0
16636
Газета Печатная версия

09.12.2019 17:22:00

Зеленый подход отечественных компаний к хозяйственной деятельности

Штрафы или стимулирование – смысл разногласий по модернизации промышленности

Тэги: экология, хозяйственная деятельность, конференция, ндт, проект, германия, россия, модернизация, промышленность, импортозамещение


экология, хозяйственная деятельность, конференция, ндт, проект, германия, россия, модернизация, промышленность, импортозамещение

Современные технологии позволяют создавать водоросли, поглощающие парниковые газы.

Фото Reuters

В сентябре 2019 года прошла отчетная конференция проекта «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение НДТ в Российской Федерации». Конференция стала подведением итогов четырехлетней работы российско‑германского проекта «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в РФ». Этот проект реализуется в России с октября 2015 года. За это время были достигнуты значительные результаты по пяти направлениям деятельности: «Законодательные основы НДТ», «Институциональное внедрение», «Бизнес и банки», «Развитие кадрового потенциала», «Технологическая платформа». Основная цель конференции – представить достигнутые результаты и рассказать о вызовах, связанных с внедрением НДТ в России. Участники конференции – представители Федерального министерства Германии по охране окружающей среды, экологии и безопасности ядерных реакторов, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, иных органов государственной власти РФ, экспертного сообщества и СМИ. В качестве ее организатора выступило немецкое общество по международному сотрудничеству (GIZ).

С учетом присоединения России к Парижскому соглашению, о чем в октябре сообщили основные средства массовой информации, эта конференция на сегодняшний день представляет для Российской Федерации особый интерес. Он связан с развернувшейся дискуссией о путях реализации российских обязательств, после того как премьер Дмитрий Медведев поставил свою подпись под актом о присоединении России к Парижскому соглашению. Прежде всего следует для читателя объяснить, что такое НДТ и какую роль они призваны играть в современном промышленном мире.

Значительное ухудшение состояния окружающей среды, связанное с экономическим развитием, происходило в прошлом и, как ожидается, продолжится в том случае, если не будут приняты меры. Конечно, можно пойти по рецептам, предлагаемым радикальными экоактивистами, и свести всю промышленность к практическому нулю. Но наиболее правильный путь состоит в эффективном использовании энергии и ресурсов и внедрении более экологически чистых технологий в промышленности. В рамках этого процесса многие страны приняли меры по продвижению наилучших доступных технологий (НДТ). Таким образом, НДТ представляет собой регуляторный инструмент, который обязывает предприятия применять определенные технологии или методы, ведущие к переходу на более чистые или экологически чистые технологии во всех секторах экономики. Внедрение НДТ предусмотрено международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в том числе Конвенцией ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенцией о защите морской среды Каспийского моря, Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и озер, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.

Надо сказать, что Евросоюз занялся решением проблемы НДТ еще в 2010 году. Эксперты ЕС разработали общую структуру, основанную на комплексных решениях для предотвращения и ограничения промышленных выбросов. Концепция НДТ является ключевым элементом этой структуры. Несмотря на то, что еще рано наблюдать практические результаты применения НДТ в Европе, тенденция в области промышленных выбросов демонстрирует положительную динамику.

10-15-1700.jpg
РФ пока остается на последнем месте в мире по государственным капиталовложениям
в защиту окружающей среды.   Инфографика GIZ
В Российской Федерации программа по предотвращению и ограничению промышленных выбросов, основанная на НДТ, начала изучаться с 2014 года и применяется с 1 января 2019 года. На основании опыта ЕС и конкретных особенностей национальной экономики в России в Федеральном законе № 219‑Ф3 разработан поэтапный переход к системе технологического регулирования на основе НДТ. Этот закон вступил в силу в январе 2015 года. В нем заложена законодательная база для введения НДТ в России. Этот закон предполагает введение системы регулирования для постепенного перехода к НДТ и комплексным экологическим разрешениям (КЭР) в России, которые заменяют предыдущую систему с несколькими типами экологических разрешений. Одной из ключевых особенностей закона является классификация предприятий по четырем категориям в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и применения дифференцированных нормативных требований к каждой категории в отношении перехода к НДТ. Эксплуатанты промышленных объектов первой категории, которые являются объектами со значительным негативным воздействием на окружающую среду, с 1 января 2019 года должны подавать заявку на получение комплексных экологических разрешений на основе принципов НДТ. В настоящее время в России действует более 500 стандартов в области экологического проектирования, количественной экологической информации и оценки эффективности продукции.

