В Москве прошла конференция «Новая Россия – новая энергетика. Генерация будущего», организованная Ассоциацией "Совет производителей энергии.
На открытии конференции, председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров рассказал об основных проблемах, препятствующих развитию конкуренции на рынках электроэнергии.
«Одним из показателей конкурентной среды является рыночная концентрация. Так, по оценке Совета рынка, концентрация рыночной власти генерирующих компаний на оптовом рынке в 2008–2019 годах выглядит следующим образом: умеренный уровень в первой ценовой зоне, высокий во второй. Причем в обеих ценовых зонах показатели концентрации растут», – сказал Максим Быстров.
Кроме того, заметный вклад в ограничение конкуренции на оптовом рынке вносит наличие сетевых ограничений, препятствующих перетокам электроэнергии между регионами. В части усиления конкуренции расширение сетевой инфраструктуры в определенной степени может заменить строительство новых генерирующих объектов.
Председатель правления ассоциации отметил и «административный» фактор ограничения конкуренции – появление субъектов РФ, на территории которых поставка электроэнергии и мощность осуществляются по регулируемым ценам. В настоящее время девять субъектов РФ работают на рынке в «особых условиях», а попытки войти в число «избранных» также предпринимают и другие регионы. Как следствие, инвестиционные сигналы и стимулы к вложениям в повышение эффективности работы, которые получают генераторы на оптовом рынке, слабеют. Помимо этого нарастает перекрестное субсидирование.
«Позиция Совета рынка по данному вопросу всем известна. Ее поддерживает, как нам кажется, и правительство РФ, и Минэнерго РФ, и курирующий вице‑премьер: никаких новых регионов с РД не должно появляться на энергетической карте Российской Федерации», – подчеркнул Максим Быстров.
Председатель правления ассоциации не оставил без внимания и нерыночные обременения на рынке мощности как фактор снижения конкурентных инструментов. Так, в 2011 году «условно рыночный» сектор – конкурентный отбор мощности (КОМ) и генерация, отобранная для работы в вынужденных режимах, – соответствовал 86% платежа потребителей за мощность. Сегодня его доля сократилась до 19%, а сумма, уплачиваемая потребителями за мощность, выросла более чем втрое. К 2021 году около 81% суммарного платежа за мощность – 667 млрд руб. – будет приходиться на разного рода нерыночные надбавки.
«Мы вынуждены констатировать, что рынок мощности превратился в механизм финансирования различного рода проектов, считающихся приоритетными для страны. Мы все понимаем необходимость подобных проектов, однако реализовывать их нужно не за счет рынка мощности, таким образом мы просто убьем конкуренцию. К сожалению, есть понимание, что в ближайшее время отказаться от такого подхода вряд ли получится. Но даже в этих условиях необходимо прибегать к максимально возможному использованию конкурентных механизмов, например как это было сделано в случае с КОММод», – добавил председатель правления ассоциации.
По мнению Максима Быстрова, с точки зрения развития или препятствия развитию справедливой конкуренции помимо внешних факторов необходимо обсуждать в том числе и «дизайн» рынка. Вопросы, связанные с порядком выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО), соответствием ценовых заявок ВСВГО и рынка на сутки вперед (РСВ), стратегия участия в работе РСВ и балансирующего рынка, также важны.
Председатель правления ассоциации в своем выступлении коснулся также проблемы конкуренции на розничных рынках электроэнергии. Он отметил, что в настоящий момент на рознице фактически существуют локальные монополии гарантирующих поставщиков, которые контролируют около 2/3 реализации электроэнергии. Более того, действующий механизм трансляции ГП оптовых цен на розницу не стимулирует их к повышению экономической эффективности работы на опте. И если крупные потребители имеют возможность выйти на оптовый рынок, для розничных потребителей возможность смены поставщика представляет собой сложную задачу.
