0
12813
Газета Печатная версия

12.04.2021 17:25:00

Энергоменеджмент поможет муниципалитетам сократить расходы

Перенаселение ведет к нерациональному использованию энергоносителей

Тэги: энергоэффективность, муниципалитеты, энергоснабжение, расходы, семинар, энергоменеджмент, москва


энергоэффективность, муниципалитеты, энергоснабжение, расходы, семинар, энергоменеджмент, москва В России, как правило, вопрос энергоэффективности на бытовом уровне пока не решается. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В Москве прошел совместный семинар немецкого энергетического агентства (DENA) и Московской школы управления «Сколково», посвященный теме энергоэффективности на муниципальном уровне. Не секрет, что именно энергоэффективность является одним из главных инструментов борьбы с климатическими изменениями. Но, видя, как в московских подъездах днем и ночью горит свет, а в жилых домах зимой топят так, что приходиться открывать окна, начинаешь понимать, что проблема энергоэффективности должна начинаться уже на уровне каждой квартиры.

Семинару предшествовал совместный российско-германский доклад, отрывки которого мы приводим в данной статье с продолжением публикации в следующих номерах.

Как известно, затраты на энергию всех видов – электрическую, тепловую, энергию жидкого или твердого топлива – всегда были и остаются важной частью расходного баланса любого предприятия, домохозяйства, отрасли или страны. Энергия часто расходуется неэффективно, главным образом потому, что менеджеры (управленцы) зачастую не имеют представления о том, где сосредоточены потери энергии (и, следовательно, связанные с этим финансовые затраты), и/или не знают, какая последовательность действий позволит эти потери уменьшать. Энергоменеджмент – системный ответ на этот вызов.

Что такое энергоменеджмент. У этого термина много определений. Одно из самых кратких объясняет его как искусство и науку оптимального использования энергии для минимизации затрат и максимизации выгод; одно из самых полных – как проактивную, организованную и систематическую координацию закупок, преобразования, распределения и использования энергии для удовлетворения требований с учетом экологических и экономических целей. Не только сокращение энергозатрат в сфере экологии и климата. Энергоменеджмент приводит к сокращению затрат энергии и соответственно связанных с этим финансовых расходов. Но этим эффект не ограничивается – ведь преобразование или использование энергии очень часто связано с выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду. Энергоменеджмент позволяет улучшать экологическую ситуацию, а также защищать глобальный климат. Например, сокращение потерь энергии в системе теплоснабжения города снижает потребность в выработке тепловой энергии в городских котельных. Уменьшение нагрузки котельных влечет за собой сокращение количества сжигаемого в них топлива и, следовательно, вредных выбросов в атмосферу, которые могут причинять вред здоровью горожан: оксидов азота, оксидов серы, золы. Дополнительный эффект связан с сокращением выбросов парниковых газов (прежде всего углекислого газа). Парниковые газы сами по себе не вредят здоровью, но накапливаются в атмосфере и тем самым провоцируют глобальное изменение климата на Земле – одну из важнейших стратегических угроз для всего человечества, признанных на уровне ООН.

Примеры из обыденности

Возвратимся к примеру с котельной: чем меньше топлива в ней сжигается, тем меньше углекислого газа выбрасывается в атмосферу и соответственно меньше вклад этой котельной в изменение климата на Земле. Проблема оптимального использования энергии возникла сразу, как только человек начал применять энергию, – и по мере развития наук об энергетике и управлении, появления новых технологий энергоменеджмент постоянно развивался и совершенствовался. К концу XX века он стал системной практикой во многих странах мира. В 2007 году ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) инициировала разработку международных стандартов по энергоменеджменту, которые бы учли лучшие практики и наработки стран – лидеров в сфере энергоэффективности, уже существовавшие к тому времени. Международная организация по стандартизации (ISO) создала для этой цели отдельный Технический комитет ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент», в работе которого в течение трех лет принимали участие представители 35 стран. Итоговый международный стандарт ISO 50001 «Энергоменеджмент» был опубликован в 2011 году. В 2012-м вышла его русская версия – ГОСТ Р ИСО 50001–2012. «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Сегодня существует целый набор международных стандартов энергоменеджмента в рамках ISO4. Существуют и профессиональные стандарты подготовки специалистов в области энергоменеджмента. Одну из самых авторитетных систем таких стандартов разработала международная некоммерческая организация Ассоциация инженеров-энергетиков (Association of Energy Engineers, AEE), основанная в 1977 году в США и насчитывающая 18 тыс. профессионалов и 100 стран мира. Среди стандартов этой системы – «Сертифицированный энергоменеджер» (Certified Energy Manager, СEM®5 ) и «Сертифицированный специалист по измерению и верификации энергоэффективности» (Certified Measurement and Verification Professional, CMVP®6 ). Применение национальных или международных стандартов энергоменеджмента не является обязательным и – тем более – самоцелью, но помогает построить систему энергоменеджмента с учетом лучшего опыта нескольких поколений управленцев и инженеров по всему миру. Кроме того, построенную таким образом систему можно проверить на соответствие стандарту с помощью независимой сертификации. Сертификат на соответствие системы энергоменеджмента международному стандарту, выданный аудитором с хорошей репутацией, – гарантия того, что система действительно работает и приносит результат: энергопотребление снижается, экологическая обстановка улучшается, а затраты уменьшаются.

