0
9249
Газета Печатная версия

12.11.2018 20:07:00

Неидеальный воздух, которым мы дышим

Функционирование системы информации о загрязнении атмосферы в России оставляет желать лучшего

Тэги: экология, воздух, greenpeace, москва, загрязнение атмосферы


экология, воздух, greenpeace, москва, загрязнение атмосферы Greenpeace выступает в защиту городской воздушной среды. Фото с сайта www.greenpeace.ru

В конце октября в Женеве проводилась Первая глобальная конференция по загрязнению воздуха и здоровью. Ее провела  Всемирная организация здравоохранения. Одной из тем этого мероприятия стало улучшение мониторинга качества воздуха.

Известно, что загрязнение воздуха – одна из главных причин преждевременной смертности в мире, с которой связано до трети всех смертей от инсульта, рака легких и болезни сердца. Ежегодно из-за него умирает более семи миллионов человек. Уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает рекомендованные ВОЗ показатели качества воздуха в большинстве городов мира. Российское отделение Greenpeace оповестило о проблемах с информированием о качестве воздуха в нашей стране и перспективах их решения организаторов конференции: Всемирную организацию здравоохранения, Программу ООН по окружающей среде и Коалицию за сохранение климата и чистоты воздуха для сокращения концентрации нестойких загрязняющих веществ. В заявлении, распространенном Greenpeace, высказывается надежда, что «международное сотрудничество поможет исправить существующие недостатки, и российские граждане смогут получать информацию о качестве воздуха и его влиянии на здоровье ежедневно в полном объеме и доступной форме, с использованием самых передовых технологий». Так прокомментировал ситуацию эксперт российского отделения Greenpeace Василий Яблоков. В этой связи Greenpeace потребовал от Роспотребнадзора публиковать актуальные данные о загрязнении воздуха онлайн. У ведомства есть нормативы, которые обязывают информировать граждан о загрязнении атмосферного воздуха, в том числе на интернет-сайте, однако в них не указано, в каком формате и объеме следует это делать. Чтобы такая возможность появилась, Роспотребнадзор должен изменить регламент по информированию.

Надо сказать, что о необходимости развивать это направление руководитель Роспотребнадзора Анна Попова указывала еще  в июле на Moscow Urban Forum.

«Мониторинг – это наша часть задачи, и мы понимаем, что должны искать новые направления. Мы это делаем, мы пересматриваем свои подходы к социально-гигиеническому мониторингу и готовы к новому формату. Это, конечно, обращение с тем объемом, который мы нарабатывали и нарабатываем, на другом технологическом уровне», – говорила она.

С некоторых пор, просматривая Евроновости, я стал обращать внимание на то, что телепрограмма публикует не только температурные данные по всему миру, но и уровни загрязнения окружающей среды. Не могу сказать, что в России эти показатели лучше, чем в ведущих городах Европы. Нередко они превышают, например, соответствующие показатели Берлина в 2 раза. Наиболее опасным является диоксид азота.

Диоксид азота (NO2) – газ желто-бурого цвета с резким запахом (в тех концентрациях, в которых встречается в атмосферном воздухе крупных городов, – в основном без запаха), обладает выраженным раздражающим действием на дыхательные пути, общетоксическим действием. Диоксид азота является производной процесса сгорания и обычно встречается в атмосфере в тесной связи с другими основными загрязнителями. Поскольку содержание диоксида азота легче поддается измерениям, он часто выступает в качестве основы для косвенного анализа по целому ряду загрязняющих веществ, а также оценки качества атмосферного воздуха в общем. Один из основных источников загрязнения воздуха диоксидом азота – транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, в первую очередь низкого экологического класса и дизельные. Также свой вклад вносят объекты энергетики, теплоснабжения, промышленность. При этом в суммарном загрязнении воздушной среды городов, в том числе диоксидом азота и другими ассоциированными загрязнителями, доля автотранспорта может достигать 80–90%. В соответствии с Докладом о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год загрязнение воздуха автотранспортом занимает первое место среди факторов окружающей среды, влияющих на здоровье населения страны. Значительный рост количества автомобилей и сохраняющиеся тенденции автомобилизации усугубляют данную проблему. Растущая интенсивность движения без учета пропускной способности улично-дорожной сети городов приводит к регулярному возникновению сетевых заторов и повышенному выбросу опасных соединений.

