0
16299
Газета Печатная версия

07.11.2022 17:51:00

Проблемы перехода Запорожской АЭС в ведение России

Отключение атомной станции от энергосети Украины резко ухудшает ее энергоснабжение

Андрей Гагаринский

Об авторе: Андрей Юрьевич Гагаринский – доктор физико-математических наук, советник директора национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Тэги: запорожская аэс, украина, история, военная спецоперация, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

запорожская аэс, украина, история, военная спецоперация, западные санкции Первые пять блоков Запорожской АЭС из шести были запущены еще во времена СССР. Фото Reuters

Запорожскую атомную электростанцию по праву можно назвать гордостью советского атомного энергостроения. Построенная впервые в СССР методом «поточного строительства», когда на одной площадке сооружаются сразу несколько энергоблоков с очевидной экономией ресурсов, строительных мощностей и накоплением опыта, она стала крупнейшей АЭС Европы. Первые пять блоков станции запускались ежегодно начиная с 1985 года, и даже чернобыльская авария не остановила этого темпа. Шестой блок был запущен уже в «независимой» Украине, спустя семь лет после пятого – но, конечно, построен теми же строительными организациями и «экипирован» теми же поставщиками оборудования. Кстати, в последние годы украинский «Энергоатом», проведя некоторую модернизацию, продлил лицензию на эксплуатацию пяти «старых» блоков до 2025–2030 годов.

Здесь уместно напомнить, что практически одновременно, уже не на Днепре, а на Волге, была построена прекрасная четырехблочная электростанция в Балакове, с теми же реакторами ВВЭР-1000, в тот же период – с 1985 года (последний запущен в 1993 году). Так что совершенно естественно, когда был подписан указ президента о передаче Запорожской АЭС в собственность России и последовало создание «эксплуатирующей организации Запорожской АЭС в целях обеспечения безопасной и надежной эксплуатации атомных энергоблоков ЗАЭС», руководить ею было поручено ведущему специалисту Балаковской АЭС, ее главному инженеру Олегу Евгеньевичу Романенко. В СМИ немедленно начались пересуды о том, как все это будет происходить, откуда возьмутся кадры для эксплуатации «нового для России ядерного объекта» (чьи реакторы под научным руководством Курчатовского института проектировало ОКБ «Гидропресс», а саму станцию – «Атомэнергопроект»), и т.д. и т.п.

Прежде всего подчеркнем, что в правительственных документах определен далеко не малый срок – до 1 января 2028 года – переходного периода с предоставлением эксплуатирующей организации Запорожской АЭС необходимых финансовых, материальных и иных ресурсов. Не будем вдаваться в технические детали того, что предстоит сделать. Это прежде всего восстановление поврежденной инфраструктуры, далее – система передачи энергии от станции к нужным регионам и объектам, организация поставок необходимого ремонтного оборудования, снабжение топливом, разумеется, кадровое обеспечение и многое другое, вплоть до таких юридических вопросов, как федеральный атомный надзор.

Что касается кадров, эксплуатирующих атомную станцию, то здесь особенно и говорить нечего. Во-первых, сегодняшних сотрудников АЭС никто не собирается «гнать с работы», наоборот, обещают заботиться о сохранении заработной платы и социальных гарантий. Конечно, при необходимости отрасль, регулярно вводящая атомные блоки в стране и мире и имеющая для этого отлаженную систему подготовки кадров, сможет без проблем «немножко поделиться» с Запорожьем.

Теперь о ядерном топливе. Уже около двадцати лет «Энергоатом» настойчиво внедряет на украинских энергоблоках ядерное топливо ВВЭР американской компании Westinghouse с ее топливного завода в шведском Вестеросе. Сначала дело шло плохо, потом американцы научились изготовлять приемлемое топливо российского дизайна, а украинцы – несколько модернизировать внутриреакторные устройства под это топливо и эксплуатировать его. В 2021 году шесть из пятнадцати реакторов (два блока Южно-Украинской и четыре блока Запорожской АЭС) работали на топливе производства шведского завода. Блок № 5 Запорожской АЭС – первый в Украине, работающий полностью на «чужом» топливе. Как утверждает «Энергоатом», запасов этого топлива Запорожской АЭС хватит еще на два года. Очевидно, что это зависит от того, как топливо расходовать, то есть от интенсивности эксплуатации активных зон. А об этом говорить сейчас просто рано.

