Было бы непростительной ошибкой связывать неуступчивую позицию Польши по строительству «Северного потока – 2» только с заботой об украинском транзите. У поляков более амбициозные планы. И связаны они со строительством газопровода Baltic Pipe. Конечно, провозглашенная правительством Польши основная цель газопровода сделать Польшу не зависимой от поставок российского газа. Как известно, контракт с «Газпромом» истекает в 2022 году. Польские власти намерены отказаться от импорта российского газа после 2022 года.
Насколько это реально?В 2019 году потребление газа в Польше оценивается на уровне 20 млрд куб. м. Собственная добыча составила менее 4 млрд куб. м. В 2019 году «Газпром» поставил польской нефтегазовой компании PGNiG более 9,7 млрд куб. м. Поставки с западного и южного направлений достигли 2,5 млрд куб. м – в действительности это тот же российский газ, поставленный «Газпромом» в Германию или Чехию и перепроданный европейскими трейдерами PGNiG. Еще 3,43 млрд куб. м (после регазификации) поступило в Польшу в виде сжиженного природного газа (СПГ) через терминал в Свиноуйсьце. Терминал способен принимать до 5 млрд куб. м в год, но после запуска в эксплуатацию в начале 2016 года никогда не использовался на полную мощность. Сейчас ведутся работы по увеличению пропускной способности терминала до 7,5 млрд куб. м. Основной объем СПГ в Польшу поставляется в соответствии с долгосрочными контрактами – в основном из Катара и США. Правда, СПГ традиционно дороже трубопроводного газа, и, видимо, полякам не хочется переплачивать.
Новый маршрут
В мае прошлого года PGNiG в очередной раз объявила о начале строительства газопровода Baltic Pipe мощностью 10 млрд куб. м газа в год. Общая протяженность газопровода составит свыше 900 км, включая морские участки в Северном и Балтийском морях протяженностью 385 км. Baltic Pipe свяжет месторождения газа в Северном море с побережьем Польши. Завершить строительство планируется до конца 2022 года.Польша даже предлагала его в качестве альтернативы «Северного потока – 2», но по заявленным мощностям Baltic Pipe явно не может соответствовать российскому трубопроводу. Мощность «Северного потока – 2» – 55 млрд куб. м газа в год. А Baltic Pipe, по сути, на начальном этапе должен был бы быть просто газопроводом между Польшей и Данией. Правда, по завершении его строительства планируется подключение газопровода к норвежской газотранспортной системе и транспортировка природного газа из Норвегии через Данию в Польшу.
Идея строительства Baltic Pipe неоднократно пересматривалась. Первоначально она появилась в 2001 году, когда датская нефтегазовая компания DONG и польская компания PGNiG подписали соглашение о строительстве газопровода для поставок датского газа в Польшу. Тогда было принято решение создать трубопроводный консорциум, в котором две трети акций принадлежали бы датчанам, а одна треть – польской стороне при возможном участии норвежской Statoil. Но в тот период проект был признан экономически нецелесообразным.
Идея была реанимирована в 2007 году после мюнхенской речи Владимира Путина, в которой он говорил об однополярности мировой политики, наступлении НАТО на Россию и меняющейся роли России в мире. Именно после этого обращения аналитики заговорили о начале новой холодной войны. Видимо, в таких условиях опора на российский газ показалась тогдашнему польскому руководству рискованной, и оно вернулось к идее «опоры на собственные силы». Но в данном случае основным вопросом стало финансирование проекта. При этом деньги на строительство нужны приличные – его стоимость оценивается в 1,8–2 млрд евро. Собрать их планируют в основном за счет кредитов от европейских банков. Кроме того, для реализации проекта Baltic Pipe ЕС предоставил грант в размере 215 млрд евро.Однако балтийского газа Польше для покрытия всех нужд все равно не хватит: PGNiG не обладает собственными ресурсами, чтобы обеспечить загрузку газопровода. Польская компания, правда, участвует в разработке нефтегазовых месторождений в Северном море, но добыча в этом регионе не превышает 0,5 млрд куб. м. С учетом последних приобретений в PGNiG надеются, что добыча компании на североморском шельфе увеличится до 0,9 млрд куб. м в 2021 году.
