Предполагается использование микрогенерации в домашних хозяйствах. Фото Pixabay
В конце года комитет Госдумы по энергетике провел дискуссию по вопросу перекрестного субсидирования рамках расширенного заседания. Как заявил, открывая мероприятие, председатель комитета по энергетике Павел Завальный, «перекрестка – бич и проблема номер один для российской энергетики. Завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития самой энергетики, промышленности, экономики в целом».
Ежегодные потери ВВП страны от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, составляют от 0,6 до 0,8% при его общем росте не более 2% (в 2,3% в 2018 году).
Комитет неоднократно рекомендовал правительству РФ обратить пристальное внимание на все виды и размеры перекрестного субсидирования в отрасли с целью его ограничения и ликвидации.
«Рациональным подходом к снижению объемов перекрестного субсидирования является постепенный рост цен на электроэнергию для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности – «инфляция минус» или не выше инфляции. На выравнивание тарифов между группами потребителей по такой схеме потребуется 12–15 лет. Ускорить процесс и облегчить его для граждан можно в том числе за счет применения механизмов адресной помощи населению. При этом важно понимать, что потребление электроэнергии населением растет: до 17% от объема ее производства», – сообщил председатель комитета.
В качестве одного из инструментов адресной социальной помощи рассматривается введение социальной нормы – устанавливаемого для населения месячного объема потребления электроэнергии, в пределах которого цена ее оставалась бы заниженной.
«Целесообразность использования дифференцированных розничных тарифов для снижения размеров перекрестного субсидирования в российской электроэнергетике требует дополнительного обсуждения. Социальное нормирование электропотребления болезненно воспринимается населением с учетом роли электричества в современном обществе. Хотя такая конструкция оздоровит экономические отношения в энергетике.
Возможным альтернативным способом решения проблемы перекрестного субсидирования в энергетике является постепенное выравнивание цен на электричество для всех групп потребителей с предоставлением скидки к цене электроэнергии до 30% в зависимости от дохода и состава семьи, а также усиления адресной социальной помощи наиболее нуждающимся домохозяйствам. Применение такого механизма позволит разделить ответственность и частично освободить бизнес от несвойственной ему функции социальной защиты населения, предоставив ее выполнение институту, прямо за нее ответственному, – государству», – полагает Завальный.
Помимо адресной денежной социальной поддержки для предотвращения негативных социальных-экономических последствий выравнивания тарифов на электроэнергию важно одновременное повышение эффективности использования энергоресурсов, что позволит сдерживать рост платежей за коммунальные услуги; совершенствование системы управления ЖКХ, которая должна стать координирующим органом, а не субъектом хозяйственной деятельности на рынке коммунально-бытовых услуг, и повышение эффективности коммунальной энергетики; а также совершенствование тарифной политики в электроэнергетике и ускоренное внедрение интеллектуальных систем учета электроэнергии.
комментарии(0)