Марио Мерен объясняет ситуацию с развитием отношений между РФ и ФРГ. Фото © Wintershall Dea
На сайте ведущего германского предпринимательского союза Восточного комитета германской промышленности была опубликована статья одного из крупнейших немецких менеджеров в нефтегазовой сфере Марио Мерена. В частности, он указывает, что 50 лет назад между ФРГ и Советским Союзом был заключен договор «Газ–трубы», заложивший основы дискуссии, продолжающейся и по сей день. События того времени воспринимаются сегодня как сюжет экономического детектива. 1 февраля 1970 года западногерманские компании и банки подписали с советским правительством необычное соглашение: немецкая сторона согласилась изготовить и поставить в Россию более миллиона тонн труб большого диаметра для транспортировки природного газа. Москва взамен обязалась ежегодно поставлять в Германию три миллиарда кубометров газа. Эта сделка не только стала отправной точкой для энергетического партнерства между Западом и Востоком, но и положила начало политическим спорам. И то, и другое продолжается до сих пор.
Марио Мерен
Одним из духовных отцов соглашения был федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт. Договор был рассчитан на достижение «оттепели» в отношениях между странами путем наведения экономических мостов. Особенно активно инициатива была поддержана основанным в 1952 году Восточным комитетом германской экономики и его тогдашним председателем Отто Вольффом фон Амеронгеном. Только в 1968 году при посредстве Восточного комитета c труб большого диаметра, в производстве которых немецкие предприятия на тот момент являлись лидерами, было снято эмбарго НАТО, в результате чего появилась возможность для заключения сделки с СССР. Состоявшееся 1 февраля 1970 года подписание договора «Газ–трубы» предвосхитило заключение «Московского договора» (12 августа 1970 года), открывшего серию «Восточных» договоров социал-либеральной коалиции под руководством Вилли Брандта. За «Московским договором» последовали «Варшавский договор» (7 декабря 1970 года) и «Основополагающий договор между ГДР и ФРГ» (21 декабря 1972 года). При этом политикой использовалась методология экономики: сотрудничество вместо конфронтации – так позже в Бонне Эгон Бар объяснит основную идею политики разрядки.
Скепсис в Соединенных Штатах
США отнеслись к такому подходу скептически. Еще в 1970 году, когда американцы были вовлечены во вьетнамскую войну и борьбу с коммунизмом, президент Никсон рассматривал возможность введения санкций против энергетического проекта.
Не поддаваясь угрозам, правительство ФРГ продолжило свой курс. Однако это было не окончанием конфликта, а только началом долгой истории. В последующие годы ФРГ и Западная Европа продолжали инвестировать в энергетическое партнерство с Востоком. США, в свою очередь, усматривали в любом сотрудничестве с Советским Союзом и Россией предательство западного альянса и опасную зависимость, параллельно с этим надеясь заменить поставки российского газа в Европу собственным газом.
В 1982 году произошла эскалация спора. Самыми видными действующими лицами были Гельмут Шмидт и Рональд Рейган. После успеха первых сделок появились планы о проведении нового газопровода из Сибири в Европу через территорию Польши. ФРГ должна была поставить трубы и компрессоры на 20 млрд марок и в обмен ежегодно получать из СССР 40 млрд кубометров газа. США выразили решительный протест. Вследствие ввода советских войск в Афганистан и военного положения в Польше между странами царила открытая враждебность. Подробнее о дальнейшем развитии событий, напоминающем экономический детектив, можно узнать, ознакомившись с исследованием «Торговля с Восточной Европой или экономическая война?» Гессенского фонда исследования мира и конфликтов, а также с газетными материалами того времени.
В Белом доме доминируют «ястребы»
В Белом доме и Пентагоне на тот момент доминировали сторонники жесткого курса, высказывавшие угрозы в адрес западногерманского правительства. Администрация Рейгана запретила американским компаниям поставлять свои технологии для строительства трубопроводов. Госсекретарь США Александр Хейг подал в отставку в связи со спором о трубопроводах. Жестко реагируя на вмешательство США в европейскую экономику, федеральный канцлер ФРГ Шмидт иронично отметил, что СССР как-никак нуждается в западной валюте, чтобы продолжать покупать зерно в США. Сенатор от Аляски предложил европейцам заменить российский газ газом с Аляски, потребовав при этом вывода американских войск из Западной Германии, поскольку русские могли в любой момент отключить там электричество. Все это кажется сегодня абсурдным. Но одновременно становится очевидным, насколько сегодняшняя ситуация похожа на то, что происходило тогда. Германия и Западная Европа по-прежнему нуждаются в природном газе из России для удовлетворения внутреннего спроса и достижения своих климатических целей.