Дополнительные поставки голубого топлива в Польшу связаны с масштабными инвестициями в инфраструктуру. Карта выполнена Михаилом Митиным |
Сырье для Baltic Pipe
Польская PGNiG ищет газ для заполнения трубопровода Baltic Pipe и заключает долгосрочные соглашения с потенциальными поставщиками. Основным источником поставок датского газа для Польши должно стать месторождение Tyra, разработку которого ведет Danish Underground Consortium (DUC). Французской Total в DUC принадлежит 43,2% акций, Shell – 36,8%, датской государственной компании Nordsofonden – 20%. Оператором проекта разработки месторождения является Total.После возобновления добычи на месторождении «Тайра» (Тyra) Дания готова поставлять избыточные объемы газа в Польшу.
В сентябре же 2020 года эксплуатация месторождения была остановлена для проведения ремонтных работ с целью повышения эффективности производства. Завершение работ и возобновление добычи на Tyra намечено на июль 2022 года. Добыча на месторождении составит 60 тыс. барр. в сутки нефтяного эквивалента: две трети газ и одна треть нефть. По оценкам S&P Platts, на Тyra будет добываться около 2 млрд куб. м газа. В 2018 году добыча газа на датском шельфе составила около 4,5 млрд куб. м, и 90% этого объема было добыто на Tyra. По оценке Датского энергетического агентства, добыча газа на Северном море в этом году составит 1,1 млрд куб. м – это меньше, чем требуется Дании, поэтому необходимый объем газа датчане импортируют из соседней Германии.Не так давно PGNIG Supply & Trading – торговое подразделение государственной нефтегазовой компании PGNiG – подписала долгосрочное соглашение о закупках природного газа у датской компании Orsted. В соответствии с соглашением Orsted поставит в Польшу газ, добываемый в датском секторе Северного моря, в объеме до 6,7 млрд куб. м с января 2023 года по октябрь 2028 года. Orsted – бывшая Danish Oil and Natural Gas (DONG) – больше самостоятельно не разрабатывает шельфовые месторождения, но продолжает покупать нефть и газ у консорциума DUC в соответствии с действующими соглашениями. «Договор между Orsted и PGNiG Supply & Trading обеспечит прочную основу для дальнейшего сотрудничества между двумя компаниями. Это также повысит надежность и диверсификацию поставок газа на рынок Европы», – сказал Ежи Квечинский, глава PGNiG.Руководство Orsted считает, что после возобновления добычи на Tyra Дания будет располагать избыточными объемами газа, что позволит начать поставки за рубеж.Ожидается, что благодаря возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) потребности Дании в газе снижаются и в период действия контракта между Orsted и PGNiG Supply & Trading cоставят примерно 1,9 млрд куб. м газа в год, а добыча на шельфе достигнет 3,8 млрд куб. м в год, что значительно больше, чем ожидалось месяцем ранее. Датское энергетическое агентство прогнозировало, что после запуска Tyra добыча газа на датском шельфе к 2024 году может достигнуть 3 млрд куб. м в год. При этом ожидается, что производство биогаза в Дании с 2023 по 2028 год составит 4,5 млрд куб. м. Таким образом, совокупный объем газа, которым будет располагать Дания за указанный период, составит 27 млрд куб. м, или в среднем 4,5 млрд куб. м в год. Четверть этого объема Orsted готова поставить в Польшу по газопроводу Baltic Pipe.Безусловно, в Польше понимают, что кроме датчан необходимо искать и других поставщиков. Поэтому помимо Orsted было подписано долгосрочное соглашение на поставку газа с компанией Aker BР, о чем стало известно 16 октября 2020 года. Детали этого соглашения – прежде всего объемы и сроки поставок – не разглашаются.В 2021–2022 годах следует ожидать увеличения количества подобных сделок.
Если PGNiG не обеспечит полную загрузку Baltic Pipe, то эксплуатация газопровода станет нерентабельной. Изначально большинство экспертов сомневались в экономической целесообразности проекта Baltic Pipе. По оценке экспертов, с учетом всех заключенных контрактов и перспектив добычи PGNiG в Северном море загрузка Baltic Pipe обеспечена менее чем на треть.
Только ли независимость?
