0
16440
Газета Печатная версия

08.04.2019 22:09:00

Бюрократический капкан для ТЭКа

Чем грозит отечественному бизнесу закон о госрегулировании выбросов парниковых газов

Сергей Рогинко

Об авторе: Сергей Анатольевич Рогинко – кандидат экономических наук, советник президента Союза нефтегазопромышленников России.

Тэги: тэк, климат, отходы, парниковые газы, выбросы, регулирование


тэк, климат, отходы, парниковые газы, выбросы, регулирование По данным нового исследования компании BP, основным производителем парниковых газов является электроэнергетика. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В российской экономике давно не появлялось таких сомнительных инициатив, как проект Федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  Представленный Минэкономразвития РФ в виде концепции в январе прошлого года, после жесткой критики он тем не менее был поставлен на обязательную процедуру обсуждения в декабре. Причем даты обсуждения были выбраны так, что немалая часть положенного времени «съедалась» новогодними праздниками.

Что, впрочем, не уберегло проект ФЗ от негативных оценок со стороны бизнес-сообщества. Оппонентами предложенного текста выступали, в частности, РСПП, Союз нефтегазопромышленников России, Союз производителей энергии, отмечавшие деструктивный характер предлагаемых мер. Последовавшая после снятия проекта ФЗ с обсуждения попытка Минэкономразвития согласовать текст с бизнес-сообществом в лице РСПП ни к чему не привела: стороны стояли на своем. Тогда министерство решилось на странный с точки зрения норм открытости  шаг: представило 26 марта с.г. проект на повторное обсуждение, проигнорировав все полученные замечания.

Какие же ставки на кону в этом законопроекте, если игра по его продвижению идет уже на грани фола? За что бьются чиновники министерства и от чего отбивается бизнес? Ответы на эти вопросы нетрудно найти в тексте проекта, смысл которого вкратце сводится к следующему: предлагается лишить предприятия права самостоятельно решать вопрос о том, сколько  парниковых газов им выбрасывать. Из свободного ресурса, незаметного как воздух для дыхания, парниковые газы хотят сделать ресурсом, распределяемым от имени государства. И речь идет не только о принудительной «нарезке» квот предприятиям ТЭК и других отраслей реального сектора. Минэкономразвития собралось еще и штрафовать предприятия за «перевыбросы», которыми считается любой объем за пределами определенных им лимитов («разрешений» на выбросы!).

Эти штрафы первоначально предполагалось направлять в бюджет, но в последней редакции проекта разработчики нашли им более интересное применение – предложили направить их в фонд, создаваемый под эгидой того же Минэкономразвития. Кроме того, при внимательном прочтении проекта ФЗ в нем обнаруживается перспектива углеродного налога, которым, как известно, облагается уже весь объем выбросов предприятий.

Предприятия – не единственный объект заботы министерства: в проекте ФЗ не забыты и регионы, и отрасли экономики, между которыми также предлагается делить квоты на выбросы, устанавливая так называемые целевые показатели. Насчет штрафов, правда, пока не прописано, но логика разработчиков в отношении предприятий не исключает и такое развитие темы. 

Что же касается корпораций ТЭКа и реального сектора, то они оказываются в замкнутом контуре, в котором их развитие всецело зависит от профильного ведомства. Судите сами: ведомство само формирует критерии распределения квот, само «нарезает» квоты предприятиям, само штрафует за «перевыбросы» и само же распоряжается полученными штрафами. Эта на диво цельная конструкция сильно напоминает капкан, в который должны попасть не только корпорации ТЭКа, но и металлурги, и химики, и другие компании реального сектора. Из этого капкана после принятия ФЗ выхода не будет ни олигархам, ни госкомпаниям: сносное существование в такой конструкции возможно только при хороших отношениях с регулятором, который войдет в положение и не станет прессовать заданиями по сокращению выбросов. А то, каким способом в нынешней России обеспечиваются такие отношения, вряд ли стоит объяснять.

Можно задаться вопросом: а для чего, собственно говоря, нужна вся эта система квотирования, штрафования и т.д.? Какую неотложную проблему надо срочно решать, чем обосновывает Минэкономразвития необходимость такого жесткого контроля над предприятиями? 