Разумеется, в перспективе станцию ожидает возвращение к «родному» для реакторов ВВЭР топливу, которое в нашей стране производят два больших завода. Каких-то технических проблем здесь не предвидится. К тому же надо подчеркнуть, что ядерное топливо – неизбежно регулярно заменяемая часть активной зоны, что дает разработчикам возможность постоянно его совершенствовать, которую они, конечно, не упускают. Над этим постоянно работает российский концерн ТВЭЛ со своими научными и технологическими помощниками. Скажем прямо, что только в нашем Курчатовском институте этим вполне успешно занимается большое научное подразделение. Здесь не только «малые инновации», но и поиск новых принципиальных решений. Упомянем и о большой программе, которой интенсивно занимается весь реакторный мир, эксплуатирующий реакторы с водой под давлением (а это более 80% мирового ядерного парка), и, конечно, Россия. Это создание совершенно нового топлива с присвоенным ему элегантным названием «толерантное», то есть отличающееся «дружелюбным» поведением – устойчивостью даже в условиях гипотетических тяжелых аварий с сильным разогревом активной зоны.

Что касается обращения с отработавшим ядерным топливом, то генеральной линией «Энергоатома», опять-таки стремящегося разорвать связи с Россией, куда оно раньше отправлялось, было «сухое хранилище». На Запорожской АЭС такое хранилище действует с 2001 года, потом было построено «Центральное хранилище отработавшего топлива» на территории Чернобыльской АЭС.

В России сухое хранение также используется как один из промежуточных этапов создающегося замкнутого топливного цикла, но главное направление – переработка ядерного топлива, давно налаженная для топлива реакторов ВВЭР-440, а в опытно-промышленном режиме – и для ВВЭР-1000. Так что здесь включение топлива Запорожской АЭС в ядерный топливный цикл – только вопрос времени и вполне вписывается в стратегию развития ядерной энергетики, летом этого года прошедшую очередную стадию обновления. n


Мнение редакции «НГ-энергия»

Политические и экономические аспекты перехода Запорожской АЭС в ведение России связано со многими проблемыми, затрагивающими и «Росатом», и Российскую Федерацию в целом.

По данным Института международных политических и экономических стратегий (Русстрат), наряду с другими крупными и даже стратегическими объектами вроде портов Бердянска, Мариуполя и Херсона, во время проведения специальной военной операции в первых числах марта была взята под контроль Запорожская АЭС. 18 мая вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил СМИ о том, что АЭС будет работать в интересах Украины, если Киев будет готов принимать и оплачивать произведенную на АЭС электроэнергию. В противном случае АЭС начнет работать в интересах России.

9-10-1480.jpg
Руководитель украинского «Энергоатома»
Петр Котин, несмотря на увольнение
украинского генерального директора
и переход АЭС в ведение российских властей,
полагает, что украинская сторона
руководит ее работой.   Фото Reuters
До марта 2022 года на Украине действовали четыре атомные электростанции, с разным числом блоков, типами реакторов и соответственно уровнем производства. Это Запорожская АЭС – 6 реакторов типа ВВЭР-1000 каждый по 1000 МВт мощности, Ровенская АЭС – 2 ВВЭР-440 и 2 ВВЭР-1000, дающих вместе 2835 МВт, Хмельницкая АЭС – 2 рабочих блока с ВВЭР-1000 (2000 МВт) и Южно-Украинская АЭС – четыре ВВЭР-1000, один из которых законсервирован, общая мощность 3000 МВт.

Номинальная мощность украинских АЭС составляет 13 835 МВт, реальная производительность бывает ощутимо ниже: в 2017 году общая мощность АЭС составила 13 107 МВт.

Как правило, доля АЭС в украинском энергобалансе составляла около половины всего объема, но в последние месяцы она сильно росла. По итогам 2021 года доля выработки электроэнергии на АЭС составила 55,1%, в 2020 году – 51,2%. Сильно «просела» тепловая генерация – 29,3% вместо 35,2%, выросла гидроэнергетика – 6,7% вместо 5,1%, показали рост альтернативные источники энергии – 8% вместо 7,3%.

Достаточно очевидно, что на структуру украинской энергетики повлияли цены на углеводороды и их доступность. Рост стоимости газа и нефти, а также значительное уменьшение поступления угля заставили украинское правительство искать альтернативы в виде оставшегося с советских времен задела гидро- и атомных электростанций.

