Французские атомщики готовятся к ревизии состояния реакторов. Фото Reuters
Как известно, президентом Франции Эммануэлем Макроном 27 ноября прошлого года была обнародована долгосрочная энергетическая программа (PPE), в рамках которой представлены основные направления развития для обеспечения энергетической безопасности страны.
Напомним, что в период президентских полномочий Франсуа Олланда Министерство энергетики в июне 2014 года внесло на рассмотрение в парламент Франции законопроект о снижении доли ядерной энергетики в электрогенерации с 75 до 50% к 2025 году (предвыборные обещания Олланда) и ограничении суммарной мощности действующих в стране АЭС до 63,2 ГВт. В документе, представленном Макроном, достижение этой цели переносится на 2035 год. До этого срока должны быть выведены из эксплуатации 14 из 58 действующих ядерных энергоблоков. Процесс начнется летом 2020 года, когда будут закрыты два энергоблока старейшей французской АЭС Fessenheim. Затем до 2030 года ожидается прекращение эксплуатации еще от четырех до шести энергоблоков.
На поддержку развития возобновляемых источников энергии государство намерено выделить до 7–8 млрд евро вместо нынешних 5 млрд. Субсидироваться будет преимущественно наземная ветроэнергетика, для которой планируется утроение мощности к 2030 году, и солнечная, мощности которой вырастут в пять раз. Предусмотрена и разработка ветротурбин, устанавливаемых на морском дне. В целом возобновляемые источники энергии должны обеспечить 40% производства электроэнергии к 2030 году. Однако, как отметил Макрон, они все еще должны значительно повысить свою конкурентность.
Программа предусматривает также закрытие оставшихся угольных электростанций к 2022 году. «Это новаторская мера, потому что реальность такова, что во всем мире мы не только закрываем, но и открываем новые угольные электростанции», – отметил Макрон.
Премьер-министр Франции Эдуард Филипп в тот же день заявил, что в 2019 году государство примет решение о возможном увеличении своей доли в капитале национальной энергетической компании EDF в рамках эволюции модели французского энергетического концерна: «Мы только что опубликовали нашу долгосрочную энергетическую программу (РРЕ). Если эти предложения будут приняты, они будут иметь последствия для производителей электроэнергии, которые смогут скорректировать свои инвестиционные планы, адаптировать свою организационную структуру, уточнить сроки вывода электростанций из эксплуатации».
В рамках развития и уточнения новой энергетической программы 28 января 2019 года в Париже состоялось подписание нового трехстороннего соглашения между правительством и представителями атомной промышленности, касающееся стратегии развития ядерной энергетики Франции на «среднесрочный» период 2019–2022 годов.
Как сообщает в этой связи пресс-служба Министерства экологии Франции, соглашение подписали: со стороны правительства – министр экологии Франсуа де Рюжи и министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр, со стороны сообщества промышленников – председатель Стратегического комитета по атомной промышленности Доминик Миньер.
Особенностью соглашения стало то, что оно заключалось в обстановке новой конфигурации французской атомной отрасли, в первую очередь после реорганизации крупнейшей в стране атомной корпорации AREVA, правопреемниками которой стали Orano и Framatome.
Участники соглашения взяли на себя ряд взаимных обязательств, касающихся поддержки атомной отрасли страны в следующих направлениях: обеспечение и сохранение занятости в ядерном секторе; сохранение навыков и обеспечение профессиональной подготовки персонала; «цифровая трансформация» и «экологическая трансформация» отрасли, а также вопросы, связанные с поддержкой атомной индустрии страны на международном рынке.
Особый интерес, отмечает сайт Atominfo.ru, представляет содержащаяся в соглашении статистическая информация о нынешнем состоянии атомной отрасли. Так, сегодня в атомную отрасль Франции входят 2600 предприятий (из которых 85% – это малые и средние), которые прямо или косвенно обеспечивают 220 тыс. рабочих мест, годовой оборот в отрасли составляет около 50 млрд евро, из которых 22% приходится на экспортные операции.
