0
18758
Газета Печатная версия

07.02.2022 17:56:00

Решат ли российские леса проблему глобальной декарбонизации

Сегодня потери зеленой биомассы от пожаров и неконтролируемой вырубки превышают темпы их восстановления

Тэги: лесной сектор, климат, изменение, лесное законодательство, парижское соглашение


лесной сектор, климат, изменение, лесное законодательство, парижское соглашение Обширные площади лесов обеспечивают РФ комфортный фон на климатических переговорах. Фото Reuters

В конце прошлого года группой ученых из университетов Германии и России было подготовлено исследование о влиянии лесов России на изменения климата. Исследование вышло под названием «Леса России и изменение климата».

В предисловии к нему отмечается, что его основная цель – показать, каким образом лесной сектор может способствовать Российской Федерации в достижении целей Парижского соглашения и как этот сектор может внести свой вклад в развитие экономики.

Парижское соглашение

Напомним читателям, что для реализации целей Парижского соглашения – удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных показателей при приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градуса Цельсия – требуются серьезные социальные и экономические реформы. В недавнем докладе о разрыве в уровнях выбросов (2019) Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) содержится предупреждение о том, что при нынешней политике и планах будет невозможно сохранить целевой показатель 1,5 градуса Цельсия и крайне маловероятно, что будет достигнут целевой показатель 2 градуса Цельсия. Чтобы приблизиться к целевому показателю 1,5 градуса Цельсия, с 2020 по 2030 год потребуется ежегодное снижение глобальных выбросов парниковых газов на 7,6%.

В дополнение к Парижскому соглашению борьба с изменением климата является частью более всеобъемлющей задачи, которая основана на повестке дня на период до 2030 года и ее преобразующем подходе к устойчивому развитию. В частности, цели в области устойчивого развития (ЦУР) представляют собой комплекс универсальных целей, отвечающих неотложным экологическим, политическим и экономическим задачам, стоящим перед мировым сообществом.

Леса и лесной сектор могут играть значительную роль в достижении ЦУР и осуществлении программ климатической политики по снижению концентрации углекислого газа в атмосфере, ускорению декарбонизации мировой экономики, улучшению социально-экономических условий сельского населения и защите окружающей среды. Другими словами, инвестиции в лесной сектор могут способствовать достижению многих отдельных ЦУР и привести к синергии и взаимовыгодным решениям с одновременным достижением нескольких целей. Это делает лесной сектор важным в аспекте реализации новой политики. В контексте изменения климата, в то время как сокращение обезлесения и деградации лесов снижает выбросы парниковых газов, практика лесоуправления может поддерживать или увеличивать поглощение и запасание углерода в лесах. Лесоматериалы могут сохранять углерод в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также замещать эмиссионно-интенсивные материалы, такие как бетон и сталь, в строительном секторе (IPCC, 2018).

Кроме того, поглощение углерода в лесах можно усилить, чтобы компенсировать другие антропогенные выбросы, например выбросы энергетического и транспортного секторов. В докладе ЮНЕП о разрыве в уровнях выбросов 2017 года отмечалось, что сельскохозяйственный и лесной секторы являются одними из наиболее экономически эффективных и, следовательно, привлекательных средств для преодоления разрыва в амбициях по достижению цели Парижского соглашения по температуре. В настоящее время ожидается, что сектор землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства внесет примерно четверть объявленных глобальных сокращений выбросов в виде определяемых на национальном уровне вкладов.

Лоббирование интересов

Россия настойчиво и довольно успешно продвигала роль лесов на переговорах по Парижскому соглашению. Как указано в определяемом на национальном уровне вкладе, Российская Федерация обязалась к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов до показателя в 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году, при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов. Общая цель Парижского соглашения по достижению климатической нейтральности в ХХI веке требует амбициозных целей по смягчению последствий изменения климата, в которых поглощение углерода лесами может играть значительную роль. Поэтому важно четко понимать, какие возможности и проблемы могут возникнуть в связи с ролью российских лесов в реализации Парижского соглашения. Это справедливо и в отношении дальнейшего развития лесных экосистем и лесоуправления, а также необходимой трансформации общества и его декарбонизации. В итоге цель заключается в обеспечении устойчивости предоставления лесами экосистемных услуг и в то же время в поддержании экономических возможностей и благосостояния.