Предметом спора глав правительств США и Германии по-прежнему является развитие европейской газотранспортной инфрастуктуры. В конце прошлогцо века основными темами политического противостояния с Россией были Афганистан и Польша, сегодня – Украина и Сирия. Тогда американцы хотели продавать газ с Аляски, сегодня речь идет о сланцевом газе. Линии конфликта между США и Западной Европой, равно как и угрозы со стороны американцев, почти идентичны. И еще одна вещь осталась неизменной: Германия и Европа не должны поддаваться на угрозы. Сегодня, как и несколько десятилетий назад, ключевая идея одна – российский газ необходим для обеспечения энергобезопасности Европы, а также в целях защиты климата. Соглашение «Газ–трубы» 1970 года было тесно связано с еще одним важным шагом правительства Вилли Брандта – принятием первой программы правительства Германии в области энергетической политики. Чтобы сократить зависимость от нефти из арабских стран, немецкое правительство поставило задачу увеличить долю природного газа и ядерной энергии в энергобалансе страны.
Нефтяной кризис 1973–1974 годов еще нагляднее продемонстрировал необходимость такого шага. Был объявлен девиз «Заменить арабскую нефть российским газом!». Рынок отопления должен был перейти с нефти на газ. Речь шла не только об энергобезопасности страны и преимуществах диверсификации маршрутов поставок, но и – уже тогда – об охране окружающей среды и о здоровье людей. Как сказал Брандт: «Небо над Рурской областью должно снова стать синим». Еще в 1970 году его кабинет принял программу срочных мер по защите окружающей среды, которая предусматривала ведущую роль более экологичных по выбросам в сравнении с углем природного газа и атомной энергии. На сегодняшний день Германия отказалась от использования атомной энергии. Тем большее значение в вопросе экологически чистого энергоснабжения сейчас приобретает природный газ в качестве партнера для возобновляемых источников энергии.
Основная идея инициированного в 2011 году энергетического поворота заключалась в замене атомной энергии и угля на возобновляемые источники и природный газ. Для того чтобы защитить климат, нам необходим газ. Но где его взять? Для обеспечения надежного энергоснабжения нам нужны надежные партнеры. Именно таким является партнерство с Норвегией, которое с политической точки зрения считается беспроблемным. Но точно таким же является и партнерство с Россией, которое многим на Западе кажется проблематичным из-за похолодания в политических отношениях. И тем важнее ценить то, что мы имеем сейчас, несмотря на период охлаждения, и что в будущем останется столь же значимым, а именно – тесное экономическое сотрудничество.
Трубопроводный газ как козырь
Европе выгодно иметь возможность при необходимости закупать сжиженный газ в США или Катаре. Но у нас есть прекрасные условия для того, чтобы не зависеть от него. Помимо собственной газодобычи в ЕС у нас есть доступ к крупным поставщикам газа, расстояние от которых позволяет поставлять его по трубопроводам. Благодаря трубопроводному газу цены на газ в Европе находятся на действительно низком уровне. Это козырь, от которого потребители выигрывают каждый день и благодаря которому поддерживается конкурентоспособность немецкой и европейской промышленности по сравнению с конкурентами из Азии и США. На протяжении полувека Россия была для нас надежным поставщиком энергии «как в хорошие, так и в плохие времена». Сегодня энергобезопасность Европы в целом и Германии в частности не может быть обеспечена без России, нравится нам это или нет. Но лично я убежден, что это должно нам нравиться! В то время как американцы предупреждают о чрезмерной зависимости Европы от поставок энергоносителей из России, мы, европейцы, видим в этом взаимные интересы, а значит, и большие возможности. Европе нужна доступная и чистая энергия, а России – выручка от продаж. С политической точки зрения это может рассматриваться как взаимная зависимость. Но с экономической точки зрения это является не чем иным, как фундаментом для надежного партнерства. Потому что любое крепкое партнерство основано на взаимных интересах. Немецкая энергетика знает, как функционирует независимое и конкурентоспособное энергоснабжение. И благодаря нашему многолетнему опыту мы знаем, как успешное экономическое сотрудничество может способствовать наведению мостов в гражданском обществе и политике. Именно так, как это было в 70-х и 80-х годах прошлого века – вопреки сопротивлению.
комментарии(0)