30 января украинский «Энергоатом» отчитался о том, что впервые в истории запустил в работу все 15 энергоблоков АЭС.

Альтернативные источники оперируют еще более очевидной динамикой. По расчетам агентства «Интерфакс-Украина», АЭС за прошлый год увеличили выработку электроэнергии на 13,1%, до 86,2 млрд кВт-ч. В частности, производство на Запорожской АЭС составило 35,5 млрд кВт-ч (+23,4%), Южно-Украинской – 18,6 млрд кВт-ч (–3,8%), Ровенской – 18,8 млрд кВт-ч (+10,3%), Хмельницкой – 13,3 млрд кВт-ч (+20,5%). Тепловая генерация снизила выработку на 12,5%.

Не будет преувеличением сказать, что от состояния и доступности украинских АЭС зависит стабильность всей украинской энергетики, а Запорожская АЭС оказывается крупнейшим звеном атомной генерации.

Поэтому можно согласиться с немецкой экономической газетой Handelsblatt, что для энергоснабжения Украины значение атомных электростанций имеет первостепенное значение. Она обеспечивает электроэнергией Запорожскую, Николаевскую, Херсонскую и Однсскую области. АЭС находится в 200 км от Крыма, и это делает ее, по оценке экспертов Reuters, стратегической целью российских интересов.

Как известно, Украина до недавнего времени осуществляла поставки своей электроэнергии в Европу, что, по оценке министра энергетики Украины Германа Галущенко, позволяло Европе уменьшить свою зависимость от российских энергоресурсов. Как известно, с 16 марта Украина присоединилась к объединенной энергосистеме континентальной Европы (European Network of Transmission System Operators for Elektricity – ENTSO-E). В конце марта Украина начала поставки электроэнергии в Польшу, в мае – в Молдавию, а с 30 июня – в Румынию. Но следует учитывать, что поставки украинской электроэнергии в Европу все-таки представляли небольшие величины. По данным экспертов, если в 2021 году производство электроэнергии в Европе составило 2895 тераватт-часов, то украинские поставки в лучшем случае могли бы достигать 2,6 тераватт-часов. Но, естественно, эти поставки приносили Киеву валютные поступления. Поэтому переход Запорожской АЭС под юрисдикцию России, несомненно, означал определенные потери, прежде всего для энергоснабжения Украины. Как известно, концерн «Росэнергоатом» (структура госкорпорации «Росатом», управляющая российскими АЭС) учредил акционерное общество «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС». Новая компания с уставным капиталом 2 млрд руб. была зарегистрирована 3 октября 2022 года.

По данным немецкого информационного агентства n-tv, несмотря на действия России, глава украинского «Энергоатома» Петр Котин заявил, что после освобождения от управляющих функций предыдущего украинского генерального директора Запорожской АЭС Игоря Мурашова и выдворения его на территорию Украины он взял на себя управление этой АЭС. По словам Котина, которые привело агентство, остановленные было реакторы станции будут снова запущены, поскольку существует опасность, что при наступлении морозов могут быть повреждены системы безопасности работы станции. Эксперты Международного атомного агентства подтвердили начало подготовительных работ по возобновлению работы одного из шести реакторов. Пока неясно, насколько действия украинской стороны согласуются с работой новой руководящей команды акционерного общества «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС».

Ситуация осложняется тем, что «Росатом» пока не подвергался прямым санкциям со стороны ЕС и, судя по всему, прежде всего созданием компании для управления Запорожской АЭС он стремится избежать подобных санкций.

Как утверждает болгарский журнал «Капитал», несмотря на восемь пакетов санкций, ЕС обходит стороной российскую ядерную энергетику. Известно, что ЕС ежегодно импортирует из России уран на сумму более 200 млн евро. Причину подобной сдержанности ЕС журнал усматривает в сильной зависимости, особенно в странах Восточной и Центральной Европы, где 18 АЭС были спроектированы Россией и зависят от российских технологий, услуг и топлива. Речь идет о двух реакторах в Болгарии, шести – в Чехии, двух – в Финляндии, четырех – в Венгрии и четырех реакторах в Словакии. 


Читайте также


ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

Владимир Мухин

Европейские страны НАТО берут на себя координацию военной помощи Украине

0
3241
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2444
Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
3618
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
4353

Другие новости