Регулирование на местах

Энергоменеджмент по определению может применяться везде, где производится, потребляется, передается, покупается или преобразуется энергия, – от уровня домохозяйства или личного автомобиля до уровня города, предприятия или государства.

Мы подробнее рассмотрим корпоративный сектор, объединяющий частные и государственные компании, и публичный (государственный) сектор, в который входят государственные, региональные и муниципальные учреждения. По результатам исследования ISO 2019 года, по всему миру насчитывается несколько десятков тысяч действующих сертификатов о соответствии системы энергоменеджмента требованиям стандарта ISO 50001 в отношении компаний и организаций, которые управляют объектами/площадками общим количеством 42 215.

Наибольшее распространение системы энергоменеджмента получили в Германии – по данным этого исследования, на нее приходится примерно треть от всех сертифицированных систем в мире. По данным Минэкономразвития РФ, в 2018 году в России система энергоменеджмента по ISO 50001 внедрена и успешно функционировала в нескольких компаниях топливно-энергетического комплекса: «Росатом», «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Интер РАО», «Россети» и др. Российские промышленные компании, в особенности в энергоемких отраслях, в силу мотивации к сохранению и повышению конкурентоспособности на рынках являются наиболее активными в стране сторонниками внедрения энергетического менеджмента. В 2010 году был основан Clean Energy Ministerial – Межминистерский форум по чистой энергетике, участниками которого являются 28 стран мира, включая Россию и Германию. Clean Energy Ministerial вручает ежегодную международную премию в области энергоменеджмента – Award of Excellence in Energy Management «За наилучшие достижения в энергоменеджменте». В 2018 году эта награда была вручена российской компании ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК). За три года после запуска системы энергоменеджмента на ММК удалось повысить энергоэффективность на 8%, экономический эффект на сокращении энергозатрат за этот период составил более 38 млн долл., а сокращение выбросов парниковых газов – 700 тыс. т. В 2018 году Clean Energy Ministerial присудил международную премию Energy Management Insight Award еще одной российской компании – ООО УК «Жилкомсервис» (Набережные Челны, Татарстан). В управлении «Жилкомсервиса» находится 334 жилых дома, в которых проживают более 100 тыс. человек. Это одна из крупнейших управляющих компаний в России и первая в такая компания, внедрившая энергоменеджмент по стандарту ISO 50001. По данным компании, в 2016 году только за счет малозатратных мероприятий в рамках энергоменеджмента удалось сократить энергозатраты на 515 тыс. долл., при этом срок окупаемости мероприятий составил 0,3 года. В бюджетном секторе в мире энергоменеджмент пока не получил такого широкого распространения. По результатам исследования ISO, в публичном секторе (Public Administration) в мире в 2019 году действовало крайне незначительное число сертификатов соответствия стандарту ISO 50001 – всего 38 единиц.

4-14-2-650.JPG
Ряд российских муниципалитетов участвуют в международных программах повышения
уровня энергоэффективности.  График из доклада «Энергоменеджмент
для муниципальных администраций» Московской школы управления «Сколково»
и Немецкого энергетического агентства (DENA)



















В Европейском союзе в рамках проекта 50000&1 SEAP города и муниципалитеты, входящие в Ковенант мэров, в течение 2017–2020 годов получали поддержку при интеграции систем энергоменеджмента с планами действий в области устойчивой энергетики (SEAP) в соответствии со стандартами энергоменеджмента, такими как ISO 50001 и European Energy Award. В проекте участвовали 40 муниципалитетов из 8 стран. Наиболее активно система энергоменеджмента в муниципалитетах внедряется в Германии. С одной стороны, немецкие муниципалитеты сталкиваются с необходимостью достигать амбициозных целей в сфере сокращения энергопотребления и выбросов парниковых газов, с другой – энергоменеджмент в Германии исторически используется очень широко в разных сферах экономики.

Международный глобальный ковенант мэров за климат и энергетику (Global Covenant of Mayors for Climate and Energy) объединяет города и муниципалитеты, которые преследуют амбициозные цели по декарбонизации (сокращению выбросов парниковых газов) и повышению энергоэффективности. По состоянию на 2020 год к ковенанту присоединилось более 10 тыс. городов из 138 стран мира с общим населением более 800 млн человек, из которых более 8 тыс. городов уже опубликовали конкретные планы мероприятий по достижению своих целей, подлежащие мониторингу.

Одна из наиболее распространенных систем энергоменеджмента в Германии – оригинальная система «Энергоменеджмент и менеджмент защиты климата» (Energie- und Klimaschutzmanagement – EKM) Немецкого энергетического агентства, разработанная специально для муниципалитетов. C 2009 года система EKM внедрена уже в 74 немецких муниципалитетах. С 2013 года проводится добровольная сертификация этой системы, по итогам которой 15 успешных муниципалитетов (около 20% от общего количества) получили сертификат «Энергоэффективный муниципалитет DENA».