В качестве одного из возможных решений предполагается создание единых региональных баз данных розничных потребителей, что в перспективе позволит обеспечить доступ к информации о потребителях, данным о коммерческом учете и финансовых расчетах. Позволит сформировать доверительную среду для участников рынка, снизит издержки и риски потребителей при смене поставщиков и даст возможность независимым сбытам конкурировать с ГП.
Максим Быстров отметил, что нельзя недооценивать взаимосвязь развития конкуренции на оптовом и розничном рынках.
«Есть интересная дискуссия о том, что первично: конкуренция на розничных рынках или свободные двусторонние договоры (СДД). Иными словами: нет конкуренции на рознице, потому что нет СДД, или нет СДД, потому что нет конкуренции на рознице? Вообще говоря, мне кажется, обе точки зрения верны. И дополнительные возможности для потребителей на розничном рынке, несомненно, должны внести свежую струю в конкуренцию на оптовом рынке», – пояснил он.
Как отметил Павел Завальный, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ, в пользу того, что в электроэнергетике существуют значительные проблемы, говорит то, что 50% всех законов, рассматриваемых в комитете, касается именно электроэнергетики. По его мнению, реформа электроэнергетики остановилась на полпути. И это связано в том числе с проблемой конкуренции.
Итоги первого же отбора подтвердили прогнозы – высокая конкуренция и отбор исходя из критерия минимизации затрат привели к принятию проектов с минимальным набором обязательных мероприятий в отношении наиболее востребованного и экономичного оборудования. Подавляющее большинство мероприятий сведено к проведению средней или неглубокой по объему модернизации и направлено преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса технологически устаревшего энергооборудования паросилового цикла до 2038–2040 годов. Комитет по энергетике, рассмотрев вопрос, рекомендовал правительству оперативно изменить условия проведения конкурсов, чтобы получить не только продление паркового ресурса, но и глубокую модернизацию оборудования с полной заменой основных блоков и модулей, включая использование парогазового цикла, с учетом максимума возможностей отечественного машиностроения и локализации импортных образцов.
«Я рад, что часть рекомендаций была услышана. По итогам второго отбора в программу попал большой объем ТЭЦ‑проектов, доля которых приблизилась к 50%. В отличие от первого аукциона, где преобладали проекты замены котлов, в нынешнем отборе существенную долю составили обновления турбин, а отбор прошли более капиталоемкие проекты. Хочу обратить ваше внимание на то, что для преодоления проблемы «отбора по критерию дешевизны» и достижения целей модернизации приходится вручную менять условия конкурса. Это означает, что экономических стимулов для глубокой модернизации тепловой генерации как не было, так и нет. Я убежден, что причина здесь во многом кроется в отсутствии межтопливной конкуренции, в том, как сегодня регулируется рынок газа. Искусственно занижаемые регулируемые цены на газ мешают развитию не только газовой, но и электроэнергетической отрасли. Нам необходима реформа внутреннего рынка газа. Впрочем, это тема для отдельного профессионального разговора», – заявил Завальный.
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Юрий Маневич подвел итоги на пленарной сессии в рамках конференции ассоциации «Совет производителей электроэнергии» «Новая Россия – новая энергетика. Генерация будущего». Замглавы энергетического ведомства заверил участников мероприятия, что ведомство заинтересовано в развитии конкуренции на рынке электроэнергии, но двигаться в этом направлении нужно поэтапно: «Мы не хотим никаких революций. Мы за спокойный путь в направлении нормальной конкуренции». По словам замминистра, ведомство находится в постоянном контакте с другими ФОИВами для разработки соответствующих нормативно‑правовых актов. При этом Юрий Маневич отметил, что наступила эпоха технологического развития: продолжаются процессы цифровизации, развития интеллектуального учета, которые будут существенно влиять на рынок. «Через пять лет, возможно, участники отрасли столкнутся с совершенно другой энергетикой, другим, более развитым рынком, где будет больше механизмов конкуренции, чем сегодня», – заключил он.
комментарии(0)