0
17561
Газета Печатная версия

13.06.2022 17:41:00

Российский нефтегазовый сектор под давлением

Феномены рублевой экспансии

Сергей Кауфман

Об авторе: Сергей Викторович Кауфманн – аналитик ФГ «Финам».

Тэги: нефтегазовый сектор, экспорт, западные санкции, эмбарго, недружественные страны, оплата, газпромбанк, дедолларизация, роснефть

Все статьи по теме "Санкционные войны"

нефтегазовый сектор, экспорт, западные санкции, эмбарго, недружественные страны, оплата, газпромбанк, дедолларизация, роснефть Газпромбанк превратился в главный инструмент дедолларизации мировой экономики. Фото Reuters

Вероятно, что наиболее интригующей темой в российском нефтегазовом секторе являются перспективы экспорта газа в Европу, а также возможности его перенаправления на альтернативные рынки. Существенной неопределенности данному вопросу добавляет требование России перейти на новую схему оплаты поставок для покупателей газа из недружественных стран.

Новая схема оплаты, которую часто называют «оплатой в рублях», предусматривает конвертацию поступающей от европейских покупателей валюты (евро или доллары) в рубли с помощью Московской биржи и перевод данных рублей на счет «Газпрома». Посредником в данной схеме выступает Газпромбанк, в котором покупатели российского газа должны открыть специальные счета.

Для РФ в такой схеме два ключевых преимущества. Во-первых, платежи будут защищены от возможных санкций и ограничений. Это исключает возможность заморозки полученных от продажи газа доходов, как это случилось, например, с резервами ЦБ, а также делает невозможным появление схемы, в которой платежи попадают на некие эскроу-счета. Во-вторых, Газпромбанк будет защищен от наиболее жестких санкций, как, например, отключение от SWIFT. То есть в российской банковской системе останется как минимум один крупный банк, не отключенный от мировой финансовой системы. Также отметим, что новая схема будет поддерживать курс рубля даже после смягчения или отмены действующих валютных ограничений.

При этом на стороне покупателей фактически ничего не меняется – платежи продолжают совершаться в валюте, а обмен на рубли является уже внутренней проблемой России. На этом фоне уже более половины клиентов «Газпрома» из недружественных стран открыли специальные счета в Газпромбанке, и часть из них уже начали платить за газ по новой схеме. Исключениями, которые отказались переходить на оплату в рублях, на данный момент стали Польша, Болгария и Финляндия, на которые в сумме приходится около 8% экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье. Российский газ в данные страны больше не поступает.

Однако новая схема является не единственной и в среднесрочной перспективе не главной проблемой «Газпрома» в его экспортном бизнесе. Краткосрочно ЕС не может отказаться от российского газа, так как он обеспечивает около 40% потребностей союза, однако тренд на отказ от него в долгосрочной перспективе неизбежен. Уже сейчас ЕК разработала план по замене российского газа к 2027 году, включающий ускорение энергоперехода, повышенный импорт СПГ, сокращение потребления электроэнергии и ряд прочих мер. Безусловно, данный план является излишне амбициозным и немного идеализированным, поскольку настолько высокая зависимость от ВИЭ, а значит, и от погодных условий может быть рискованной. Однако общая тенденция очевидна – через 5–7 лет поставки российского газа в Европу если не обнулятся, то существенно снизятся.

В такой ситуации особенно важны планы «Газпрома» по переориентации на китайский рынок. Напомним, что уже сейчас заключены контракты на поставку почти 50 млрд куб. м в год через «Силу Сибири – 1» и дальневосточный маршрут. На более длинном горизонте (после 2027 года) вероятна реализация проекта «Сила Сибири – 2» мощностью 50 млрд куб. м. Ключевым преимуществом данного трубопровода является тот факт, что газ планируется поставлять с ямальских месторождений, которые сейчас используются для экспорта газа в Европу.

На данный момент мы полагаем, что в 2022 году экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье может снизиться на 30–35 млрд куб. м (16–19% г/г) относительно уровня прошлого года, несмотря на рост поставок в Китай. Это менее значительное снижение, чем амбициозный план ЕК, однако оно все равно существенно. На наш взгляд, постепенный отказ ЕС от российского газа будет способствовать сохранению аномально высоких цен на голубое топливо, что вместе с постепенным увеличением поставок в Китай будет компенсировать «Газпрому» основную часть выпадающих объемов. Подобные перспективы вместе с крайне сильным 2021 годом позволили газовому гиганту рекомендовать выплату 52,5 руб. дивидендов на акцию – строго в соответствии с дивидендной политикой. За счет этого акции «Газпрома» смогли вернуться к предкризисным уровням. На этом, мы полагаем, основной апсайд в акциях «Газпрома» отыгран, так как повышение цен реализации и поставки в Китай смогут компенсировать снижение экспорта в Европу, но в текущих условиях уже не создают дополнительного потенциала для роста.