Таких мотивировок министерство приводило несколько на разных стадиях продвижения документа. Во-первых, международные обязательства России. О чем идет речь? Пока этих обязательств у России нет, а если это так, то корректно ли забегать вперед? Тем более в обосновании такой серьезной вещи, как федеральный закон.  

Можно, конечно, вспомнить о возможных обязательствах России в рамках Парижского соглашения, озвученных руководством страны на уровне 70–75% в 2030 году от выбросов 1990 года. Но пока наши национальные выбросы, по имеющимся оценкам, составляют около 60% от уровня 1990 года. И даже в случае ратификации соглашения Россией никакой нужды во внутренних ограничениях выбросов не возникнет: ни по одному сценарию самого Минэкономразвития Россия планку в 70–75% к 2030 году не преодолеет. 

Другая мотивировка, приведенная министерством, заслуживает большего внимания: оказывается, выбросы в России все-таки растут, и рост этот наблюдается практически только в одной отрасли: в сфере твердых бытовых отходов (ТБО), где он составил 42,7% с 1990 года. Казалось бы, вот и объект для применения министерских усилий – свалки  и полигоны. Идеальный пилот для проверки эффективности предлагаемых мер. Но почему-то проблему выбросов от бытовых отходов предлагается решать не санацией полигонов (к чему, например, призывает президент РФ), а штрафами и квотами для нефтяников, газовиков, металлургов, химиков и других. Именно последним, судя по паспорту вывешенного к обсуждению проекту ФЗ, эти меры и адресуются. А сектор ТБО, как ни странно, в адресатах не значится. Судя по такой схеме решения проблемы, чиновники министерства определенно не ищут легких путей. И возникает вопрос: может быть, пора ввести проверку проектов ФЗ не только на коррупционную составляющую, но и на соответствие основам элементарной логики, например, адекватности предлагаемых мер проблеме?  

Ведь на самом деле в отраслях – адресатах ФЗ проблема выбросов решается успешно без всяких дополнительных услуг со стороны Минэкономразвития. Чтобы это понять, не нужны большие усилия: достаточно проявить хотя бы базовый уровень компетенции. Например, стоит открыть сайты ведущих корпораций ТЭК – от «Газпрома» до «Интер» РАО – и посмотреть динамику сокращения выбросов парниковых газов за последние годы. Парниковыми газами занимаются не только лидеры ТЭКа – все промышленные компании, зарегистрированные на Лондонской бирже, еще с 2013 года обязаны подавать сведения о выбросах, и общий «зеленый» тренд в мировой экономике неизбежно повышает активность в климатической политике для остальных. 

Что касается норм регулирования, приводящих к снижению выбросов парниковых газов, то в нашей стране их и так предостаточно. Достаточно вспомнить нормативы снижения выбросов попутного нефтяного газа, принятые в 2012 году и уже давшие немалый результат по сокращению данных выбросов, которые являются главным источником эмиссии парниковых газов в нефтяной промышленности. Или федеральный закон о наилучших доступных технологиях (НДТ), устанавливающий очень высокие штрафы за отказ от использования НДТ. Какие возможности снижения выбросов дает предприятиям новый проект ФЗ по сравнению с этими нормами? Никаких, поскольку других доступных технологий, отличных от НДТ, для наших предприятий не существует, и снижать выбросы на основе НДТ им все равно придется и без нового ФЗ. Единственное, что добавляет проект ФЗ – это новые штрафы за те же провинности, за которые уже предусмотрены штрафы по линии НДТ.    

Нужна ли такая дополнительная финансовая и административная нагрузка на ТЭК и реальный сектор в нынешней совсем не простой для России экономической ситуации? Как соотносятся такие предложения с позицией президента РФ, однозначно высказавшегося против любой дополнительной финансовой нагрузки на предприятия ТЭК? Почему в стране, где строительство самого крошечного предприятия не обходится без полноценного ТЭО, законопроект, затрагивающий финансовые интересы важнейших для страны отраслей экономики, продвигается без какого-либо внятного экономического обоснования, без элементарного анализа последствий его принятия? Эти и другие вопросы, задаваемые бизнесом, почему-то не удостаиваются  ответа Минэкономразвития. 

