуждения дело не дошло.

Казахстан уже не первый раз рассматривает вариант транспортировки нефти через территорию Азербайджана. Однако организация поставок нефти из Казахстана невыгодна азербайджанской стороне. Прежде всего из-за различий в качестве нефти, которую добывают Азербайджан и Казахстан. Баку добывает нефть высокого качества и соответственно не хочет смешивать свою нефть с казахстанской. Последняя значительно уступает по качеству углеводородному ресурсу из Азербайджана. Качество нефти отражается на ценовых параметрах.

Азербайджану и Казахстану сложно договориться по тарифам на транспортировку. Экспорт через трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан получается дороже, чем по российскому маршруту через Новороссийск. Для экспорта казахстанской нефти через Баку необходимо еще построить два морских терминала на Каспии, закупить танкерный флот. Помимо этого, необходимо провести дноуглубительные работы в мелководной части Каспийского моря, что также приведет к значительному удорожанию поставок нефти из Казахстана на внешние рынки.

Тем не менее, несмотря на все технические сложности, невыгодность с точки зрения затрат, в 2022 году Казахстан вновь вернулся к вопросу диверсификации поставок углеводородного сырья на внешний рынок. Тем более что президент Казахстана поставил перед правительством задачу провести работы, которые позволят совершить прорыв в диверсификации поставок углеводородных ресурсов на внешние рынки.

При этом основным направлением наращивания поставок выступает Азербайджан. Через территорию этой страны Казахстан в перспективе хотел бы увеличить объем поставок нефти до 6–6,5 млн т. Эта задача может быть решена лишь при дополнительных вложениях и снижении прибыли от экспорта. При этом китайское направление практически не рассматривается Казахстаном в качестве альтернативы существующим направлениям экспорта. Это связано с позицией Китая, который реализует энергетическую политику, исходя из долгосрочных интересов и максимально расширяя источники получения углеводородных ресурсов. Соответственно пока основным направлением поставок нефти из Казахстана останется российское направление. В частности, Казахстан намерен поставлять с 2023 года около 3,5 млн т нефти ежегодно по трубопроводу Баку–Супса. В целом поставки казахстанской нефти через российскую территорию отличаются стабильностью и отсутствием рисков.

Европейский рынок

Казахстан очень привлекает европейский нефтяной рынок, который рассматривается в качестве альтернативы другим направлениям транспортировки. В последнее время Казахстан рассчитывал поставлять свою нефть в Германию. Эта задача стала рассматриваться в Казахстане в качестве ключевой.

Окно возможностей для Казахстана открылось после того, как Германия прекратила импорт российской нефти и стала искать альтернативные источники нефти. Этим объясняется повышенный интерес Германии к нефти из Казахстана. Подобная заинтересованность усиливалась по мере введения ЕС новых санкций в отношении России, которые предусматривали новые ограничения на экспорт углеводородных ресурсов. В итоге в сентябре 2022 года Германия заявила о начале переговоров с Казахстаном о поставках казахстанской нефти через систему трубопроводов «Дружба», чтобы заменить российское сырье. Нефтепровод «Дружба» берет начало в российском городе Альметьевске, проходит через Брянск и далее идет по двум направлениям. Одно направление – северное – идет в Белоруссию, далее в Польшу и затем в Германию. Второй маршрут – южный – идет из Белоруссии в Украину и далее в Венгрию, Словакию и Чехию.

Отказываясь от российской нефти и проявляя интерес к углеводородам из Казахстана, в то же время немецкая сторона рассчитывала использовать российскую трубопроводную инфраструктуру. Транзит казахстанской нефти через российскую территорию осуществляется в соответствии с соглашением между правительствами России и Казахстана, подписанным еще в 2002 году.

В декабре 2022 года компания «Транснефть» получила заявку от казахстанской компании «КазТрансОйл» о прокачке 1,2 млн т нефти в Германию. Уже в конце февраля 2023 года Казахстан начал транспортировку своей нефти в Германию, которая пойдет по нефтепроводу «Дружба». Нефть должна быть поставлена из Казахстана в пункт сдачи «Адамова застава» и далее в российскую систему магистральных нефтепроводов. Как отмечал глава Министерства энергетики Казахстана Болат Акчулаков, в перспективе страна может нарастить экспорт до 7 млн т.

Казахстанская нефть будет поставляться на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), расположенный в городе Шведт, рассчитанный на 12 млн т нефти в год. Ранее НПЗ находился в собственности компании «Роснефть», однако в сентябре 2022 года перешел под контроль Федерального сетевого агентства Германии. Завод изначально был ориентирован на переработку российской нефти. В настоящее время российская сторона оспаривает переход НПЗ под немецкий контроль в немецких судах.

Казахстан поставляет нефть сорта KEBCO Blend с месторождения «Карачаганак». В разработке месторождения принимают участие казахстанская компания «КазМунайгаз», зарубежные компании – Eni, Chevron, Shell, а также российская компания ЛУКОЙЛ. Ресурсы, добываемые на этом месторождении, ранее также поставлялись через территорию России.

Виртуальный прорыв Казахстана

Усилия Казахстана осуществить диверсификацию поставок углеводородных ресурсов вряд ли дадут результаты в ближайшие годы. Слишком сильной является зависимость Казахстана от поставок через российскую территорию. Другие географические направления поставок отличаются сложностью реализации, высокой стоимостью поставок, что снижает привлекательность казахстанской нефти. Соответственно, поставки нефти в Германию создадут лишь видимость диверсификации экспортных маршрутов углеводородных ресурсов. 


Читайте также


КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1616
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3030
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
1819
В России давно не рождалось так мало детей

В России давно не рождалось так мало детей

Анастасия Башкатова

Демографическая нагрузка на работников может потребовать пересмотра бюджетной политики

0
2625

Другие новости