0
16189
Газета Печатная версия

07.10.2019 18:03:00

В Токио прошла встреча министров энергетики 30 стран

Японский водород

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист‑международник.

Тэги: япония, водородные технологии


япония, водородные технологии Страна восходящего солнца планирует активнее поощрять частные инвестиции в разработку водородных технологий и обеспечивать развитие транспорта на их основе. Фото Reuters

25 сентября 2019 года в Токио прошла встреча министров энергетики и руководителей энергетических структур из более чем 30 стран. На ней обсуждались перспективы водородных энергетических систем в мире на предстоящее десятилетие. Главной целью поставлено ограничение выбросов парниковых газов в сфере транспорта расширением использования водородных силовых установок и двигателей на автомобилях и судах по всему миру, сообщает японское агентство Kyodo News.

В постановлении совещания названа цель добиться, чтобы через 10 лет в мире было «10 миллионов транспортных средств с водородными системами» и «10 тысяч станций заправки водородом». Эта цель не носит обязательного характера, тем не менее ожидается, что страны – участницы совещания будут поощрять частные инвестиции в разработку водородных технологий, обеспечивать развитие транспорта на водородной основе и строительство станций заправки водородом (СЗВ).

Иссю Сугавара, министр экономики, промышленности и торговли Японии, который председательствовал на встрече, в заключительном слове призвал участников в своих странах способствовать этой цели. «Мы должны работать в расширении использования водорода в мировом масштабе, чтобы предотвратить рост глобального потепления», – сказал он.

На пресс‑конференции после встречи Иссю Сугавара информировал, что «правительство Японии разработало глобальную программу действий в качестве общего ориентира для развития водородной энергетики». По его словам, представители стран – участниц совещания также поддержали предложенные Японией на встрече и другие, пусть и необязательные, коллективные цели. Они включают в себя кроме производства 10 млн водородных систем для транспортных средств и другие сферы, например организацию разработки международных стандартов для СЗВ и водородных технологий. «Япония намерена оставаться лидером в прогрессе развития водородной энергетики, ключевой технологии будущего в предстоящем глобальном развитии энергетики», – сказал Иссю Сугавара.

Водород как альтернативный источник энергии упоминается практически во всех энергетических программах Японии. Тем не менее в долгосрочной перспективе японские специалисты‑энергетики считают, что водород станет важным энергетическим ресурсом следующего поколения, во всяком случае, на транспорте.

Во многом исходя из этого прогноза в январе 2017 года по инициативе японских компаний Toyota Motor Corp. и Air Liquide был создан Международный совет по водородным технологиям (Hydrogen Council). В него вошли 27 концернов, фирм и компаний международного статуса, в том числе, кроме японских, Audi, BMW, Daimler, Shell, Total и др.

Хотя автомобили с ТВЭ рекламируются как «абсолютно экологичные», у которых «выхлоп – струйка воды», для производства водорода требуется электроэнергия, которая в большинстве своем генерируется с выбросами СО2. Бензин все еще превосходит водород по цене пробега автомобиля, хотя разрыв сокращается.

В июне 2019 года Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем обстоятельном докладе об обстановке с энергоресурсами и экологии заявило, что «мир должен принять вызов и увеличить использование водорода в качестве потенциально свободного от выбросов СО2 источника энергии». В поддержку возможности увеличения роста приводится прогноз, что себестоимость производства водорода к 2030 году может сократиться на 30%, если водород будет производиться за счет ВИЭ.

Переход на водород позволит значительно сократить выбросы СО2 в таких отраслях, как транспорт, химическая промышленность и металлургия. Однако, предупреждают авторы доклада, кроме высокой цены на водород по‑прежнему остаются другие серьезные проблемы, такие как медленное развитие инфраструктуры его реализации, отработка нормативных актов.

В Японии внимание в первую очередь обращается на выработку водорода за счет солнечной и ветровой энергии, то есть возобновляемых источников, в комплексе с отработкой технологий хранения водорода. Объем запасов водорода в хранилищах должен быть достаточным для сглаживания перепадов в выработке электроэнергии ВИЭ. В итоге это должно сократить зависимость страны от импорта ископаемого топлива.

Во многих случаях японцы отдавали предпочтение экоавтомобилям для демонстрации своего вклада в экологию. На это же делается ставка и при наращивании производства автомобилей с ВТЭ.

Правительство Японии, рассчитывая на быстрый рост спроса на сжиженный водород, содействует формированию внутреннего его рынка своим участием. С солидными вложениями бюджетных средств сформирована компания «Новая организация по развитию энергетики и промышленных технологий» (New Energy and Industrial Technology Development Organization, NEDO), занимающаяся, в частности, развитием производства и сбыта водорода. В префектуре Фукусима NEDO строит завод по производству водорода как часть комплекса передовых отраслей промышленности, создаваемого в пострадавшем от природной катастрофы регионе.

Экоавтомобили, утвердившись на внутреннем рынке, набирали популярность и за рубежом. Это же наблюдается и с автомобилями с ВТЭ. В правительстве страны, как сообщает японское агентство Kyodo News, составлен план, по которому к началу Олимпиады летом 2020 года в стране будет построено 160 станций заправки водородом (СЗВ), и это станет большим стимулом для внедрения в быт автомобилей на ВТЭ. Правительство рассчитывает, что число СЗВ к концу 2025 финансового года (март‑2026) удвоится, а общее число автомобилей с ВТЭ в стране превысит 200 тыс. В настоящее время в Японии насчитывается около 3 тыс. автомобилей на ВТЭ.

Это, как считается, станет первым шагом к выполнению рекомендаций экспертного комитета при Министерстве экономики, торговли и промышленности, подготовленных в апреле 2018 года и утвержденных в июне кабинетом министров как энергетический план на период до 2050 года. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
1353
Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Владимир Скосырев

США, Япония и Южная Корея оформили новый альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе

0
2476
Столица Перу вряд ли станет символом разрядки между Японией и Китаем

Столица Перу вряд ли станет символом разрядки между Японией и Китаем

Владимир Скосырев

Сигэру Исиба не пойдет на уступки Си Цзиньпину на полях саммита АТЭС

0
3160
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
15323

Другие новости