Освоение лесного сектора в соответствии с поставленными целями подразумевает построение инновационной стратегии устойчивого лесоуправления, направленной на сохранение и повышение продуктивности лесов, с учетом государственного курса на низкоуглеродное развитие общества, стимулирование инвестиций в продукцию лесного сектора и внедрение технических инноваций биоэкономики, представленных новыми перспективными видами продукции на основе древесины. В работе был сделан анализ лесных ресурсов РФ, их потенциала для связывания углерода и вклада в достижение целей Парижского соглашения, влияния последствий изменения климата, а также рисков, связанных с биотическими и абиотическими факторами. Используя методику климатически оптимизированного ведения лесного хозяйства (Climate Smart Forestry) на основе данных трех российских регионов, были также представлены примеры с различными вариантами возможностей и решений по связыванию углерода как для сохранения лесных ресурсов и обеспечения экосистемных услуг лесов, так и для использования продукции на основе древесины.

2-15-01480.jpg
Массовая вырубка в Красноярском крае. 
Фото  Reuters
Кроме того, были рассмотрены потенциал смягчения последствий изменения климата и возникающие возможности в связи с развитием лесной биоэкономики и переходом России к низкоуглеродному развитию, включая инновационные решения в различных секторах промышленности для использования новых видов продукции на основе древесины. В данном докладе обобщены современные научные представления о лесах России и изменении климата, а также определены возможности и проблемы, связанные с адаптацией к изменению климата, смягчением его последствий и развитием биоэкономики.

Основные выводы и рекомендации в отношении последующих шагов можно обобщить следующим образом: в настоящее время леса России представляют собой крупный поглотитель углерода, но существуют также и большие площади на севере и востоке России, которые выступают в качестве источника углерода. Эти территории обычно расположены либо в зоне вечной мерзлоты, либо в лесах, подвергшихся нарушениям. Однако возникающие на протяжении нескольких лет крупномасштабные лесные пожары с последовательно возрастающим уровнем усыхания древостоев могут привести к значительному сокращению площади лесов, выступающих как поглотитель углерода.

Последствия природных нарушений (лесные пожары, вредители и др.) играют критически важную роль для будущего лесов: следует уделять внимание их предотвращению, а также усилению мер по лесовосстановлению. Воздействие изменения климата представляет серьезную угрозу для лесного сектора. Потенциал достижения целей Парижского соглашения за счет значительного вклада биоэкономики не может быть реализован без активного лесоуправления, направленного прежде всего на предупреждение природных нарушений и повышение устойчивости лесов.

Что показала проверка

В связи с этим неизбежно возникает вопрос о воспроизводстве лесов – важнейшем направлении лесохозяйственной деятельности и государственной политики в целом. Счетная палата опубликовала на днях свой анализ того, как в России идет процесс восстановления лесов.

Проверка Счетной палаты показала, что меры, принятые в последние годы в части лесовосстановления, позволили существенно улучшить ситуацию в этой сфере. Однако полностью восстановить баланс между потерями и воспроизводством «зеленых легких» страны пока не удалось.

«Темпы лесовосстановления за 5 лет выросли. По итогам 2020 года восстановлено 93,6% площади погибших и вырубленных в 2019 году лесных насаждений. Это на 31,8 процентного пункта больше, чем в 2016 году. Несмотря на такую позитивную динамику, площади ежегодного выбытия лесов превышают объемы лесовосстановления. Вместе с тем был выявлен риск недостижения цели федерального проекта «Сохранение лесов» по обеспечению лесовосстановления на всех имеющихся участках утраченных лесных насаждений к завершению реализации проекта, то есть к 2024 году.

В настоящее время общая площадь лесов, требующая восстановления, составляет 35,4 млн га», – привел на коллегии данные аудитор Сергей Мамедов.

Заслуживает внимания, что проверка выявила недостатки государственного управления, связанные с:

• отсутствием перспективного планирования мероприятий по воспроизводству лесов на территории страны на основе актуальной информации о лесах;

• недостаточностью финансового обеспечения мероприятий по воспроизводству лесов;

• отсутствием действенного контроля государства за результатами мероприятий по воспроизводству лесов и др.

Механизм компенсационного лесовосстановления, вступивший в действие с 2019 года, не дал очевидных результатов по увеличению площади лесовосстановления в РФ. Например, в Томской области в 2020 году компенсационное лесовосстановление проведено всего на 1,5% площади вырубленных в 2019 году арендаторами лесов.

Повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов за счет увеличения доли лесных культур, создающихся с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой, предусмотренное Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, может быть не выполнено в связи с наличием организационных и финансовых проблем, которые препятствуют реализации вступающих в силу с 2022 года положений Правил лесовосстановления. В ходе проверки на объектах контроля установлены нарушения, которые обусловлены ненадлежащим применением норм бюджетного и лесного законодательства, в том числе расходование средств при отсутствии соответствующих полномочий, а также недостатки нормативно-правового регулирования.