В России примеры использования системы энергоменеджмента в бюджетном секторе практически отсутствуют. Региональный энергоменеджмент в 2013–2017 годах был частью программы «Повышение энергоэффективности в Российской Федерации», которую реализовали ПРООН (Проект программы развития ООН), Глобальный экологический фонд, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. Эта программа в наибольшей степени затронула Псковскую область, Республику Татарстан и Астраханскую область. Сведений о развитии этого проекта после 2018 года в публичном пространстве нет.

Стратегия развития

Энергоэффективность – средство достижения стратегических целей. В проекте Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, опубликованном в марте 2020 года, в базовом сценарии предполагается снижение энергоемкости российской экономики до уровня 50% к 2050 году, а также сокращение углеродоемкости (количества выбросов парниковых газов в экономике, приходящихся на производство единицы ВВП) на 9% к 2030-му и на 48% к 2050 году. Проект стратегии предусматривает два основных способа реализации базового сценария:

– масштабное повышение энергетической эффективности российской экономики;

– полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных рубок. У российской экономики огромный потенциал повышения энергоэффективности.

В соответствии с выводами Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в России этот потенциал пока не удалось использовать. Доклад был опубликован в декабре 2020 года и охватывает период 2019 года. Центральный федеральный округ (ЦФО) стал единственным федеральным округом, где во всех регионах производилось финансирование мероприятий в рамках программ повышения энергоэффективности и энергосбережения. В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в 50% опрошенных субъектов РФ (3 из 6) не производилось финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности. В Приволжском (ПФО) и Дальневосточном (ДФО) федеральных округах в шести субъектах суммарно мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению также остались без ресурсного обеспечения.

На региональном уровне прослеживается диспропорция в объемах ресурсного обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению. Более половины валового объема финансирования за счет бюджетных источников пришлось на Мурманскую область (11,5 млрд руб. – 35,2% от общего объема), Иркутскую область (6,8 млрд руб. – 20,9%). Удельный вес остальных регионов составил менее 5%. Большую часть (52,3%) внебюджетного финансирования обеспечили четыре региона: Ростовская область (33,99 млрд руб. – 32,8%); Республика Башкортостан (7,71 млрд руб. – 7,4%); Республика Бурятия (7,3 млрд руб. – 7,1%); Республика Татарстан (5,2 млрд руб. – 5,1%).

Заслуживает внимания, что в 10 регионах Российской Федерации финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению отсутствовало как в 2018-м, так и 2019 году. В их числе: Еврейская автономная область, Калининградская область, Красноярский край, Оренбургская область, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Тюменская область. Правда, все перечисленные регионы, кроме Тюменской области, являются дотационными.

Известно, что энергоемкость ВВП – показатель, характеризующий энергетическую неэффективность экономики. Чем менее эффективно используется энергия в экономике, тем больше ее энергоемкость. За прошедшие 10 лет энергоемкость ВВП России снизилась всего на 9%, причем в 2015–2018 годы энергоемкость ВВП не снижалась (для сравнения: в Германии за период 2010–2018 годов энергоемкость ВВП снизилась на 27%). Энергоемкость российского ВВП выше мирового уровня на 46%, уровня Канады – на 17%. Таким образом, повышение энергоэффективности становится основным способом реализации долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития России и ее международных обязательств в рамках Парижского соглашения.

Проблема перенаселенных городов

Население сконцентрировано в городах, поэтому именно в городах сосредоточена основная доля (около 2/3) конечного энергопотребления в мире и сопоставимая доля эмиссии парниковых газов. По оценкам Немецкого энергетического агентства, более 80% выбросов парниковых газов приходится на города. По данным Росстата, за последние 30 лет доля городского населения в России была относительно стабильной – на уровне 73–75%, что сопоставимо с показателями Германии, Чехии, Испании, Франции, Италии, Турции, Швейцарии в 2018 году. В 2020 году в России насчитывалось 20 846 муниципальных образований, в том числе 632 городских округа.

При таких масштабах задача повышения энергоэффективности в муниципалитетах становится более серьезным вызовом, чем в европейских странах. В то же время это необходимое условие для роста энергоэффективности экономики в целом. Энергоменеджмент может стать ответом на этот вызов: он не только придаст систематичности работе по повышению энергоэффективности, но и позволит более полно использовать потенциал управленцев на местах, даст им инструментарий для самостоятельного принятия решений. В условиях постоянного дефицита бюджетных средств, кадровых и временных ресурсов в муниципалитете энергоменеджмент позволит систематически концентрировать усилия на наиболее прорывных и доступных направлениях. По оценке Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», только прямые затраты муниципалитетов на энергоснабжение объектов бюджетного сектора (прежде всего зданий) могут составлять до 3–7% годового бюджета.

Отсюда уже становится понятным значение внедрения системы энергоменеджмента на уровне российских муниципалитетов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
5155
Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Дарья Гармоненко

К электорату партия поедет по советской ностальгии и социальной повестке

0
1957
Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Владимир Мухин

Кроме США у Украины есть немало союзников, способных помогать деньгами и оружием

0
9689
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
8111

Другие новости