Известно, что между экспертными сообществом и ключевыми заинтересованными сторонами в России нет согласия относительно ожидаемой стоимости перехода на НДТ. Оценки варьируются от 4 до 8 трлн руб. По оценкам российского правительства, переход на НДТ на основе опубликованных в России справочных документов по наилучшим доступным технологиям для предприятий первой категории потребует инвестиции в размере 8,2 трлн руб. (в ценах 2016 года).

НДТ как инструмент импортозамещения

В целом правительство ожидает, что внедрение НДТ снизит негативное воздействие на окружающую среду и станет одним из ключевых инструментов импортозамещения и повышения конкурентоспособности российской промышленности. Закон также вводит конкретные инструменты для облегчения перехода и поддержки предприятий при переходе на НДТ. Однако проведенное исследование выявило в России несколько барьеров, которые необходимо устранить. Что касается сборов и штрафов, то среди основных заинтересованных сторон существует четкое представление о несправедливости фундаментальных принципов, на которых построена система сборов, и о том, что система экологических сборов предназначена не для стимулирования, а для наполнения бюджета. Кроме того, существуют проблемы в отношении уровня штрафов, способности регулирующего органа обеспечивать соблюдение стандартов и взимания штрафов.

Как известно, в России еще в 2014 году решением правительства был утвержден перечень областей применения НДТ. К ним относятся хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду: добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов; добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов; добыча нефти и природного газа; производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа; добыча и обогащение угля и антрацита; производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива; утилизация и обезвреживание отходов, в том числе термическими способами; размещение отходов производства и потребления; производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона; производство основных органических химических веществ; производство продукции тонкого органического синтеза; производство полимеров; производство основных неорганических химических веществ – аммиака; производство неорганических кислот, минеральных удобрений; производство твердых и других неорганических химических веществ – оксидов, гидрооксидов, солей; производство специальных неорганических химикатов; производство прочих основных неорганических химических веществ; обработка поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей; нанесение покрытий на металлы и пластмассы с использованием электролитических или химических процессов; производство стекла, керамических изделий; производство цемента, извести, оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния; производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация); крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции; дубление, крашение, выделка шкур и кож; разведение свиней, сельскохозяйственной птицы; убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях; производство пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции; очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов; добыча и производство драгоценных металлов.

Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов); системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности; промышленные системы охлаждения; обращение с вскрышными и вмещающими горными породами; очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции (товаров), проведении работ и оказании услуг на предприятиях; повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности; производственный экологический контроль и его метрологическое обеспечение.

Выступая на конференции, директор департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и экологии РФ Нуритдин Инамов отметил, что рассматривает данную конференцию как подведение промежуточных итогов. По его мнению, такой подход обусловлен тем, что в России работа по НДТ началась еще до того, как этот проект был запущен. После того как закон был принят в 2014 году, начался следующий этап – разработка нормативных актов. По сути, сейчас масштабная реформа экологического законодательства в Российской Федерации переходит на новый уровень. НДТ уже должна внедряться, и поэтому начинается переход от теоретического уровня к практическому. Действительно, первый этап, носящий скорее теоретический характер, закончился, и сейчас Россия стоит на пути перехода к практической реализации программы НДТ.

В ходе дискуссии относительно проблем внедрения реформы НДТ в России выступил ряд экспертов. В их числе Ольга Подгорская, заместитель начальника отдела регулирования качества вод, охраны морской среды и атмосферного воздуха департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии, оценила первый этап реформы НДТ в России. По ее мнению, министерства РФ проделали огромную работу и было принято большое количество нормативных правовых актов. С точки зрения ожидаемого возникновения проблем Подгорская высказала следующее мнение. Если раньше у предприятий, считает она, был проторенный путь и предприятия получали определенные разрешения на выбросы, то теперь же им придется получать совершенно новые разрешения на основании уже новых правил.

В аналитическом исследовании GIZ на эту тему были представлены рекомендации по применению инструментов экономического воздействия, которые могли бы ускорить процесс внедрения НДТ в России. Речь идет о двух видах подобных инструментов: прямой мобилизации государственных средств, например в виде субсидий и займов, и освобождении от налогов, которые дают частным лицам стимулы для осуществления дополнительных инвестиций в НДТ.

В России на сегодня имеются две основные позиции по стоимости внедрения НДТ. Это анализ Правительства России, сделанный Министерством природных ресурсов и экологии. Анализ показывает, что для большинства отраслей предполагаемый уровень инвестиций в НДТ не превысит исторически наблюдаемого уровня капиталовложений. Но, с другой стороны, известно, что представители российского бизнеса уже выразили большую озабоченность по поводу затрат на внедрение НДТ.