Загрязнение воздуха автотранспортом наносит ущерб не только здоровью населения, но и снижает туристический и инвестиционный потенциал города, что в совокупности приводит к серьезным экономическим последствиям.

Инициатива российских Зеленых

Летом 2018 года волонтеры совместно с российским отделением Greenpeace в рамках проекта «Гринпис Воздух» провели первое в России масштабное исследование локального загрязнения воздуха. Целью исследования является выявление зависимости концентраций диоксида азота от близости к источникам загрязнения, в первую очередь к дорогам с интенсивным движением автотранспорта. Для проведения исследования были выбраны 8 российских городов-миллионников, включая города-спутники: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Воронеж, Ростов-на-Дону. Доступные данные экологического мониторинга свидетельствуют о наличии повышенных концентраций диоксида азота в этих городах. Кроме того, именно в этих городах есть активные волонтерские группы, которые ранее принимали участие в проекте «Гринпис Воздух». За проведение исследования в каждом городе отвечал координатор. В качестве инструмента были выбраны диффузионные трубки Палмса, которые используются для определения концентрации загрязняющих веществ пассивным методом отбора проб. Отбираемые газы, в данном случае диоксид азота, попадают в открытый конец трубки и собираются абсорбирующим материалом в результате молекулярной диффузии. Диффузионные трубки – это доступное и относительно простое в использовании оборудование. Данная технология широко используется для проведения мониторинга качества воздуха в разных странах. ГОСТ Р ЕН 13528-3-2010 содержит положение, которое описывает мотивы использования трубок Палмса при исследовании, проводимом волонтерами: «Экономичность и простота обслуживания диффузионных  пробоотборников делает их идеальным средством для организации мероприятий по информированию населения. В частности, сама методика измерений может быть эффективно внедрена при организации мероприятий по повышению информированности населения и в дидактических целях».

Исследование проводилось по методике, апробированной ранее в некоторых европейских странах, в том числе Бельгии и Германии, под научным руководством Университета Эксетера. Результаты анализировались сертифицированной лабораторией в Великобритании. Методикой были учтены факторы, которые могут повлиять на результат исследования, в связи с этим были разработаны инструкции и сделаны ограничения при выборе мест установки диффузионных трубок. Все координаторы прошли специальный инструктаж по способам хранения, транспортировке, выбору места установки трубок. В основном трубки устанавливались вблизи автодорог и на высоте от 1,5 до 3 м. Часть трубок в каждом городе использовалась в качестве контрольных, их устанавливали вдали от дорог. Также проводились локальные исследования качества воздуха, в том числе на природных территориях, в помещениях и на различных высотах. Каждая трубка провисела в среднем 3 недели (от 2 до 4 недель), после чего все результаты (место размещения трубок, фотосъемка, GPS-координаты, высота расположения трубок, описание характера загрязнения воздуха, интенсивность и близость к источникам загрязнения, характер застройки, микроклимат) были зафиксированы волонтерами в специальной анкете. Часть трубок была размещена волонтерами в местах их проживания для того, чтобы определить фоновую концентрацию диоксида азота в жилой зоне. Восемь координаторов в городах, где проводилось исследование, раздали 500 трубок Палмса более чем 200 волонтерам. Координаторы в своих городах контролировали ход исследования, в том числе консультировали по вопросам размещения трубок, а также участвовали в сборе и отправке материалов в лабораторию. В итоге отчет из лаборатории содержит результаты исследования 333 трубок, собранных в 8 городах.

Концентрации диоксида азота распределились следующим образом: 29 проб – до 10 мкг/м3, 71 – от 10 до 20 мкг/м3, 108 – от 20 до 30 мкг/м3, 76 – от 30 до 40 мкг/м3, 49 – более 40 мкг/м3. Максимальное значение 101,39 мкг/м3 было зафиксировано в Москве на пересечении Бакинской улицы и Кавказского бульвара. В России в соответствии с гигиеническим нормативом предельно допустимая среднесуточная концентрация диоксида азота в населенных пунктах составляет 40 мкг/м3 (ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»). С помощью пространственного анализа было выявлено, что у 53% проб, собранных на расстоянии менее 20 м от автодорог, концентрация диоксида азота превысила 40 мкг/м3, а 30% проб, собранных на расстоянии от 20 до 50 м от автодорог, показали средний результат 30–40 мкг/м3.

При анализе проб с концентрацией более 40 мкг/м3 было выявлено, что 38 из 49 проб находились на близком расстоянии от дорог (до 50 м). В каждом городе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, было установлено 50 трубок. В Москве было развешено 120 трубок, в Санкт-Петербурге – 80.