В числе конкретных пунктов указывается обязательство компании Framatome разработать новую версию реактора EPR большой мощности, а также совместно с EDF и Комиссариатом по атомной и альтернативной энергетике заняться разработкой собственного французского модульного реактора малой мощности.
Это необходимо понимать в том плане, что французские производители активно изучают возможность пополнения своего ассортимента. Главное состоит на сегодня в том, что французские промышленники должны убедиться в том, что модульные реакторы малой мощности не только технически возможны, но и экономически целесообразны.
Об этом, как передает агентство Reuters, заявил Ксавье Урсат, отвечающий в энергетической компании EDF за проекты по новому атомному строительству. В настоящее время компания EDF совместно с комиссариатом по атомной энергии Франции проводит исследования по возможности создания реакторов мощностью 150–170 МВт(э). «Во Франции мы всегда предпочитали реакторы большой мощности... но нам нужно также рассмотреть и аппараты меньшей мощности», – сказал Урсат, выступая на семинаре по ядерным инновациям, организованном французским Обществом по ядерной энергетике (SFEN).
Атомный комиссариат Франции проведет в ближайшие 18 месяцев технико-экономическое исследование возможностей малых реакторов.
Дело в том, что малые модульные реакторы (SMR6) предназначены для более доступной индустриализации и финансирования, пишет французский бюллетень (SFEN). Издание также указывает, что Китай, Южная Корея, Россия имеют уже подобные проекты. Да и в Соединенных Штатах американская частная компания NuScale Power (частная компания с ограниченной ответственностью со штаб-квартирой в Тигарде, штат Орегон, которая разрабатывает и продает небольшие модульные реакторы) уже получила дополнительную общественную поддержку и 200 млн долл. на разработку проекта малого модульного реактора. Она планирует коммерциализацию своего реактора к 2025 году. Это подтверждает и Министерство энергетики США, утверждающее, что эта технология будет доступна в продаже около 2025 года.
Как известно, Великобритания объявила в 2016 году конкурс на лучшую технологию малого модульного реактора для страны. Франция, говорится в бюллетене, также может извлечь выгоду из своего ноу-хау в исследовательских реакторах и реакторах военно-морских силовых установок.
Следует отметить, что подписание нового соглашения между правительством и представителями атомной промышленности прошло на фоне сложных дискуссий в руководстве страны, связанных с перспективами атомной энергетики. Ведь во Франции, особенно после катастрофы на японской АЭС «Фукусима» в июне 2014 года, после общенациональных энергетических дебатов тогдашнее правительство как раз и приняло решение об ограничении атомных генерирующих мощностей в размере не более нынешних 63,2 ГВт и снижении доли атомной энергетики до 50%. В августе 2015 года это решение было даже утверждено законом, в котором сокращение доли атомной энергии было мотивировано переходом на «зеленые» (возобновляемые) источники энергии.
Однако, по мнению многих экспертов, значительного сокращения атомных мощностей во Франции ожидать не стоит, так как сохранение высокой доли АЭС в энергетике страны необходимо для обеспечения энергетической независимости.
Заслуживает внимания анализ того, как атомная энергетика может содействовать достижению Францией климатических целей, намеченных в Парижском соглашении. Сегодня утверждается, что во Франции 97% производимого электричества уже низкоуглеродное. Именно благодаря ядерной энергетике Франция имеет низкие выбросы CO2 (5,5 т CO2/чел./год). А это ниже, чем в среднем по Европе (7,4 т CO2/чел./год), и вдвое ниже, чем в соседней Германии. Состоящая из 20% возобновляемых источников энергии (в основном гидравлическая) и 77% ядерной энергии, французская электроэнергетическая система на 97% низкоуглеродна, что и позволяет Франции успешно бороться с глобальным потеплением.
Франция занимает первое место в мире по своей энергетической системе, обеспечивающей устойчивую защиту окружающей среды. Она уже выполняет рекомендации Межправительственной группы экспертов по изменению климата (ЮНЕП). Напомним, что эта организация была основана в 1988 году Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Действительно, согласно ЮНЕП низкоуглеродистая электрическая группа на 80% поможет сдержать и стабилизировать глобальное потепление.
комментарии(0)