Для разработки же эффективной финансовой программы важно углубить понимание финансовых потребностей и возможностей российской промышленности. В этой связи рекомендуется провести углубленный анализ оценок затрат на внедрение НДТ в различных отраслях. Сравнивая потребности в инвестициях в НДТ и планируемые инвестиции в новые технологии, можно оценить разрыв или дефицит финансирования.

Оценить долгосрочные инвестиционные планы (до 10 лет) будет сложнее. Предполагая, что предприятия в конечном итоге будут соблюдать правила НДТ в соответствии с законом № 219-F, инвестиционные программы на период после следующих 5 лет могут быть определены на основе того, что еще предстоит сделать. Имеющиеся в России экспертные заключения свидетельствуют о том, что ограниченность собственных ресурсов, имеющихся в настоящее время для финансирования внедрения НДТ в компаниях, а также не столь привлекательные условия доступа к внешним финансовым ресурсам делают весьма сложной задачу покрытия общих расходов на соблюдение положений закона в отношении внедрения НДТ.

Господдержка и ее экономические инструменты

Российское законодательство предусматривает оказание государственной поддержки бизнесу в целях охраны окружающей среды. Закон также вводит конкретные экономические инструменты для облегчения перехода и поддержки предприятий в принятии НДТ. Первоначальная законодательная база государственной поддержки природоохранной деятельности обеспечивается Федеральным законом №7‑Ф3 «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. В статье 17 «Государственная поддержка хозяйственной деятельности и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды» указывается, что государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. В числе направлений государственной поддержки выделяется содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение НДТ и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Исследования по оценке уровня затрат на переход на НДТ для энергетической отрасли, проведенные НИИ «Центр экологической промышленной политики» и Научно‑исследовательским университетом «МЭИ» показали, что уровень таких затрат для энергетического сектора может составить порядка 100 млрд руб. Учитывая, что в России на данный момент определено 33 отрасли, являющиеся областью применения НДТ, по данным некоторых российских исследователей, приведенная выше цифра в 8 трлн руб. представляется завышенной.

В целом правительство ожидает, что реализация принципов НДТ не только снизит негативное воздействие на окружающую среду, но и станет одним из ключевых элементов импортозамещения и повышения конкурентоспособности российской промышленности, а также будет способствовать инновационному развитию.

Метод «кнута и пряника»

В последние годы штрафы за нарушение законодательства о недрах увеличились, а общая сумма компенсаций за ущерб, нанесенный окружающей среде, возросла с 0,17 млрд руб. в 2007 году до 2,07 млрд руб. в 2017 году. Надо признать, что увеличивающиеся размеры штрафов в отличие от сборов за использование экологических ресурсов представляют собой серьезную угрозу для экономической деятельности компаний. В контексте законодательства о НДТ штрафы будут увеличены в 25 раз за превышение допустимого временного воздействия, в 100 раз – в случае нарушения сроков применения НДТ.

Что касается мер господдержки, то сбор за охрану окружающей среды можно рассматривать как одну из областей косвенной господдержки внедрения НДТ. Однако их эффективность зависит от того, насколько они высоки по отношению к стоимости внедрения НДТ для компаний. Считалось до сих пор, что сборы за загрязнение являются достаточно высокими, чтобы компенсировать экономический ущерб, вызванный загрязнением окружающей среды в России, но низкие базовые ставки сборов за загрязнение не компенсируют экономический ущерб и, как считают в GIZ, мало влияют на изменение поведения компаний. Несколько лет назад правительство РФ пересмотрело размер сборов и штрафов и ввело повышающие коэффициенты. Речь идет о законе № 291-Ф3 и постановлениях Правительства от 13 сентября 2016 года № 913 и от 3 марта 2017 года № 255. В контексте внедрения НДТ затраты на борьбу с загрязнением и применение НДТ теперь могут быть вычтены из экологических сборов, включая освобождение от уплаты сборов после внедрения НДТ. В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду носит исключительно фискальный характер и является статьей пополнения государственного бюджета. Общие доходы от использования природных ресурсов и природопользования составляет около половины всех доходов за последнее десятилетие, и их рост значительно опережал увеличение других статей доходов за последнее десятилетие. Однако предполагается, что доля сборов за загрязнение в среднем не превысит 0,07% эксплуатационных затрат и 0,5% прибыли. Это означает, что вышепречисленные меры сами по себе вряд ли станут важным экономическим стимулом для внедрения НДТ. В этом плане значительный интерес представляет решение данной проблемы в странах ЕС. Редакция продолжит публикацию материалов на эту тему в следующих номерах.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1112
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
5686
Россия предлагает Таджикистану новые проекты в гидроэнергетике

Россия предлагает Таджикистану новые проекты в гидроэнергетике

Виктория Панфилова

0
4861
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.12.24

0
4087

Другие новости