 Все это вместе взятое позволяет сделать вывод: нам предлагается согласиться с мерами, деструктивными для ТЭКа и реального сектора в целом. С мерами, полностью лишенными актуальности с точки зрения интересов России. Предлагается проект ФЗ, лишенный  функционала даже с точки зрения выдвигаемых им задач. Проект, игнорирующий нынешнюю трудную ситуацию для ТЭКа и реального сектора, вынужденных действовать в условиях санкций, блокирующих доступ к каналам международного  финансирования, необходимого для проектов сокращения выбросов. Проект, к которому у бизнеса сохраняются вопросы по поводу возможной коррупционной составляющей предлагаемых в нем схем. 

Такой проект, не создающий ничего нового, кроме рисков для устойчивой деятельности предприятий ТЭКа, реального сектора экономики в целом и в конечном счете для экономической и национальной безопасности России, вряд ли имеет шансы быть поддержанным бизнесом и теми представителями власти, которые понимают взрывоопасность углеродных штрафов, налогов и прочих выморочных мер. Пример первого «климатического бунта» во Франции, акции «желтых жилетов» подсказывают: подъем цен на энергоносители в результате неграмотной климатической политики может стать серьезным запалом для массированной атаки на верховную власть. А ведь такое повышение цен на топливо и электроэнергию в России неизбежно, если данный проект ФЗ будет принят. 

И еще один момент: попытка «нарезать» нашим предприятиям квоты на выбросы парниковых газов и штрафовать за них в свой карман в российской истории уже была, причем – в виде проекта постановления правительства РФ. Автором и бенефициаром такой выдающейся новинки была структура под названием Национальное углеродное соглашение (НУС). Сочетание аббревиатуры и заявленного функционала структуры однозначно сложилось в термин «ГНУС», популярный в те годы в узком профессиональном кругу. Но схема не прошла фильтр администрации президента РФ по уже знакомым причинам: коррупционные риски и деструктивность для экономики. Будем надеяться, что нынешние кураторы темы в АП не уступят своим предшественникам в умении защищать интересы страны. И не поддержат отвергнутую 12 лет назад схему, ущерб от которой будет еще ощутимей сейчас, в нынешней сложной экономической ситуации.

И последнее. Можно, набравшись известной доли наивности, предположить, что разработчики проекта ФЗ действительно не имели никаких других целей, кроме объявленной ими в тексте проекта цели повышения  эффективности российской экономики и конкурентоспособности российской продукции. И что у их не всегда корректных действий не было иных мотивов, кроме горячей веры в способность предлагаемых ими мер облагодетельствовать наш реальный сектор. Но и в этом случае остается вопрос: а почему предложено «включить» эти меры одновременно для всех отраслей по принципу «все вдруг»? Почему не использован зарубежный опыт, на который авторы документа ссылаются к месту и не к месту и который – и на Западе, и на Востоке – основан прежде всего  на осторожном подходе, на проверке предлагаемых мер длительной серией отраслевых и региональных пилотов, предварявших создание национальной системы (в тех случаях, когда она создавалась)? На основе пилотов проверялась эффективность предложенных механизмов и принимались решения о целесообразности их тиражирования и/или корректировки. 

Проверить искренность желания разработчиков проекта ФЗ помочь отечественной экономике и их веру в эффективность своих подходов можно только одним способом: сфокусировать их усилия на одном секторе, на котором и следует проверить результативность предлагаемых проектом ФЗ мер, конкретно – на секторе «Отходы». Направить их на самый горячий участок – на свалки и полигоны, где и наблюдается реальный рост выбросов. За несколько лет пилотной фазы можно будет оценить, повлияли ли предложенные механизмы на динамику выбросов или нет. Иначе у разработчиков будет нечем убедить российский бизнес  и общество в искренности своих декларируемых намерений: прошедшие десятилетия приучили нас верить только реальным результатам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мегарегулятор ограничивает кредиты экологически неправильным предприятиям

Мегарегулятор ограничивает кредиты экологически неправильным предприятиям

Михаил Сергеев

Российский ЦБ требует соблюдения климатической повестки, от которой отказался Федеральный резерв США

0
442
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
2097
Деловая активность растет, а производство сокращается

Деловая активность растет, а производство сокращается

Михаил Сергеев

Центробанк оценил январский бизнес-климат в России

0
3726
ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

Вениамин Попов

Без решения палестинского вопроса мир на Ближнем Востоке не реален

0
8598

Другие новости