Проведенный анализ подтвердил тот факт, что ведущим фактором в распределении концентраций диоксида азота является близость к улицам с интенсивным движением автотранспорта. В городах вблизи жилых домов наблюдаются превышения гигиенических норм фоновой концентрации диоксида азота, что негативно влияет на здоровье жителей. Для достижения безопасных концентраций диоксида азота необходимо уменьшить интенсивность транспортных потоков, в том числе путем уменьшения количества поездок на личном автотранспорте, создания зон пониженных выбросов, то есть ограничения движения автотранспорта низкого экологического класса. В первую очередь необходимо обеспечить приоритет общественного транспорта, а также создать безопасную инфраструктуру для пешеходного и велосипедного движения. Данные меры способствуют кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха и улучшению качества жизни городского населения. Необходим эффективный контроль качества воздуха, в том числе путем организации непрерывного мониторинга, а также предоставления населению достоверной, полной и открытой информации в онлайн-режиме.

9-12-01.jpg
Датчики замеров качества воздуха, установленные
Greenpeace в Москве. Карта с сайта www.greenpeace.ru

Результаты анализа московского воздуха

 В этой связи несомненно заслуживает внимания требование к Роспотребнадзору публиковать данные о загрязнении воздуха в онлайн-режиме. Это требование уже поддержали активисты из Москвы, Челябинска, Новокузнецка, Екатеринбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону, Рязани, Казани и Орехова-Зуева, в том числе движения «СТОП ГОК», «Челябинск, дыши!», «Открытая Россия», «Протестный Кузбасс», «Время!». Почему появляются такие требования?

Дело в том, что 17 октября в большинстве районов Москвы была превышена среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота. В вечерние часы была превышена и разовая ПДК, то есть вредных веществ в воздухе было столько, что они могли вызывать раздражение слизистых и резкое ухудшение самочувствия. Как сообщает Greenpeace, на сайте московского управления Роспотребнадзора, однако, не появилось никакой информации о превышении ПДК диоксида азота и мерах, предпринятых для защиты здоровья москвичей.

Greenpeace обращает внимание, что с 14 октября на юго-востоке Москвы ежедневно фиксируется превышение разовой ПДК сероводорода. Такая ситуация для Москвы уже стала типичной, что не делает ее менее опасной. Сероводород – это высокотоксичный газ, и Роспотребнадзор по закону обязан предпринимать меры для защиты граждан от таких выбросов.

Но ведь в столице имеется  развитая сеть мониторинга качества воздуха, информация которой должна служить основанием для срочных действий. Однако сейчас ее потенциал не используется, хотя у Роспотребнадзора есть правовые возможности получать данные о качестве воздуха от других ведомств, давать им оценку и информировать население.

Greenpeace требует от Роспотребнадзора оперативно, в полном объеме и доступной форме информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке, в том числе о качестве воздуха и его влиянии на здоровье населения, источниках загрязнения, а также о мерах по устранению нарушений законодательства.

Французский опыт

В этом плане заслуживает внимания контроль чистоты парижского воздуха. Об этом «НГ-энергия» обстоятельно сообщала в своем номере от 8 июля 2017 года. Во Франции имеется негосударственный контролер – некоммерческая организация (НКО) AIRPARIF. В соответствии с законом о воздушном транспорте от 30 декабря 1996 года AIRPARIF является НКО, аккредитованной Министерством окружающей среды для мониторинга качества воздуха в Иль-де-Франс (Парижский регион – историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна, между реками Сена, Марна, Уаза. Это округ, включающий в себя и французскую столицу). Но в состав руководящих органов данного НКО входят представители и власти, и всех основных загрязнителей окружающей среды, в том числе и энергетические компании Франции и ассоциации граждан по защите окружающей среды. Деятельность НКО регулируется нормативными требованиями и финансируется на паритетных началах и властями и промышленностью.

Амелия Фриц, ответственная за коммуникацию НКО, рассказала делегации российских журналистов, посетивших Париж по инициативе посольства Франции в Москве, что ее организация выполняет несколько функций: контроль качества воздуха с помощью измерительных приборов и средств компьютерного моделирования для оценки рисков для здоровья населения, окружающей среды и инфраструктуры, изучение и прогнозирование эпизодов загрязнения и их оценки с помощью инструментов моделирования (AIRPARIF работает с 3–4 компьютерными моделями) эффективности предложенной стратегии по борьбе с загрязнением атмосферы и климатическими изменениями, информирование властей, политиков, СМИ и граждан (ежедневно во время возникновения пиков загрязнения). Подобные организации имеются в каждом регионе Франции.