Польское издание Interia и не скрывает, что стоит на самом деле за планами сооружения Baltic Pipe. По его словам, польский нефтегазовый концерн (PGNiG) намеревается создать газовый хаб. Напомним читателям, что газовый хаб – это центр перераспределения сырья и торговли им, который подразумевает создание не только инфраструктуры, но и соответствующей нормативно-правовой базы, позволяющей свободно и безопасно покупать и продавать товар на выгодных условиях. Interia утверждает, что Польша продолжает диверсифицировать источники поставки газа и приобретает все больше СПГ. Поэтому, по оценке издания, «это уже далеко не та ситуация, какая была несколько лет назад, когда мы полностью зависели от российского газа».
Interia ссылается на мнение главного редактора портала «Бизнес алерт» Войчеха Якубика. Он указывает, что «доля российского газа в импорте снизилась до 56%, в первую очередь это произошло благодаря тому, что до 29% выросла доля сжиженного газа. Он поступает из США, Катара и других стран. В польском хабе можно будет использовать это сырье, предлагая его клиентам, например Украине. В 2019 году из Польши туда поставили 2 млрд куб. м газа. Именно украинцы располагают большими мощностями по его хранению». «Дешевле всего должно оказаться сырье из Норвежского моря, с месторождений, на которых работает польский нефтегазовый концерн», – добавляет Якубик.
Насколько продуман альтернативный (не российский) вариант газоснабжения?
Итак, сейчас в Варшаве заявляют, что продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» не собираются, а планируют получать топливо из альтернативных источников. Президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe 30 апреля нынешнего года, а ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года.Отказ от российского газа подается в Польше практически на уровне национальной идеи. В декабре 2019-го Gazeta Polska вышла с заголовком на первой полосе: «Поляки не хотят российского газа». Издание перепечатало результаты опроса, проведенного PGNiG, и взяло интервью у ее тогдашнего президента Петра Вожняка. Поляки ожидают отказа от российского газа. Таков ответ 84% респондентов. Они ожидают развития сотрудничества с другими поставщиками. Через три года закончится Ямальский контракт. «После 2022 года мы будем полностью независимы от России», – говорил Петр Вожняк.
Есть мнение, что PGNiG теоретически может докупать газ у других компаний, работающих на шельфе. Тем не менее большая часть норвежского газа в любом случае законтрактована на многие годы вперед – и Польше придется переплачивать за поставки или проводить своп по обмену норвежского газа на российский. Однако выигрыш у «Газпрома» действительно может облегчить ситуацию с приобретением ресурсной базы.
Амбициозные планы
В этом году польская нефтегазовая компания подписала соглашение – в течение семи лет она поставит более 150 тыс. т сжиженного природного газа польской же фирме DUON Dystrybucja, которая занимается распределением топлива через собственную инфраструктуру. Доставлять продукцию PGNiG будет с СПГ-терминала в Свиноуйсьце и малотоннажных СПГ-заводов, которые находятся в ее управлении. С 1 апреля 2020 года добавился еще один источник – станция приема и перевалки СПГ в литовской Клайпеде. Другими словами, Польша не просто хочет обеспечить себя скандинавским, а не российским газом. Страна претендует на гораздо большее, а именно – на роль нового газового хаба в Восточной Европе. Для этого Польша расширяет СПГ-терминал в Свиноуйсьце (с 5 млрд до 7,5 млрд куб. м в год) и намерена получать норвежское голубое топливо по трубопроводу Baltic Pipe.А излишки топлива, как надеются хитроумные паны, хорошо бы сбывать на стороне.
Каким образом предполагается это реализовать?В конце лета 2020 года успешно завершилась прокладка под дном реки Неман первой из двух ниток газопровода GIPL из Польши в Литву. Участок, уложенный под Неманом, составил по длине 750 м. Будут построены 100 км газопровода от местечка Яуняй (Ширвинтский район) до города Алитус. В 2021 году планируется проложить остальные 65 км трубопровода.Польша и Литва планируют завершить строительство GIPL к концу 2021 года. Общая протяженность этого газопровода составит 508 км. В Варшаве уже мечтают, как получат доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Там Польша намерена сбывать закупаемый ею СПГ и голубое топливо, поступившее по будущему Baltic Pipe. Планируется, что из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд куб. м в год, а в обратном направлении – 1,9 млрд.Общая стоимость польско-литовского газопровода составит около 500 млн евро. Инвестируют в это строительство польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid, софинансирование в размере 266,4 млн евро также осуществляется из европейских структурных фондов. И это неудивительно: в 2016 году польско-литовский трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа.