Возместить утрату лесного массива призван федеральный проект «Сохранение лесов». Однако анализ документа показал, что к моменту его завершения (конец 2024 года) планируется восстановить только площадь лесов, погибших или вырубленных в 2022 году, а не все утраченные насаждения. Также в него не включены плановые результаты по созданию лесных питомников, что предусмотрено Стратегией развития лесного комплекса.

«Выращивание посадочного материала лесных растений – один из важных этапов воспроизводства лесов. Однако мероприятия по созданию и эксплуатации лесных питомников не обеспечены финансированием, в том числе из-за того, что Минприроды и Рослесхоз не внесли соответствующих изменений в действующие нормативные акты».

Не обеспечены необходимым финансированием и положения Правил лесовосстановления, которые вступают в силу с 2022 года. Они, в частности, требуют от субъектов РФ довести до 20% площади искусственного и комбинированного лесовосстановления с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой, так как она обеспечивает лучшую приживаемость растений. При этом 41% опрошенных Счетной палатой субъектов РФ отметили риски невыполнения указанных требований. Причины – высокая стоимость такого посадочного материала, отсутствие необходимой техники для проведения работ с ним и лесорастительные особенности ряда регионов. В связи с этим Счетная палата предлагает Минприроды учесть специфику регионов и скорректировать установленные в Правилах значения.

Доработки и утверждения, по мнению контрольного ведомства, требуют и другие нормативные акты в сфере лесовосстановления. В частности, Счетная палата предлагает утвердить порядок учета, обновления и использования семян лесных растений из федерального фонда, а также определить единый порядок приемки выполненных лесовосстановительных работ для арендаторов, осуществляющих заготовку древесины.

Помимо нормативных пробелов проведение работ по лесовосстановлению тормозит отсутствие актуальной информации о лесном фонде и недостаточное финансовое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений. Это подтверждают данные опроса, проведенного Счетной палатой в ходе проверки.

«Опрос регионов показал, что условия, необходимые для эффективного воспроизводства лесов, на федеральном и на региональном уровнях не созданы. Во-первых, отсутствует актуальная информация о лесах, необходимая для планирования мероприятий по их воспроизводству. По 84% площади лесного фонда данным уже больше 10 лет. Во-вторых, регионам не хватает средств на реализацию мероприятий по лесовосстановлению. По данным Рослесхоза, обеспеченность воспроизводства лесов финансированием из федерального бюджета составила в 2019 году 67% от заявленного субъектами Российской Федерации объема, в 2020 году – 82%», – озвучил аудитор.

Проверка также выявила различные нарушения и недостатки на общую сумму 127 млн руб. Все они связаны с несоблюдением норм бюджетного и лесного законодательства. Так, Рослесхоз направлял бюджетные средства на выполнение государственных работ, не имея на это соответствующих полномочий. «Это серьезное нарушение, и, чтобы не допускать его в будущем, предлагаем предусмотреть соответствующие полномочия в Лесном кодексе», – отметил Сергей Мамедов. Кроме того, в ряде случаев результаты проводимой с 2019 года инвентаризации фонда лесовосстановления не применялись как на федеральном, так и на региональном уровнях. «Это может повлечь неэффективное использование бюджетных средств, израсходованных в 2019–2021 годах, – констатировал аудитор. – Для исключения такого риска считаем целесообразным нормативно закрепить порядок использования результатов инвентаризации фонда лесовосстановления».

В Рослесхозе с выводами и предложениями Счетной палаты согласились и рассказали о планах по устранению выявленных недостатков и нарушений. «У нас уже подготовлены проекты актов, которые связаны с порядком проведения работ по лесовосстановлению и лесоразведению. Они урегулируют вопросы, которые были сегодня озвучены в части приемки работ, применения посадочного материала по отдельным лесным районам. Что касается отсутствия достоверной информации о лесах, то с 1 января вступает в силу федеральный закон, предусматривающий передачу полномочий по лесоустройству на федеральный уровень», – сообщила замруководителя агентства Анастасия Винокурова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мир на пути к экономике нулевых выбросов

Мир на пути к экономике нулевых выбросов

Михаил Аким

Ольга Румянцева

Без развития технологий улавливания и хранения CO₂ проблемы климата не решить

0
5592
Неожиданности климатической конференции в Баку

Неожиданности климатической конференции в Баку

Олег Никифоров

CОР29 вопреки пророчествам закончилась принятием совместного коммюнике

0
6827
Туркменистану отводят ключевую роль в Срединном коридоре

Туркменистану отводят ключевую роль в Срединном коридоре

Виктория Панфилова

В Европе не учитывают рисков, связанных с природными катаклизмами

0
5857
БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

Дмитрий Гусев

Бакинская Конференции ООН по климату демонстрирует, что у идеологов псевдозеленого движения возникли сложности

0
8574

Другие новости