Главной задачей НКО является наблюдение за состоянием воздушной среды, анализ ее загрязнений и информирование. Это очень важные аспекты деятельности хотя бы потому, что в Европе загрязнение окружающей среды приводит к смерти 600 тыс. человек в год и обходится экономике в 100 млрд евро. Для Парижа характерно, что каждый второй городской житель вынужден жить в условиях постоянного загрязнения воздушной среды, что особенно важно для крупных магистралей и центра столицы (в условиях плотной застройки). Но ситуация улучшается, поскольку ранее (лет десять тому назад) в таких условиях проживали девять из десяти парижан, хотя замеренные показатели диоксида азота сейчас в Париже бывают в два раза выше норм, предписанных Евросоюзом. А ведь именно дизельный транспорт является наряду со сжиганием угля и нефти одним из основных источников оксида азота в воздухе, который легко переходит в диоксид азота. Превышение допустимых порогов по взвешенным частицам (также один из факторов дизельного выхлопа) бывает в Париже примерно в один день из пяти в неделю (или 80 дней в году). Третьим, главным загрязнителем воздуха в Париже является озон, который синтезируется под действием ультрафиолетовых лучей из составляющих выхлопа автомобилей.

Этот анализ делает более понятной позицию французского правительства в отношении автомобильного транспорта, и в частности по дизельным автомобилям. Встает вопрос: что же сейчас делают французы для ограничения таких выбросов?

Наиболее действенным методом (который неплохо бы было перенять и России) является на сегодня сертификация автотранспорта по вредности выбросов. Система правил CritAir основана на строгой классификации всех легковых автомобилей, мотороллеров и мотоциклов по объемам выбросов. С 16 января 2017 года все транспортные средства для проезда по Парижу должны иметь специальный талон с указанием экологического класса двигателя. Имеется пять классов автомобилей по вредности выбросов, и талоны получает автомобиль во время регистрации. Новая система позволяет властям вводить временные ограничения на въезд в столицу и ближайшие пригороды автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Запрет машин экологически грязных категорий вводит префектура Парижа на период пика загрязнения атмосферы.

В начале года AIRPARIF и сообщила о первом пике загрязнения с момента введения новых правил. Уровень концентрации твердых частиц в атмосфере превысил тревожный порог в 80 мкг на м3. На основании этих данных префектура запретила 23 января въезд в Париж автомобилям самых экологически вредных классов. Запрет касался машин, выпущенных ранее 2001 года.

Нельзя сказать, что новые климатические меры Франции встретили сугубо положительный отклик как во Франции, так и в Европе. Во Франции против их введения выступили могущественные профсоюзы, объединяющие крупнотоннажных перевозчиков грузов, поскольку они используют по преимуществу дизельные двигатели. Понятно, что и автомобилестроители, прежде всего в Германии, также высказали сомнения в отношении целесообразности таких мер. С другой стороны, сообщает немецкое информационное агентство n-tv, глава фракции Зеленых в немецком Бундестаге Антон Хофрайтер призвал немецкое правительство следовать французскому примеру и указал на то, что немецкие Зеленые предлагают с 2030 года допускать к эксплуатации только автомобили без выбросов вредных газов. Идеи немецких Зеленых не стоит недооценивать, поскольку сейчас мы можем наблюдать своего рода ренессанс этого движения, представители которого уже заседают в ряде земельных правительств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Атлантида у стен Кремля

Атлантида у стен Кремля

Андрей Мирошкин

Что сохранилось из древностей Китай-города

0
223
Петит

Петит

0
211
«Роснефть» названа лидером по рациональному водопользованию среди нефтегазовых компаний РФ

«Роснефть» названа лидером по рациональному водопользованию среди нефтегазовых компаний РФ

Татьяна Астафьева

Специальные корпоративные программы позволяют сокращать воздействие на окружающую среду

0
485
Основателя "Армянского батальона" взорвали по "украинскому сценарию"

Основателя "Армянского батальона" взорвали по "украинскому сценарию"

Василий Матвеев

Президент Федерации бокса ДНР Армен Саркисян погиб в результате теракта

0
1972

Другие новости