Страна восходящего солнца планирует активнее поощрять частные инвестиции в разработку водородных технологий и обеспечивать развитие транспорта на их основе. Фото Reuters
25 сентября 2019 года в Токио прошла встреча министров энергетики и руководителей энергетических структур из более чем 30 стран. На ней обсуждались перспективы водородных энергетических систем в мире на предстоящее десятилетие. Главной целью поставлено ограничение выбросов парниковых газов в сфере транспорта расширением использования водородных силовых установок и двигателей на автомобилях и судах по всему миру, сообщает японское агентство Kyodo News.
В постановлении совещания названа цель добиться, чтобы через 10 лет в мире было «10 миллионов транспортных средств с водородными системами» и «10 тысяч станций заправки водородом». Эта цель не носит обязательного характера, тем не менее ожидается, что страны – участницы совещания будут поощрять частные инвестиции в разработку водородных технологий, обеспечивать развитие транспорта на водородной основе и строительство станций заправки водородом (СЗВ).
Иссю Сугавара, министр экономики, промышленности и торговли Японии, который председательствовал на встрече, в заключительном слове призвал участников в своих странах способствовать этой цели. «Мы должны работать в расширении использования водорода в мировом масштабе, чтобы предотвратить рост глобального потепления», – сказал он.
На пресс‑конференции после встречи Иссю Сугавара информировал, что «правительство Японии разработало глобальную программу действий в качестве общего ориентира для развития водородной энергетики». По его словам, представители стран – участниц совещания также поддержали предложенные Японией на встрече и другие, пусть и необязательные, коллективные цели. Они включают в себя кроме производства 10 млн водородных систем для транспортных средств и другие сферы, например организацию разработки международных стандартов для СЗВ и водородных технологий. «Япония намерена оставаться лидером в прогрессе развития водородной энергетики, ключевой технологии будущего в предстоящем глобальном развитии энергетики», – сказал Иссю Сугавара.
Водород как альтернативный источник энергии упоминается практически во всех энергетических программах Японии. Тем не менее в долгосрочной перспективе японские специалисты‑энергетики считают, что водород станет важным энергетическим ресурсом следующего поколения, во всяком случае, на транспорте.
Во многом исходя из этого прогноза в январе 2017 года по инициативе японских компаний Toyota Motor Corp. и Air Liquide был создан Международный совет по водородным технологиям (Hydrogen Council). В него вошли 27 концернов, фирм и компаний международного статуса, в том числе, кроме японских, Audi, BMW, Daimler, Shell, Total и др.
Хотя автомобили с ТВЭ рекламируются как «абсолютно экологичные», у которых «выхлоп – струйка воды», для производства водорода требуется электроэнергия, которая в большинстве своем генерируется с выбросами СО2. Бензин все еще превосходит водород по цене пробега автомобиля, хотя разрыв сокращается.
В июне 2019 года Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем обстоятельном докладе об обстановке с энергоресурсами и экологии заявило, что «мир должен принять вызов и увеличить использование водорода в качестве потенциально свободного от выбросов СО2 источника энергии». В поддержку возможности увеличения роста приводится прогноз, что себестоимость производства водорода к 2030 году может сократиться на 30%, если водород будет производиться за счет ВИЭ.
Переход на водород позволит значительно сократить выбросы СО2 в таких отраслях, как транспорт, химическая промышленность и металлургия. Однако, предупреждают авторы доклада, кроме высокой цены на водород по‑прежнему остаются другие серьезные проблемы, такие как медленное развитие инфраструктуры его реализации, отработка нормативных актов.
В Японии внимание в первую очередь обращается на выработку водорода за счет солнечной и ветровой энергии, то есть возобновляемых источников, в комплексе с отработкой технологий хранения водорода. Объем запасов водорода в хранилищах должен быть достаточным для сглаживания перепадов в выработке электроэнергии ВИЭ. В итоге это должно сократить зависимость страны от импорта ископаемого топлива.
Во многих случаях японцы отдавали предпочтение экоавтомобилям для демонстрации своего вклада в экологию. На это же делается ставка и при наращивании производства автомобилей с ВТЭ.
Правительство Японии, рассчитывая на быстрый рост спроса на сжиженный водород, содействует формированию внутреннего его рынка своим участием. С солидными вложениями бюджетных средств сформирована компания «Новая организация по развитию энергетики и промышленных технологий» (New Energy and Industrial Technology Development Organization, NEDO), занимающаяся, в частности, развитием производства и сбыта водорода. В префектуре Фукусима NEDO строит завод по производству водорода как часть комплекса передовых отраслей промышленности, создаваемого в пострадавшем от природной катастрофы регионе.
Экоавтомобили, утвердившись на внутреннем рынке, набирали популярность и за рубежом. Это же наблюдается и с автомобилями с ВТЭ. В правительстве страны, как сообщает японское агентство Kyodo News, составлен план, по которому к началу Олимпиады летом 2020 года в стране будет построено 160 станций заправки водородом (СЗВ), и это станет большим стимулом для внедрения в быт автомобилей на ВТЭ. Правительство рассчитывает, что число СЗВ к концу 2025 финансового года (март‑2026) удвоится, а общее число автомобилей с ВТЭ в стране превысит 200 тыс. В настоящее время в Японии насчитывается около 3 тыс. автомобилей на ВТЭ.
Это, как считается, станет первым шагом к выполнению рекомендаций экспертного комитета при Министерстве экономики, торговли и промышленности, подготовленных в апреле 2018 года и утвержденных в июне кабинетом министров как энергетический план на период до 2050 года.
комментарии(0)