Что касается российских нефтяных компаний, то перед ними пока не стоят проблемы принуждения перехода потребителей из недружественных стран на нестандартную схему оплаты. На данный момент ведется работа по увеличению доли национальных валют в торговле с Индией, Китаем, странами СНГ и прочими дружественными странами, однако данный процесс происходит плавно – о мгновенной долларизации речи не идет.

При этом санкционное давление на нефтяников превышает ограничения, введенные против российского экспорта газа. Уже сейчас об эмбарго против российской нефти заявили США, Великобритания, Канада и Австралия, на которых в ноябре 2021 года приходилось более 10% российского экспорта. Кроме того, идет активное обсуждение введения эмбарго на российскую нефть со стороны ЕС. Пока что ряд особенно зависимых стран, таких как Венгрия, Болгария, Чехия и Словакия, блокируют данное решение, однако вероятность введения запрета в ближайшее время остается на достаточно высоком уровне, а данным странам, вероятно, предоставят отсрочку или компенсацию. В сумме на США и европейские страны, желающие постепенно отказываться от российской нефти, приходится около 4,8 млн барр./сут. экспорта нефти и нефтепродуктов, что составляет более 60% от общего объема экспорта.

При этом важно понимать, что даже введение эмбарго не означает катастрофы и немедленного прекращения покупок нефти. Во-первых, базовым сценарием, о котором говорила, например, Урсула фон дер Ляйен, является отказ от импорта сырой нефти в течение шести месяцев, а от нефтепродуктов – в течение девяти месяцев. Во-вторых, перечисленные выше страны из Восточной Европы даже в случае эмбарго получат отсрочку или пролоббируют запрет только на морской экспорт. В-третьих, крупнейшие европейские страны еще с начала марта начали отказываться от российских углеводородов, в связи с чем уже сейчас объем перебоев с поставками нефти из РФ, по разным оценкам, варьируется в диапазоне 1–2 млн барр./сут. При этом российская нефть уже продается со скидкой 30–35 долл., а добыча нефти и конденсата в стране в апреле, по сообщениям источников СМИ, снизилась примерно на 1 млн барр./сут., то есть на 9% относительно уровня до начала операции в Украине. Иначе говоря, непосредственно введение эмбарго не изменит краткосрочную картину, так как самоограничения со стороны европейских нефтяников во многом оказали то влияние, которое окажет постепенный ввод запрета.

Кроме того, существенную часть выпадающих объемов (особенно по части сырой нефти) возможно перенаправить на рынки АТР, преимущественно в Индию и Китай. Ожидается, что в мае индийский импорт российской нефти почти достигнет 500 тыс. б/с, хотя в прошлом году страна закупала менее 100 тыс. На таком фоне вероятно возникновение парадоксальной с логистической точки зрения ситуации. Европа в рамках компенсации отказа от нефти из РФ может начать покупать часть ближневосточной нефти, которая ранее поставлялась в страны АТР, а Россия может занять эту освободившуюся нишу.

Ограничениями для полной переориентации, конечно, выступают недостаток крупнотоннажных танкеров, конечная емкость рынков АТР и отсутствие у Индии и Китая потребности в импорте нефтепродуктов, так как они являются их чистыми экспортерами. В связи с этим полагаем, что в ближайшие месяцы добыча нефти и конденсата в России может сократиться до 9 млн барр./сут., что соответствует снижению более чем на 2 млн относительно февральского уровня. Отметим, что снижение добычи, вероятно, уменьшит избыток российских сортов нефти на рынке, что может снизить ее дисконт с аномально высоких 30–35 долл. за баррель до более умеренных 10–15 долл. Полного исчезновения дисконта в обозримом будущем ожидать, конечно, не стоит, поскольку без него у азиатских потребителей не будет мотивации покупать дополнительные объемы российской нефти.

Несмотря на все проблемы, которые сейчас испытывает нефтяной сектор, некоторые компании в долгосрочной перспективе имеют шансы сохранить инвестиционную привлекательность за счет возможности приспособиться к новым условиям. Нашим текущим фаворитом является «Роснефть». Компания уже сейчас поставляет более половины экспортируемой нефти на рынки АТР и стала одним из первых нефтяников, кто начал активно переориентировать европейские поставки в Индию. На более длинном горизонте «Роснефть» выгодно выделяет проект «Восток Ойл», который ориентирован преимущественно на рынки АТР и сейчас реализуется в штатном режиме. При этом в краткосрочной перспективе поддержку акциям «Роснефти» будет оказывать действующая программа байбэка. 


Читайте также


Предприятия готовят работников к сверхурочной нагрузке

Предприятия готовят работников к сверхурочной нагрузке

Анастасия Башкатова

Гибридный формат становится для части бизнеса нормой

0
1744
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Игорь Субботин

Готовность расширить диапазон ударов имеет свою цену для сторон конфликта

0
1130
Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
1748
Американские санкции  толкнули никель и алюминий вверх

Американские санкции толкнули никель и алюминий вверх

Ольга Соловьева

Мировой рынок отреагировал на риски сокращения поставок металлов из РФ резким ростом цен

0
1919

Другие новости