Впрочем, и сами Польша с Литвой готовы серьезно вложиться в эту стройку. Так, ранее стало известно, что литовский оператор системы транспортировки природного газа Amber Grid берет в Европейском инвестиционном банке на строительство GIPL кредит в размере до 65 млн евро.Тут, правда, планы Польши входят в противоречие с газовыми амбициями Литвы. Напомним, что шесть лет назад, 27 ноября 2014 года, в литовской Клайпеде появился газовый терминал Independence. Судно оборудовано четырьмя терминалами для СПГ, общая вместительность которых достигает 170 тыс. куб. м. В Вильнюсе дату 27 ноября назвали одной из значительнейших в истории страны – чиновники уверяли, что терминал «даст Литве энергетическую независимость от России». Но вскоре выяснилось, что цена сырья российских НОВАТЭКа и «Газпрома» для литовских промышленных предприятий-потребителей периодически оказывается выгоднее стоимости европейского газа. Но Литва мечтает о покорении рынков самой Польши, а также Белоруссии и Украины.«Здесь все логично: в Клайпеде стоит СПГ-терминал, мощность которого с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики, поэтому в дополнительных объемах газа Литва не нуждается – ей бы найти рынки сбыта для собственных излишков.
Но Польша, мягко говоря, не самый подходящий вариант. У нее с энергоснабжением тоже все в порядке: есть и трубопроводные поставки «Газпрома», и СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который поляки собираются расширять. В перспективах строительство еще одной регазификационной установки. Даже если Варшава действительно откажется от продления Ямальского контракта с Россией, поставки по альтернативным маршрутам полностью закроют ее потребности. Вопрос только в цене.
Как бы то ни было, Литва с ее «заманчивыми» предложениями в эту схему не вписывается», – считает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. А вот планы газовой экспансии Польши выглядят куда более реалистично – и «Газпрому» обязательно придется искать ответ на этот вызов.
Политические игры
В Варшаве хотят занять место Лондона в Евросоюзе, но уверены, что этим планам мешает Берлин, считает германский политолог Александр Рар. Так он расценил слова одного из польских экспертов о том, что новым главным другом США в Европе вместо Польши опять становится Германия.
Нет смысла скрывать, что между нынешним лидером Евросоюза – Германией и претендующей на это лидерство (по крайней мере в Восточной Европе) Польшей существуют глубокие разногласия. Как отмечает берлинский аналитический фонд «Наука и политика» (Wissenschaft und Politik), отношения между Германией и Польшей находятся в фазе напряженности. Речь идет о спорных вопросах, среди которых завершение строительства «Северного потока – 2» играет немаловажную роль. Однако и другие проблемы достаточно остры. Это, по оценке экспертов фонда, репарационные требования к Германии и проблема беженцев.
Рар видит эти проворечия глубже. Он считает, что «между Германией и Польшей идет негласная конкуренция внутри Европы. В Варшаве не хотят, чтобы в Евросоюзе парадом командовали немцы и французы. Она заинтересована в том, чтобы голос восточноевропейских стран был услышан». По его мнению, после выхода Великобритании из ЕС Польша хочет занять ее место в тройке лидирующих стран Европы, но «Германия не дает ей это сделать». «Польша надеялась на победу Дональда Трампа. Ей казалось, что этот американский президент будет и дальше пренебрегать Германией и Францией, потому что его интересовало больше восточное, а не западное крыло Евросоюза. На этом фоне поляки надеялись разговаривать с Германий и Россией языком силы», – пояснил Рар.
С приходом на пост президента США Джо Байдена «поляки кусают локти». «Теперь их амбициозные планы рухнули – и поляки ищут виновника. Байдена винить нельзя, а вот в Ангелу Меркель шишки бросать можно. К тому же Германия раздражает поляков в вопросах либеральных ценностей, когда учит их демократии. Ситуация между странами складывается непростая», – объясняет эксперт.
комментарии(0)